Слайд 1Г.Б. Вершинина
Русский язык как учебный предмет в школе
Теория и методика
обучения русскому языку
Лекция №2
Слайд 2Г.Б. Вершинина
Общая характеристика филологического образования
Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных дисциплин
Обучение, развитие, воспитание средствами предмета «Русский язык»
Содержание
Слайд 3Г.Б. Вершинина
4. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
Содержание
Слайд 4Г.Б. Вершинина
5. Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Содержание
Слайд 5Г.Б. Вершинина
Родной язык – это не нарочно придуманные для детей
правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне
с душой всего народа.
Я. Корчак
Слайд 6Г.Б. Вершинина
1. Общая характеристика филологического образования
Филология сегодня – комплексная область
знаний, совокупность гуманитарных наук, изучающих духовную культуру народа через языковой
анализ письменных и устных высказываний. Она включает родной язык и литературу, русский язык и литературу, речеведение (лингвистику речи, риторику), иностранный язык.
Слайд 7Г.Б. Вершинина
Общая характеристика филологического образования
Филологическое образование играет ведущую роль в
процессах воспитания личности, развития ее морально-нравственных качеств и творческих способностей,
в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, реализованной в речи, в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Слайд 8Г.Б. Вершинина
Задачи филологического образования в школе
развитие личности как носителя языка
с ее этно-, социо-, психологическими особенностями, способной ощущать язык как
высший дар, национальную и общечеловеческую ценность;
овладение речевой деятельностью (рецептивной, помогающей ребенку приобщиться к накопленной человечеством культуре, и продуктивной, развивающей творческий потенциал личности)
Слайд 9Г.Б. Вершинина
приобщение учеников к богатству и красоте родного слова, запечатленного
в письменных памятниках национальной культуры, произведениях художественной литературы, образцовых устных
и письменных текстах
Задачи филологического образования в школе
Слайд 10Г.Б. Вершинина
развитие способностей восприятия, понимания, интерпретации содержания текста (публицистического, делового,
художественного и пр.) как условия для воспитания любви и интереса
к родной и иностранной речи;
Задачи филологического образования в школе
Слайд 11Г.Б. Вершинина
постижение через язык, художественную литературу мировоззрения народа, его истории,
философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.
Задачи филологического образования
в школе
Слайд 12Г.Б. Вершинина
Основной принцип филологического образования - КОММУНИКАТИВНОСТЬ, предполагающая формирование культуры
общения разного уровня: от эмпатии, способности сопереживать другому лицу, до
диалога (полилога) культур.
Задачи филологического образования в школе
Слайд 13Г.Б. Вершинина
Предмет изучения – язык как совокупность национальных средств общения.
Изучается с помощью самого себя (Мы изучаем предмет, который сам
является средством передачи учебной информации.) Поэтому обучение напрямую зависит от:
2. Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных дисциплин
Слайд 14Г.Б. Вершинина
филологической компетенции учителя ( в том числе его
объяснительных способностей);
Слайд 15Г.Б. Вершинина
2. Особенности и место предмета «Русский язык» в ряду
учебных дисциплин
филологической компетенции учеников (от общего уровня их речевого
развития).
Слайд 16Г.Б. Вершинина
В связи с этой особенностью педагог и ученики должны
владеть всеми видами интеллектуально-речевой (коммуникативной) деятельности (говорением, слушанием, чтением, письмом).
Слайд 17Г.Б. Вершинина
2.Особенности и место предмета «Русский язык» в ряду учебных
дисциплин
Основная цель уроков русского языка – помочь осмыслить языковые факты
как:
элементы языковой системы
Слайд 18Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык» в ряду учебных
дисциплин
элементы коммуникации
( помощники общения)
Слайд 19Г.Б. Вершинина
На каждом уроке нужно
создавать мотивацию изучения (объяснять, для
чего изучается то или иное лингвистическое понятие ).
Слайд 20Г.Б. Вершинина
2) Государственный стандарт лингвистического образования и типовая учебная программа
по русскому языку состоят из двух программ: лингвистики языка (изучается
языковая система) и лингвистики речи (изучаются речевые понятия: ситуация общения, интонация, текст, его типы и жанры и т.п.)
Слайд 21Г.Б. Вершинина
Поэтому учитель проводит собственно уроки русского языка и уроки
развития речи (риторики), которые являются методической дихотомией и вместе с
уроками литературы образуют систему уроков русской словесности.
2.Особенности и место предмета «Русский язык» в ряду учебных дисциплин
Слайд 22Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
Речь
Я з ы к
У
Р
О
В
Н
И
Я
З
Ы
К
А
Е
Д
И
Н
И
Ц
Ы
Я
З
Ы
К
А
(Этажи)
(Жильцы)
Слайд 23Г.Б. Вершинина
1. Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду
учебных дисциплин
З) Четко выраженная практическая направленность предмета. Проявляется в следующем:
Слайд 24Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
на уроке изучаются:
теоретические знания (в виде понятий, языковых правил и
определений);
Слайд 25Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
Русский
язык
способы практической деятельности с теоретическими знаниями (навыки и
умения) на основе заданий (упражнений и задач);
Слайд 26Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык» в ряду учебных
дисциплин
нормы отношения человека к миру (социальные, морально-этические и др.)
