Слайд 2«Петровское барокко»
Над обустройством новой столицы работали приглашенные Петром I архитекторы
из многих стран: в стиле прослеживаются влияния итальянского барокко, французского
классицизма, немецкой и голландской архитектуры.
Слайд 3Черты:
простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства,
сдержанность декора.
плоскостная трактовка фасадов (декоративные детали не отделяются от плоскости стены;
основной элемент фасада не колонны, а пилястры) ;
фигурная кровля с переломом;
двуцветная раскраска фасадов: розовый, голубой, красный фон, на нем белые детали ордера — пилястры, карнизы, наличники.
Слайд 4Классические образцы петровского барокко:
Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I,
Петропавловский собор.
Слайд 5Меншиковский дворец
1710-1727 (арх. Д.М.Фонтана, Г.И.Шедель)
Слайд 6Доменико Трезини (1670 - 1734)
Петропавловский собор
Слайд 7Здание двенадцати коллегий (1722-1742)
Слайд 12Андрей Никитин
Портрет канцлера графа Головкина
Петр I на смертном одре (1725)
Слайд 13Елизаветинское барокко
архитектура русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61).
второе
название этого стиля— «растреллиевское» барокко
Слайд 14Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас
фасадов с применением золота.
Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы
и анфилады, широкие парадные лестницы.
Слайд 15Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Слайд 19Фёдор Рокотов (1735-1808)
Портрет Варвары Суровцевой
Портрет княгини Елизаветы Санти
Слайд 20Классицизм в России
Стиль в искусстве второй половины XVIII - начала
XIX в. , которому свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония
и ясность, строгость форм.
Черты архитектуры классицизма:
геометрически правильные планы,
логичность и уравновешенность симметричных композиций,
строгая гармония пропорций
широкое использование ордерной системы.
Слайд 21Три этапа русского классицизма:
Ранний классицизм: 60-80-е годы 18 века –
содержит отзвуки стиля барокко
Строгий классицизм: 80-е годы 18 века –
до 1800 – тяготеет к строгим, лаконичным формам
Высокий классицизм, стиль ампир – первая треть 19 века – мощные архитектурные образы, ансамбли, украшения в виде военной символики
Слайд 22Здание Академии художеств(1764—89), архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф.
Кокоринов
Слайд 24Стрелка Васильевского острова
1805—1810, архитектор Тома-де-Томон
Слайд 261757 – основание Академии художеств
Антон Лосенко (1737-1773) «Чудесный улов» (1762)
Слайд 27https://www.youtube.com/watch?time_continue=157&v=vpxrY0O40Ic
0 – 2
4.30 –
6.53 - лошади
13.36-15.20 про передвижников
14.30 –
про анатомию - немного
16.30 - 18.40
20-
25-
Слайд 28Ведущим направлением Академии становится классицизм, как это было характерно и
для европейских академий. Его благородные идеалы, высокопатриотические, гражданственные идеи служения
отечеству, его восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии – все это питается философией просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции и ставшего скоро общеевропейским.
Т.В. Ильина
Слайд 29Признаки классицизма:
Эффектность постановки фигур и освещения
Скульптурная расстановка отдельных фигур
Выразительность мышц
Благородные
идеалы, высокопатриотические, гражданственные идеи служения отечеству, восхищение внутренней и внешней
красотой человека, тяга к гармонии
Слайд 30Классицизм в портрете
Художник должен «подражать как недостаткам, так и красотам»,
но не возбраняется и «поправить» и «нос кривоватый», и «грудь
гораздо сухую», и «плеча слишком высокие». При этом, писал Урванов И.Ф., самое важное, чтобы «все части головы одно изъявляли свойство, или веселое, или важное…». «Каждой части лица на портрете поручалась своя задача: откровенность на челе и бровях, разум в глазах, здравие в щеках и добродушие или приязненность на устах» (П.П.Чекалевский)
Слайд 31Дмитрий Левицкий (1735-1832)
Портрет Екатерины IIЕкатерина II - законодательницы в храме
богини Правосудия (1783)
Портрет Г. И. Алымовой (1776).
Слайд 33Искусство 19 века
Неоклассицизм, Романтизм, Реализм, Символизм
Слайд 34Исторический фон искусства 19 в.
Промышленный переворот в Англии 18 в.
