Слайд 1РУССКИЙ ЯЗЫК
Изобразительно-выразительные
средства русского языка.
Синтаксические средства. Задание 25.
Слайд 2ЗАДАЧИ
Знать перечень изобразительно-выразительных средств
Понимать особенности каждого из них
Знать термины, с
помощью которых называются эти средства
Осознавать отличия между этими средствами
Слайд 4ФИГУРЫ РЕЧИ
Особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
Слайд 5АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов (часто создается с помощью антонимов):
Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и
могучая, // Ты и бессильная, // Матушка-Русь! (Н.Некрасов)
Слайд 6ИНВЕРСИЯ
Обратный порядок слов:
- подлежащее после сказуемого: Белеет парус одинокий в
тумане моря голубом (М.Ю. Лермонтов)
- определение после определяемого слова: Я
памятник себе воздвиг нерукотворный (А.С.Пушкин)
Слайд 7ГРАДАЦИЯ
Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения
(смыслового или эмоционального):
- восходящая: Светились, горели, сияли огромные голубые глаза
-
нисходящая: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах (А. Белый)
Слайд 8ОКСЮМОРОН
Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу: мертвые души, живой труп,
грустная радость, сладкая горечь воспоминаний
Слайд 9ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек
на несколько частей: Когда избавит нас творец // От шляпок
их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов)
Слайд 10АНАФОРА
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко
расположенных фраз: Жди меня, и я вернусь. // Только очень
жди. // Жди, когда наводят грусть // Желтые дожди, // Жди, когда снега метут, // Жди, когда жара, // Жди, когда других не ждут, // Позабыв вчера. (К. Симонов)
Слайд 11ЭПИФОРА
Повторение одних и тех же слов или фраз в конце
нескольких рядом стоящих конструкций: Я не знаю, где граница //
Между Севером и Югом, // Я не знаю, где граница // Меж товарищем и другом! (М. Светлов)
Слайд 12РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а
для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению:
Что день грядущий нам готовит?
Слайд 13РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
Заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряженность речи:
Пышный! Ему нет равной реки в мире! (Н.В. Гоголь)
Слайд 14РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в
общении, или к неодушевленным объектам: Звездочки ясные, звезды высокие //
Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)
Слайд 15ЭЛЛИПСИС
Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: Мы села – в пепел,
грады – в прах (В. Жуковский)
Слайд 16ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания
для усиления эмоциональности, выразительности высказывания: Казалось, все в природе уснуло:
спала трава, спали деревья, спали облака!
Слайд 17ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы:
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Слайд 18СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них
сходных членов предложения: В синем небе звезды блещут, // В
синем море волны хлещут (А.С. Пушкин)
Слайд 19ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Члены предложения, которые отвечают на один и тот
же вопрос, задаваемый от одного и того же слова, являются
одним и тем же членом предложения: Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький)
Слайд 20МНОГОСОЮЗИЕ
Намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные
слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И совьют себе навечно
гнезда, // И птенцов забавных заведут, // И полюбят незнакомый воздух, // И своим все это назовут (Ф. Васильев)
Слайд 21БЕССОЮЗИЕ
Перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы:
Мелькают мимо будки, бабы, // Мальчишки, лавки, фонари, // Дворцы,
сады. Монастыри … (А.С. Пушкин)
Слайд 22ЗАДАНИЕ 25
Высокий уровень сложности
Максимальный балл - 4