через язык;
Слайд 27Г.Б. Вершинина
на уроке русского языка ученики овладевают 3-мя видами
лингвистических знаний:
Слайд 28Г.Б. Вершинина
языковой компетенцией (совершенствуют практический язык обиходно-бытового общения);
Слайд 29Г.Б. Вершинина
лингвистической компетенцией (представлением о языке как системе);
Слайд 30Г.Б. Вершинина
Лингвистическая компетенция
Это:
а) владение единицами языка (не только сведениями
о них, но и самими единицами фонетики, лексики, грамматики и
пр.);
Слайд 31Г.Б. Вершинина
Лингвистическая компетенция
б) правилами их соединения, умением пользоваться ими.
Для этого
в школьные учебники включаются приложения, в которых определяется круг слов,
грамматических и др. средств, подлежащих усвоению в том или ином классе. Ученики овладевают языковыми нормами (орфоэпическими, лексическими и др.) Комплекс этих лингвистических умений – база для совершенствования речевой деятельности (коммуникативной компетенции).
Слайд 32Г.Б. Вершинина
коммуникативной компетенцией как совокупностью сведений об умелом, искусном,
результативном общении во всех значимых для человека сферах деятельности (от
учебно-речевой до будущей профессиональной).
Слайд 33Г.Б. Вершинина
4) На уроке ученики осваивают специальные операции с языком
и речью – общеучебные / коммуникативные умения:
определять тему и
основную мысль своего и
чужого письменного и устного текстов/
высказываний;
Слайд 34Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
озаглавливать текст в соответствии с темой, интенцией и основной
мыслью (идеей);
Слайд 35Г.Б. Вершинина
определять структуру и композицию (жанр) текста и составлять
его план;
1.Особенности и место предмета «Русский язык» в ряду учебных
дисциплин
Слайд 36Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
собирать и систематизировать языковой материал в соответствии с темой,
основной мыслью и планом (жанровой формой) текста;
Слайд 37Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
умение пересказывать текст в соответствии с речевой ситуацией;
Слайд 38Г.Б. Вершинина
2.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
умение создавать высказывание (устное, письменное, поликодовое) в соответствии с особенностями
общения (учетом речевой ситуации).
Слайд 39Г.Б. Вершинина
1.Особенности и место предмета «Русский язык»
в ряду учебных
дисциплин
Эти умения помогают ученикам успешно изучать другие предметы,
а учителю -реализовывать межпредметные связи уроков русского языка и других школьных дисциплин, формировать комплексные знания.
Слайд 40Г.Б. Вершинина
Умения общаться как методический компонент урока
Характеризуя готовность учеников к
общению, некоторые исследователи (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и
др.) выделяют как компонент содержания предмета «Русский язык»:
речевые умения и навыки;
коммуникативные умения
и навыки.
Слайд 41Г.Б. Вершинина
Умения общаться как методический компонент урока
Речевые действия, с точки
зрения методистов, включают в себя умения и навыки понимания (аудирования)
русской речи, чтения, письма, говорения.
Слайд 42Г.Б. Вершинина
Умения общаться как методический компонент урока
Так, аудирование (слушание) включает
способность понимать цель говорящего, адекватно воспринимать устную речь.
Чтение требует умений
и навыков использовать различные его виды (ознакомительное, изучающее и пр.), говорение – логично, непротиворечиво излагать свои мысли, участвовать в диалоге, полилоге и пр.
Слайд 43Г.Б. Вершинина
Умения общаться как методический компонент урока
Коммуникативные умения и навыки,
с точки зрения такой позиции, включают способность адекватно использовать язык
в разных сферах и ситуациях общения, в соответствии с его мотивами, социально принятыми нормами поведения.
Слайд 44Г.Б. Вершинина
Умения общаться как методический компонент урока
Однако при внимательном анализе
такого подхода выявляется его противоречие, так как речь идет по
сути об одном явлении – готовности пользоваться речью в личных целях с учетом всех обстоятельств коммуникации.
Слайд 45Г.Б. Вершинина
Поэтому ПРАВИЛЬНО называть речевые действия, которые совершает человек, используя
язык, и которым нужно учить в школе, КОММУНИКАТИВНЫМИ УМЕНИЯМИ (творческими
действиями, которые нельзя свести к автоматизму, так как «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», в нашем понимании – в абсолютно одинаковую речевую ситуацию).
РЕЧЬ
Слайд 46Г.Б. Вершинина
5) Русский язык изучается с 1 по 11 класс
сквозным предметом (как государственный язык), входит в перечень обязательных для
итоговой аттестации дисциплин (как выпускной и вступительный экзамен)
Слайд 47Г.Б. Вершинина
6) Вместе с другими дисциплинами предмет формирует детскую личность,
но располагает большими возможностями в силу особого статуса языка как
средства воздействия на мировоззрение, умственные операции, свойства характера, модель речевого поведения в обществе.
Слайд 48Г.Б. Вершинина
3. Обучение, развитие, воспитание
средствами предмета «Русский язык»
Слайд 49Г.Б. Вершинина
3. Обучение, развитие, воспитание средствами предмета «Русский язык»
Классификации целей
По
объекту приложения усилий учителя
Весь процесс обучения русскому языку подчиняется трем
главным целям (стратегическим усилиям учителя):
Слайд 50Г.Б. Вершинина
обучающей,
воспитательной,
развивающей.