1798-1799
– Великая Французская революция
Специфика искусства:
Раскрытие противоречий между гармоничной личностью и
обществом
Оценка и приговор современному обществу
Определение места человека в социальной жизни
Слайд 35Неоклассицизм, ампир
Франция: классицизм неоклассицизм ампир
Россия:
классицизм ампир неоклассицизм
Слайд 38Ансамбль Лувра и Тюильри в Париже, начало 19 века
Слайд 39Вандомская колонна, 1810, архитектор Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн
Слайд 41Триумфальная арка на площади Шарля де Голя. Жан Франсуа Шальгрен
и др. 1806-1837
Слайд 43Карло Росси. Михайловский дворец, 1819-1825
Слайд 46Карло Росси. Здание генерального штаба.
Слайд 48В.П. Стасов. Нарвские триумфальные ворота. 1827-1834
Слайд 49Исаакиевский собор (1818-1858), архитектор Огюст Монферан
Слайд 56«Коронование императора Наполеона I и императицы Жозефины в Парижском соборе
2 декабря 1804 года». 1807
Слайд 61Энгр Жан Огюст Доминик (1780—1867) – лидер академизма
Слайд 64ДЖОРДЖ ДОУ Портрет Александра I 1826
Слайд 65Орест Кипренский. «Портрет Пушкина», 1827
Слайд 66Романтизм
Идейно-художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 –
начала 19 вв.
Оппозиция академическому искусству
В основе романтического восприятия –
конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью
Слайд 67Конфликт между человеком и обществом
Неприятие действительности, неприятие нормативов
Герой: человек, который
живет возвышенными идеалами, человек, который избегает повседневности, пошлости, мелочности
Слайд 68Уход от действительности в
Мир национального фольклора, преданий, сказок
Мир Востока
Слайд 69Новоселова Н.А. - Романтизм в литературе и живописи
https://www.youtube.com/watch?v=jpK6le3d-Nw
Слайд 70Классицизм vs романтизм
Тематика:
Античная мифология и история
Конфликт:
между героями, столкновение характеров
Героические
эпизоды современности, реальные исторические события, мотивы Востока, литературные темы
Конфликт:
столкновение
героя со стихией
между человеком и обществом
Слайд 71Классицизм vs романтизм
Классицизм
Статуарно-пластическая моделировка формы
Точный и классический рисунок
Величавые и незыблемо
спокойные композиции
Романтизм
Моделировка формы построена на сильных контрастах цветовых пятен
Экспрессивный рисунок
Смелые,
иногда хаотичные композиции
Слайд 72Л.Вентури
«Статике романтическая живопись противопоставила динамику, предельной законченности – незаконченность,
чрезмерной объективности – обостренную субъективность, плотности – атмосферу, вещам –
эффекты света, застывшему совершенству – вечные изменения. Главной проблемой живописи стал цвет; он поглотил пластическую форму и отверг скульптурные модели. Действительность без разграничения прекрасного и безобразного была целиком принята как материал для искусства, с ее бесконечными изменениями, с ее страстями и случайностями, свободная от уз «классического закона»
Слайд 74«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.
Слайд 76Теодор Жерико (1791-1824)
«Плот медузы»
Слайд 78Портреты душевнобольных
Портрет сумасшедшего, воображающего себя полководцем. 1822
Портрет душевнобольной
Слайд 81ДЕЛАКРУА ЭЖЕН «Алжирские женщины», 1833.
Слайд 90Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф)
«Марсельеза» скульптора Рюда на Триумфальной
арке, Париж (1792)
Слайд 91Испания
Франсиско Гойя (1746-1828)
Слайд 93«Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде», 1814
Слайд 95Дом глухого (Quinta del Sordo), Сатурн. 1924
Слайд 96Великобритания
Уильям Тернер (1775-1851)
Слайд 97Упадок Карфагенской империи, 1817
Слайд 99«Одиссей, дразнящий Полифема»,1829
Слайд 100«Последний рейс корабля «Отважный», 1838
Слайд 102Германия
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
Слайд 103«Мегалитические могилы в снегу», 1807
Слайд 105«Странник над морем тумана», 1817-1818
Слайд 107Мужчина и женщина, созерцающие луну (ок. 1824)
Слайд 109Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова. 1809.
