Слайд 1Русский шансон
Рокол Екатерина
ОБ-РНО-31
Слайд 2В российской музыкальной индустрии 1990-х годов понятие «русский шансон» стало
заменой для неудобного термина «блатная песня». Но в первой половине
XX века под русским шансоном понимались далекие от криминальной тематики фокстроты и танго, а также эмигрантские, эстрадные, цыганские песни и городские романсы.
Великие исполнители, стоявшие у истоков русского шансона:
Александр Вертинский
Слайд 3Александр Вертинский был не просто эстрадным певцом, но «человеком-оркестром» —
композитором, поэтом, исполнителем. А еще режиссером и киноактером. У шансонье,
выступавшего в жанре городского романса, сложился особенный стиль исполнения — он сочетал напевный речитатив с грассирующим французским «р».
Долгое время он выступал в образе Пьеро — печального шута, под маской которого скрывались истинное благородство и страдание.
В репертуар Вертинского входили песни на стихи популярных поэтов Серебряного века и на его собственные: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Я сегодня смеюсь над собой», «Бал Господень», «Кокаинетка» и другие.
Он написал знаменитый романс «То, что я должен сказать», который стал одной из самых знаменитых русских антивоенных песен. Из-за этого текста, полного сочувствия к врагам большевиков, Вертинского вызывали в ЧК для объяснений. После этого тревожного эпизода с чекистами актер уехал за границу на гастроли и в СССР уже не вернулся.
Слайд 4Петр Лещенко
Имя румынского артиста Петра Лещенко прогремело в Бессарабии
(сегодня — Румыния), а потом в Европе и на Ближнем
Востоке в 20-х годах XX века.
По настоянию Строка Лещенко записал свой голос на пластинку, которую давал слушать меценатам. На спонсорские деньги артист издал граммофонные пластинки с хитами «Синяя рапсодия», «Скажите почему», «Татьяна», «Спой нам, ветер». Но визитной карточкой Лещенко стало танго «Черные глаза», которое он исполнял своим тягучим и в то же время энергичным голосом.
Слайд 5Сформировались и оформились три ветви жанровой неформатной музыки – собственно
блатная, бардовская (КСП) и русский рок. Бардовская (Окуджава, Визбор, Галич)
стала прибежищем технической интеллигенции, рок (Макаревич, Гребенщиков, «Воскресение») утянул на себя молодежные протестные настроения, а блатная низовая культура вкупе с романсами приняла новое наименование – русский шансон.
Слайд 6Примерно с 90-х годов русский шансон стал не только полноправным
легальным музыкальным жанром и коммерчески успешным радиоформатом, но и активно
принялся оказывать влияние на смежные жанры. Скажем, культовая поп-певица Алла Пугачёва записала песни в жанре шансона «Настоящий полковник», «Мадам Брошкина» и «Девочка секонд-хэнд», ставшие эстрадными суперхитами. Появились поп-звезды, работающие на грани традиционной поп-музыки и шансона: Ирина Аллегрова, Вячеслав Добрынин, Юрий Лоза, Олег Газманов и др
Слайд 731 декабря 2010 года на радио «Шансон» прошло голосование за
лучшую песню десятилетия. Результаты настолько красноречивы, что стоит целиком опубликовать
первую десятку топа:
Слайд 8В России русский шансон сегодня является одним из самых популярных
и массовых музыкальных жанров. Есть два платных телеканала, посвященных исключительно
этому жанру – «Шансон ТВ» и «Ля-Минор», причем во многих городах они входят в базовый бесплатный пакет вещания. Работает федеральная сетевая радиостанция «Шансон», вещающая в 170 городах вещания и покрывающая практически всю Россию, а через спутниковую платформу Hot Bird покрывающую многие страны Западной Европы и Ближнего Востока, где проживает немало наших соотечественников. Есть специализированные шансон-радио в некоторых городах (например, в Москве – «Добрые песни», в Санкт-Петербурге – «Питер FM»), а количество региональных радиостанций, активно включающих в свои плей-листы песни в жанре русского шансона, подсчитать вовсе невозможно. Стоит отметить, что с момента создания радио «Шансон» стабильно входит в тройку самых популярных FM-радиостанций страны.