Слайд 51Г.Б. Вершинина
3. Обучение, развитие, воспитание средствами предмета «Русский язык»
По
охвату учебного процесса
1) общие (общепредметные);
2) частные (учитывают особенности предмета)
Слайд 52Г.Б. Вершинина
3. Обучение, развитие, воспитание средствами предмета «Русский язык»
Все виды
целей вписываются в конспект учителя и реализуются
на протяжении всего
процесса изучения русского языка.
Слайд 53Г.Б. Вершинина
Обучающая цель: реализуется через систему обучающих задач (частных тактических
усилий учителя). На ее основе формируется сумма теоретических и практических
знаний учеников. Эта цель формулируется по конечному результату обучения (урока, темы, раздела, курса).
1. По объекту приложения усилий учителя
Слайд 54Г.Б. Вершинина
Не используйте глагол «познакомить» при изучении понятий!
Сформировать, научить, усовершенствовать,
систематизировать, углубить, повторить, активизировать, проверить, актуализировать, восстановить, выявить, создать представление
о…и т.п.
Глаголы для формулировки обучающих целей (задач)
Слайд 55Г.Б. Вершинина
Обучающая цель уроков
Главная обучающая цель учителя – сформировать умение
самостоятельно пополнять знания по предмету
Слайд 56Г.Б. Вершинина
Обучающая цель уроков
Приемы
Анализ речевой практики окружающих, сопоставление наблюдений
с материалами лингвистических
словарей
Слайд 57Г.Б. Вершинина
Подготовка сообщения на основе дополнительной справочной литературы по предмету,
публичное выступление.
Слайд 58Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
Реализуется через комплекс воспитательных задач, которые формируют личность
ученика, влияют на характер отношений с людьми и миром.
Слайд 59Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
В воспитательные задачи включаются:
формирование интереса к предмету
«Русский язык»;
Слайд 60Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
формирование трудолюбия (высокой и осмысленной работоспособности);
Слайд 61Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
Реализуется с помощью
системы учебных заданий,
в том
числе домашних и индивидуальных/ дифференцированных, контроля за работой, отметки, словесного
поощрения (оценочного высказывания учителя и одноклассников)
Слайд 62Г.Б. Вершинина
С…д…мое с…нт…бря
П…вт…рение изуч…нн…
об им..н… сущ…ствит…льн…м
Пример задания
Слайд 63Г.Б. Вершинина
СЕдЬмое сЕнтЯбря
ПОвтОрение изучЕннОГО
об имЕнИ сущЕствитЕльнОм
Пример выполнения задания
Слайд 64Г.Б. Вершинина
Алгоритм работы:
1. Установка на работу. Краткая характеристика задач и
содержания урока.
Слайд 65Г.Б. Вершинина
2.Индивидуальная работа ученика на доске (Вставить буквы, пропущенные учителем
в записи) (Ученик выходит с домашней работой, учитель или ученик-консультант
ее проверяет).
Слайд 66Г.Б. Вершинина
3.Проверка работы на доске (класс, другой ученик) и в
тетради (взаимопроверка)
4. Оценка работы ученика ( с учетом качества выполнения
домашнего задания)
Слайд 67Г.Б. Вершинина
Пока ученики оформляют тетрадь к уроку, учитель проходит
по классу, проверяет наличие домашней работы.
!
Слайд 68Г.Б. Вершинина
Проверяется всегда (ежеурочно) тетрадь каждого ученика; отметка за классную
и домашнюю работу может выставляться в журнал как за контрольное
задание (ученики предупреждаются заранее)
!
Слайд 69Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
формирование интереса к чтению литературы (художественной, научной,
публицистической);
Слайд 70Г.Б. Вершинина
воспитание аккуратности (оформления учебной документации, работ);
Слайд 71Г.Б. Вершинина
воспитание уважительного отношения к собеседнику.
Воспитательная цель
Слайд 72Г.Б. Вершинина
Воспитание (формирование) эстетических чувств и эстетического восприятия действительности (с
помощью использования театрализованной игры и произведений искусства как обучающих средств)
Воспитательная цель
Слайд 73Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
Воспитание патриотизма
(любви к отечеству)
Слайд 74Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
Слайд 75Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
Слайд 76Г.Б. Вершинина
Формирование патриотизма
Средства воспитания:
Личность и речь учителя
Среда (поведение коммуникантов)
Тексты:
публицистические
(портретные, путевые, проблемные очерки);
художественные (проза, поэзия, драма).
Произведения отечественного искусства
(кино, театр, живопись, музыка, балет и пр.)
Слайд 77Г.Б. Вершинина
Формирование интереса к урокам русского языка
Это главная воспитательная
цель учителя русского языка и литературы, учитывающая место и роль
предмета в системе школьных дисциплин.
Слайд 78Г.Б. Вершинина
«В классе… мне очень нравилось. У нас были такие
современные методы, как Любительский час и разгадывательные игры, кто наберет
больше очков, и рисование разных героев из разных книг, и расстановка пунктуации по маршрутам, и бейсбол из грамматических предложений с призами. Вот как надо учить язык.» (Верный ученик)
Цитата дня
Слайд 79Г.Б. Вершинина
Язык и литература – мура. Я надеваю темные очки,
чтобы спать во время этой муры.
(Мура – вей)
Цитата дня
Слайд 80Г.Б. Вершинина
Личность учителя
Условия возникновения
интереса к предмету
Слайд 81Г.Б. Вершинина
Учитель! Перед именем твоим . . .
Слайд 82Г.Б. Вершинина
Правильно сформированная ориентация учеников на учебную деятельность за счет:
Условия возникновения
интереса к предмету
Слайд 83Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
сплоченности, организованности классного коллектива;
сочетания урочной и внеурочной форм
работы по предмету;
Слайд 84Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
справедливой и систематической оценки знаний учеников (10
-12 отметок за урок!);
Слайд 85Г.Б. Вершинина
Воспитательная цель
3. Яркая, образная форма учебного материала и его
подачи
Слайд 86Г.Б. Вершинина
Примеры
А. Усачев «Шкатулочка» (К разделу «Словообразование»)
Условия возникновения
интереса
к предмету
Слайд 87Г.Б. Вершинина
Задание:
1) Артикуляционная гимнастика (щелканье, цоканье язычком)
2) Выписать из
песни на слух слова по предложенным словообразовательным (морфемным) моделям: ¬
⁀ ^ ^ , ⁀ ^ ^ , ¬ ⁀ и др.
Условия возникновения
интереса к предмету
Слайд 88Г.Б. Вершинина
Условия возникновения интереса
к предмету
Зрительный диктант на основе видеоматериала
(например, выбрать из песни м/ф сборника «Караоке для детей» слова
с безударными гласными в корне, найти в титрах слова с орфографическими ошибками)
Слайд 89Г.Б. Вершинина
Пример зрительного диктанта
( к теме «Наречие», 7 класс)
Лиса захотела
поесть вечерком,
В курятник она пробиралась тайком.
Слайд 90Г.Б. Вершинина
Но пес в темноте на лисицу напал,
И вмиг
аппетит у плутовки пропал.
(На ночь есть вредно!)
Слайд 91Г.Б. Вершинина
Образец задания (5 класс)
Найдите четвертое лишнее:
Носище, пожарище, топорище, домище
Носище
(м.р.), пожарище (м.р.),
топорище (ср. р.), домище (м.р.)
Пошел
мужик в лес и вырубил себе новое топорище (рукоятка топора)
Слайд 92Г.Б. Вершинина
Какой частью речи является отгадка?
Снег на полях, лед на
реках, вьюга гуля…т. Когда это быва…т?
Тает снеж…к, ожил луж…к, день
прибыва…т. Когда это быва…т?
Со(?)це печет, липа цветет, рожь поспева…т. Когда это быва…т?
Пусты поля, мокн…т земля, дождь полива…т. Когда это быва…т?
Слайд 93Г.Б. Вершинина
Условия возникновения интереса
к предмету
Создание проблемной ситуации. Формулировка правила
(на основе фрагмента м/ф «В стране невыученных уроков»)
Слайд 94Г.Б. Вершинина
4. Использование современной системы средств обучения (наглядных, технических)
Слайд 95Г.Б. Вершинина
5. Постоянная мотивация изучаемых сведений («Побеседуем? Побеседуем!»)
Слайд 96Г.Б. Вершинина
Пример задания
1. Слуховой осложненный диктант
Мы ели-ели ершей у
ели…
Их еле-еле у ели доели! (Четко выговариваем конец слов. Объясняем
написание скороговорки!)
2. Лингвистическое состязание
а) Кто быстрее расшифрует слова: смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 5ерка, 40а, 7я.
б) Кто больше «сочинит» подобных слов?
Игра
Слайд 97Г.Б. Вершинина
6. Организация активной творческой деятельности наряду с репродуктивной (с
помощью нестандартных заданий – предметных задач: «Небыл – отсутствовал»)
Слайд 98Г.Б. Вершинина
Условия возникновения интереса
к предмету
7. Постоянная связь с усвоенным
или любимым материалом, типом задания
Слайд 99Г.Б. Вершинина
У детей вызывают интерес:
лексические и фразеологические явления;
Условия возникновения
интереса
к предмету
Слайд 100Г.Б. Вершинина
толкование и история фамилий;
задания на сообразительность;
составление схем (например,
программированный диктант – схема)
анализ речевых ситуаций
?
?
Слайд 101Г.Б. Вершинина
Условия возникновения интереса
к предмету
Примеры
Сюжет из м/ф «Возвращение блудного
попугая»
«Роковая встреча» («Ералаш»)
Слайд 102Г.Б. Вершинина
Игра «Буриме» (одинокий, голубом, далекой, родном)
Составление кроссвордов, шарад
Сказка С.Бондаренко
«Страна без частицы НЕ»
Слайд 103Г.Б. Вершинина
8. Достаточная трудность, но посильность заданий (интеллектуальная деятельность в
зоне ближайшего развития).
Слайд 104Г.Б. Вершинина
Анализ текста
Размытая записка потерпевших кораблекрушение (например, Робинзона
Крузе): дети воссоздают разные тексты, выбирается лучший.
Примеры
Сп те
Мы
ль
На бо
Мног
Слайд 105Г.Б. Вершинина
Подбор наречий к существительным
Существительные
Дом
Билет
Путешествие
Езда
Разговор
Беседа
Яйцо
Рубаха
Брюки
Наречия ( какой?/ая )
Напротив
Туда и обратно
Морем, поездом
Верхом, рысью
Наедине, шепотом
С глазу на глаз
Всмятку,
вкрутую
Нараспашку
Навыпуск
Слайд 106Г.Б. Вершинина
Условия возникновения интереса к предмету
Определение темы и основной мысли
текста. Озаглавливание. (притча «Купец и смерть»)
Слайд 107Г.Б. Вершинина
Составление маршрутного листа (судового журнала, дневниковых записей, путевых
заметок) воображаемого путешествия (морского, межпланетного, по другой стране и пр.)
на основе видеосюжета, географической карты, карты звездного неба и пр.) (реализуются межпредметные связи урока русского языка)
Слайд 110Г.Б. Вершинина
Изучение образцов личных писем (А.С. Пушкина, героев Э.
Успенского, С. Михалкова: журнал «Друг», 1994-95 гг., стихотворений М. Волошина
«Старые письма», Н. Крандиевской – Толстой «В старой Москве» и др.)
Другу
Слайд 111Г.Б. Вершинина
Пример личного письма
Бабуля! Здравствуй! Не грусти!
Конфеты кончились, учти!
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе:
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все!
Твой внук Кирилл.
Слайд 112Г.Б. Вершинина
«Милая моя женка! Сегодня ночью я…»
Слайд 113Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
1) Развитие памяти:
зрительной,
слуховой,
моторной,
артикуляционной
/речедвигательной)
Слайд 114Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Зрительный диктант
Письмо по памяти
Разученный диктант
Слайд 115Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Приемы
Разрисовка текста
Выразительное озвученное чтение (индивидуально, по
ролям)
Слайд 116Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Составление голосового сценария
Послоговое проговаривание (фонематическое чтение)
Слайд 117Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Артикуляционная гимнастика (чистоговорки, скороговорки)
Письмо ручкой по
воздуху
Слайд 118Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
2) Развитие логического мышления
Приемы
Сравнение, выделение опознавательных
признаков (сходных, отличительных)
Слайд 119Г.Б. Вершинина
Игра «Четвертый лишний»:
а) Вьюга, пурга, метель, вихрь.
б) партер, кашне,
компьютер, спортсмен
в) дом, изба, хата, замок
Слайд 120Г.Б. Вершинина
Игра «Самый смекалистый»
Найди пару !
Александр–Саша-Сашура–Шура– Шурочка
5)⁀^
5) Шурочка
4) ⁀ ^
4)
булочка
3) ⁀ ^ ^ ^
3) пуховичок
2) ⁀ ^
2) бурундучок
1) ⁀
^ ^ ^
1) снеговичок
Слайд 121Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Классификация
Языковой разбор
Составление / заполнение таблиц
Слайд 122Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Обобщение правила, определения, результатов урока
Слайд 123Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Создание аргументативных текстов (например, рецензий на
ответ одноклассника)
Слайд 124Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
3) Развитие абстрактного мышления (с помощью
графического изображения языкового факта: модели слова, словосочетания, предложения, текста;
во
время изучения грамматических
категорий)
Слайд 125Г.Б. Вершинина
Пример
Определите тип текста, составьте его структурно-композиционную схему. Создайте
текст, в котором структурно-композиционные элементы будут располагаться в ином порядке.
Слайд 126Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Вокруг все сияло и сверкало так,
словно хотело во что бы то ни стало ослепить путника,
заставить его закрыть глаза от невыносимой белизны и молча вдыхать свежий весенний воздух.
Слайд 127Г.Б. Вершинина
Светились верхушки и ветки елей и сосен. Блестели алмазным
перламутром ноздреватые, подтаявшие на мартовском солнце края сугробов. Даже тени
на снегу переливались, словно рассыпавшиеся драгоценности.
Слайд 128Г.Б. Вершинина
Схема-модель дедуктивного описания
Слайд 129Г.Б. Вершинина
Схема-модель индуктивного описания
Слайд 130Г.Б. Вершинина
Образец индуктивного описания
Светились верхушки и ветки елей и сосен.
Блестели алмазным перламутром ноздреватые, подтаявшие на мартовском солнце края сугробов.
Даже тени на снегу переливались, словно рассыпавшиеся драгоценности.
Слайд 131Г.Б. Вершинина
Вокруг все сияло и сверкало так, словно хотело во
что бы то ни стало ослепить путника, заставить его закрыть
глаза от невыносимой белизны и молча вдыхать свежий весенний воздух.
Слайд 132Г.Б. Вершинина
4) Развитие воображения
Приемы
Коммуникативные / речевые игры
Развивающие цели
и задачи
Слайд 133Г.Б. Вершинина
Воображаемые путешествия
Слайд 134Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Риторические задачи
Слайд 135Г.Б. Вершинина
Высказывания на основе произведений искусства (музыки, живописи и
пр.)
Слайд 136Г.Б. Вершинина
Примеры
Описание помещения
(«В пещере горного короля»,
Э. Григ «Пер
Гюнт»)
Слайд 137Г.Б. Вершинина
Описание природы (реальной, сказочной). Установка на восприятие картины:
-
Представьте себя в этом прелестном уголке (леса, сада, морского берега).
Вдохните пахнущий смолой воздух, всмотритесь в загадочные тени в глубине чащи (кустарника). Найдите для себя место, где хочется присесть, прилечь, и помечтайте…
Слайд 143Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
5) Развитие внимания (зрительного, слухового)
6) Развитие
речи по трем направлениям:
Слайд 144Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Формирование правильной речи (ортологических знаний, культуры
речи, литературной нормы)
Слайд 145Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Обогащение словарного запаса и развитие
грамматического строя детской речи
Слайд 146Г.Б. Вершинина
Развивающие цели и задачи
Формирование связной речи (коммуникативных /риторических умений;
обучение сочинениям и изложениям)
Слайд 147Г.Б. Вершинина
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
нашей Родины
ты один мне надежда и опора…»
Изучение лингвистики –
лучший способ дисциплинирования мысли!
Родина
Россия
Страна
Гражданин
Слайд 148Г.Б. Вершинина
Частные цели обучения русскому языку
Познавательные цели.
Связаны с изучением
теоретического материала.
1) Формирование научного (научно-лингвистического) мировоззрения (например, через изучение в
начале учебного года сведений о русском языке, о его развитии, связи с другими языками мира.
Слайд 149Г.Б. Вершинина
Частные цели обучения русскому языку
2) Формирование основных знаний о
русском языке (цели и задачи формулируются на основе содержания основных
разделов школьного курса: фонетики, лексики и пр.)
Слайд 150Г.Б. Вершинина
Частные цели обучения русскому языку
3) Формирование представления о языковом
и речевом идеалах эпохи (риторическом каноне, литературной норме, ее значении
для имиджа человека).
Образцом являются РЕЧЬ и РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ учителя.
Слайд 151Г.Б. Вершинина
Частные цели обучения русскому языку
Приемы работы
Анализ текстов – образцов
(графических,
звучащих, поликодовых)
Слайд 152Г.Б. Вершинина
Модель фрагмента урока
Попросите учеников понаблюдать,
а затем охарактеризовать свои
впечатления о ранней осени (сентябрьской ночи)
Слайд 153Г.Б. Вершинина
2. Попросите прочитать и проанализировать предложение К. Паустовского:
«Осенние пышные
сады молча ждут ночи, зная, что звезды обязательно будут падать
на землю и сады поймают эти звезды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустят на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснется и не узнает об этом.»
Слайд 154Г.Б. Вершинина
Частные цели обучения русскому языку
Сравнить свою речь и мастера
слова, сделать вывод об отличиях (на каких уровнях они возникают)
Слайд 155Г.Б. Вершинина
Написать сочинение-миниатюру на «пейзажную» тему (возможно, на основе музыкальных
впечатлений)
Слайд 156Г.Б. Вершинина
Пример: «Фея Осени» (на основе музыки С. Прокофьева)
Вдруг окна
в комнате распахнулись, и ее заполнило холодное дыхание ветра. Пламя
свечи качнулось, но не погасло, а, наоборот, стало ярче и больше.
Слайд 157Г.Б. Вершинина
По углам засветились крохотные красные огоньки – это ветер
швырнул через окно пригоршню рябиновых и калиновых листьев...
Пример: «Фея
Осени» (на основе музыки С. Прокофьева)
Слайд 158Г.Б. Вершинина
Брызнул дождь. Следом за дождем в комнату ворвался листопад…
С одного листочка вспорхнул желтый мотылек и опустился на ладонь
Золушки.
Слайд 159Г.Б. Вершинина
Он вдруг засветился сначала багряным, потом дымчатым, потом зеленым
светом и начал расти. Рос, рос – и превратился в
прекрасную Фею…
Слайд 160Г.Б. Вершинина
Шлейф у платья Феи был соткан из легких ветерков
и теплого воздуха, а потому он все время колыхался и
отливал перламутром. А по нему рассыпались узорами бусинки – бисер дождинок…
Слайд 161Г.Б. Вершинина
«Вспоминается мне ранняя погожая осень…» (И. Бунин)
Слайд 162Г.Б. Вершинина
Частные цели обучения русскому языку
Практические цели
Формирование правописных умений
и навыков (орфографических и пунктуационных)
Слайд 163Г.Б. Вершинина
Овладение нормами русского литературного языка ( с помощью
ортологических заданий)
Обучение различным видам речевой деятельности (практическому использованию языка)
Слайд 164Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
Внутрипредметные связи – это связи между разделами курса русского языка.
Они реализуются с помощью систематического повторения изученных разделов и включения в урок перспективных сведений (включается в этапы урока «Повторение», «Проверка домашнего задания»)
Слайд 165Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
Межпредметные связи – связи с другими учебными дисциплинами. Они реализуются
через:
коммуникативные (общеучебные, риторические,
текстовые) умения;
Слайд 166Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
содержание дидактического (обучающего, учебного) материала (в урок включаются тексты
о писателях, музыке, картине, фрагменты
изучаемых произведений, понятия из других
предметов);
Слайд 167Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
общие цели (обучить, воспитать, развить);
использование типов и жанровых форм уроков
(проблемных, уроков – сказок, путешествий, экспедиций и пр.);
Слайд 168Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
через знакомые детям методы, приемы, средства обучения, типы заданий
(предметных задач)
Слайд 169Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
Межпредметные связи осуществляются:
С предметами естественно-научного цикла
Сходные термины: число,
числительное, цифра; народ, нация, национальный язык
Слайд 170Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
2. С иностранным языком:
Литературный перевод
Сходные лингвистические понятия
Сопоставление русского и
иноязычного фактов (например, пословиц)
Слайд 171Г.Б. Вершинина
3. С литературой:
общие понятия: текст, стиль, тропы, автор текста
и пр.;
общие сведения и типы заданий (сочинения, изложения /
пересказы, анализ
текста и пр.)
Слайд 172Г.Б. Вершинина
4.С уроками изобразительного искусства:
общие методы и приемы (слово о
художнике, анализ картины, выявление первичных впечатлений, беседа);
общие средства обучения;
общие понятия
(картина, художник, структура, композиция, пейзаж, интерьер, портрет, художественные средства и пр.)
Слайд 176Г.Б. Вершинина
5. С музыкой :
через понятия «тема», «название», «текст»,
структурные части, жанр (музыкальный портрет, пейзаж, музыкальная сказка и пр.),
звуки, интонации, мелодия, высота, тембр и др.;
Слайд 177Г.Б. Вершинина
По углам засветились крохотные красные огоньки – это ветер
швырнул через окно пригоршню рябиновых и калиновых листьев...
Пример: «Фея
Осени» (на основе музыки С. Прокофьева)
Слайд 178Г.Б. Вершинина
Брызнул дождь. Следом за дождем в комнату ворвался листопад…
С одного листочка вспорхнул желтый мотылек и опустился на ладонь
Золушки.
Слайд 179Г.Б. Вершинина
Он вдруг засветился сначала багряным, потом дымчатым, потом зеленым
светом и начал расти. Рос, рос – и превратился в
прекрасную Фею…
Слайд 180Г.Б. Вершинина
Шлейф у платья Феи был соткан из легких ветерков
и теплого воздуха, а потому он все время колыхался и
отливал перламутром. А по нему рассыпались узорами бусинки – бисер дождинок…
Слайд 181Г.Б. Вершинина
3. Внутри- и межпредметные связи русского языка как учебной
дисциплины
через общие приемы работы (беседа, слово о музыке, авторе -композиторе
и пр.);
Слайд 182Г.Б. Вершинина
Основная задача межпредметных связей с дисциплинами искусствоведческого цикла
– раскрыть произведение искусства как часть единого эстетического представления о
мире (обо всем можно рассказать другому человеку по-разному: словами, красками, звуками)
Слайд 183Г.Б. Вершинина
4. Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Содержание обучения
– совокупность сведений о русском языке и речи как дихотомии,
система теоретических представлений о языке и практических операций с ними (то, чему необходимо научить: лингвистические понятия, правила, определения + умения пользоваться ими).
Слайд 184Г.Б. Вершинина
По традиции в содержание лингвистического образования школьников включаются разделы:
4.
Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Слайд 185Г.Б. Вершинина
фонетика (НЕ фонология!);
морфемика (без термина) и
словообразование;
лексика (лексикология); (с 1970
г.)
Слайд 186Г.Б. Вершинина
грамматика (морфология + синтаксис);
Русский
язык
Слайд 187Г.Б. Вершинина
В копилку
Творительный падеж ввел в
русскую грамматику в 1596
г.
один из первых русских грамматистов Лаврентий Зизаний.
Мелетий Смотрицкий в
«Грамматике» 1619 г. Дополнил русскую падежную терминологию сказательным падежом, который впоследствии М.В. Ломоносов переименовал в (?).
Слайд 188Г.Б. Вершинина
ортология (культура письменной и устной речи, наука о
языковой норме, в том числе орфография, пунктуация);
4. Содержание обучения русскому
языку в общеобразовательной школе.
Слайд 189Г.Б. Вершинина
Чем угрожала служанке царица?
И царица налетела
На Чернавку: «Как
ты с мела
Обмануть меня? И в чем!..»
Та призналася во всем:
Так
и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
В копилку
Слайд 190Г.Б. Вершинина
Рогатка в старину – железный ошейник с длинными остриями,
который надевали на шею заключенным, колодникам.
В копилку
Слайд 191Г.Б. Вершинина
стилистика (языка и речи) (с 1970 г.);
лингвистика текста (в
разделе «Развитие речи», на уроках риторики)
Русский
язык
Слайд 192Г.Б. Вершинина
4. Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Лингвистические понятия
включаются в содержание обучения русскому языку в виде:
терминов (их отбор
зависит от цели обучения: какой вид компетенции формируется);
Слайд 193Г.Б. Вершинина
4. Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
терминологизированных слов
и словосочетаний (например, «корень», «часть речи», женский род и пр.)
Слайд 194Г.Б. Вершинина
4. Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Многие научные
понятия изучаются без определения, на основе интуиции и общих представлений
детей (например, род, число, падеж, склонение, грамматическое значение и др.)
Слайд 195Г.Б. Вершинина
Лингвистическое правило – инструкция, предписание, которые определяют условия функционирования
(применения) языковых понятий.
Слайд 196Г.Б. Вершинина
Чтобы определить спряжение глагола, нужно… (?). Например, глагол «молчать»
относится
к (?)…спряжению.
Пример
?
Слайд 197Г.Б. Вершинина
Классификация правил
По тематике:
фонетические (произносительные, орфоэпические);
Слайд 198Г.Б. Вершинина
словообразовательные;
лексические;
орфографические и др.
Слайд 199Г.Б. Вершинина
2. По условиям действия нормы:
запрещающие (негативные)
В сочетаниях ЧК-ЧН мягкий
знак НЕ пишется (Нельзя!)
разрешающие (позитивные)
Виды правил
Слайд 200Г.Б. Вершинина
Предлоги со словами ВСЕГДА пишутся раздельно.
Собственные имена существительные
ВСЕГДА пишутся (?)
Слайд 201Г.Б. Вершинина
разрешающе-запрещающие (позитивно-негативные, правила с исключениями) (содержат 2 и более
условий)
Ш…ПОТ –
Ш…РОХ
Слайд 202Г.Б. Вершинина
3. По структуре текста (количеству условий применения)
простые (состоят
из одного абзаца, одной формулировки, одного условия действия);
(?)
Слайд 203Г.Б. Вершинина
Виды правил
сложные (составные) (включают 2 и более условий,
абзацев) (?)
Слайд 204Г.Б. Вершинина
4. По охвату языкового факта:
Частные (регулируют одно явление,
например правописание ТСЯ –ТЬСЯ в глаголах, Ь после шипящих в
существительных женского рода 3 склонения)
Слайд 205Г.Б. Вершинина
Общие (охватывают несколько подобных друг другу норм, например правописание
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями)
Слайд 206Г.Б. Вершинина
Правило
После Ц буква И пишется в корнях (цирк, цинга,
цифра) и в словах на – ция (авиация).
Буква Ы после
Ц пишется в окончании (улицы), суффиксе (Синицын) и в корнях слов – исключений (цыган и пр.)
Слайд 207Г.Б. Вершинина
4. Содержание обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Лингвистическое определение
- научное описание, характеристика языкового (речевого) факта через опознавательные признаки.
Слайд 208Г.Б. Вершинина
Классификация определений
По способу определения лингвистического понятия
Слайд 209Г.Б. Вершинина
1. Определение через родовое (более крупное) понятие
Подлежащее и сказуемое
– это главные члены предложения
Классификация определений
Слайд 210Г.Б. Вершинина
Пример
Подлежащее и
сказуемое
главные члены
предложения
– это
Родовое понятие
Определяемое понятие
Слайд 211Г.Б. Вершинина
2. Определение через видовые признаки (грамматическое значение, способы изменения,
цели употребления и пр.)
Классификация определений
Слайд 212Г.Б. Вершинина
Пример
Имя существительное (например, пират) обозначает… изменяется …в предложении
выполняет роль…
Слайд 214Г.Б. Вершинина
3. Характеристика через родовые и видовые признаки
Предлог – это
служебная
часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других
в словосочетании и предложении
Видовое понятие
Родовое понятие
Видовые признаки (понятия)
Слайд 215Г.Б. Вершинина
По месту в характеристике понятия
1. Предварительное (вводное, аспектное)
определение (содержит главные опознавательные признаки)
Слайд 216Г.Б. Вершинина
2. Обобщающее (полное, завершающее, итоговое, классификационное) определение (содержит все
необходимые характеристики)
Слайд 217Г.Б. Вершинина
То-то – это то-то
То-то есть то-то
Тем-то называется то-то
То-то является
тем-то
То-то изучает то-то
То-то относится к тому-то
(см. другие конструкции в учебниках
риторики)
Языковые модели определений
Русский язык
Слайд 218Г.Б. Вершинина
Экспресс-опрос
1.Сформулируйте правило написания следующих слов: ц…рк, огурц…, ц…кнуть, Синиц…н,
с улиц…
Охарактеризуйте правило по всем основаниям.
Слайд 219Г.Б. Вершинина
Экспресс-опрос
2. Дайте определение глаголу как части речи. Охарактеризуйте определение
по всем основаниям.
Слайд 220Г.Б. Вершинина
Содержание обучения русскому языку изложено в ряде нормативных документов
(базисном учебном плане, стандарте образования, программах), главный из которых –
Государственный образовательный стандарт. В нем осуществлен единый подход в определении целей и содержания обучения русскому языку на всех этапах школьного образования (начальном, основном, старшем).
Слайд 221Г.Б. Вершинина
Федеральный компонент ГОС включает два раздела:
«Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ»;
«Требования к уровню подготовки выпускников».
Эти разделы дифференцированы по ступеням
образования.
Слайд 222Г.Б. Вершинина
Образовательный минимум обеспечивает интеллектуальное, духовное, общекультурное развитие, функциональную грамотность
учащихся, возможность их дальнейшего обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников
устанавливают содержание образования, которое должно быть обязательно освоено каждым учеником. Выполнение требований дает право на получение государственного документа об образовании соответствующего уровня.