Слайд 110http://www.tvigle.ru/video/sentimentalnoe-puteshestvie-na-mou-rodinu/sentiment-puteshestvie-na-rodinu-3/
Слайд 111Домашнее задание
Посмотреть один из фильмов Сергея Михалкова «Сентиментальное путешествие на
мою Родину. Музыка русской живописи»
Сделать краткий конспект и ответить на
вопрос: вы согласны с прочтением картин Михалкова?
Всего 10 фильмов (в каждом фильме по 2 картины)
Слайд 112Карл Брюллов «Последний день Помпей», 1830-1833
Слайд 114Вячеслав Иванов «Явление Христа народу» 1837-1855
Слайд 116Историзм - архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных
форм исторического стиля (неоготика, необарокко, неорококо, неоклассицизм, псевдорусский стиль).
Слайд 117Огастес Пьюджин Вестминстерский дворец, 1840-е
Слайд 118Эдуард Ридель Замок Нойшванштайн (1869-1883)
Слайд 119Дворец Белосельских-Белозерских (А. И. Штакеншнейдер), 1846-1848
Слайд 120Владимир Шервуд, Здание исторического музея, 1885
Слайд 121Спас на крови (Альфред Парланд, 1907)
Слайд 122Эклектизм – архитектурная практика, основанная на воспроизведении констуктивных и декоративных
форм различных стилей в рамках одного ансамбля.
Слайд 124Павильонный зал, 1858, арх. А. И. Штакеншнейдер
Слайд 125Реализм
От позднелат. realis - вещественный, действительный
Направление в изобразительном искусстве 2-й
половины XIX века
Реализму свойственна убеждённость в познаваемости объективного реального мира
средствами искусства.
Слайд 126Исторический фон
Победа прагматизма в общественном сознании
Преобладание материалистических взглядов
Господствующая роль науки
Революция
1848 г. во Франции
1848 г. – издание «Манифеста коммунистической партии»
К.Маркса и Ф.Энгельса: «Пролетарии всех стран объединяйтесь»
Слайд 127Реализм. Особенности
Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой
на точную науку
Интерес к повседневной жизни человека
Поиск обобщенного, монументального образа
нового героя – человека труда, человека из народа
Отражение национально-освободительных идей
Слайд 128Реализм
Определяющая особенность реалистического метода - глубокое проникновение в сущность жизненных
явлений.
Эмпирическая достоверность художественного образа в единстве с правдивым отражением
существующих сторон реального мира
Слайд 129Появление и развитие фотографии
1821 - изобретатель Джозеф Нисефор Ньепс
1839
– начало эры фотографирования: художник Луи-Жак Манде Дагер представил миру
первый дагерротип
1851 - изобретение мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего сложную и опасную дагерротипию
Слайд 130Eдинственный дошедший до нашего времени снимок Ньепса 1826 г.
Слайд 131Дагерротип, переданный Дагером в Лувр, 1830-е
Слайд 132
Л.Н.Толстой. Дагерротип Шенфельдта, 1849
Слайд 133Пейзаж
Деревня Барбизон
Барбизонская школа
Заслуга: открытие красоты сельской Франции, раскрытие особой интимности
и душевной интонации в повседневном пейзаже
Тонкие цветовые градации, передача световоздушной
среды
Основоположники современного пейзажа
Слайд 140Гюстав Курбе (1819-1877)
«Я люблю вещи такими, какие они есть, и
заставляю их служить мне. К чему искать в мире то,
чего в нем нет, и силой воображения менять то, что в нем есть?»
Слайд 141https://www.youtube.com/watch?v=JKokxzw-bv4
Слайд 1421855
«Павильон реализма»
Программа реализма:
«Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей
эпохи, согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но
также и человеком; одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель»
«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником»
Слайд 143Гюстав Курбе (1819-1877)
«Похороны в Орнане», 1850
Слайд 144Гюстав Курбе (1819-1877)
«Мастерская художника», 1855
Слайд 148Жан Франсуа Милле(1814-1875)
«Сеятель», 1850 г.
Слайд 149Жан Франсуа Милле
"Сборщицы колосьев" 1857
Слайд 1521863 – бунт четырнадцати
1863-1871 – Артель художников (17 линия В.о.,
д. 4, кв. 4) Основатель- Крамской
1870 - образование товарищества передвижных
выставок. Основатели: И.Крамской, Г.Мясоедов, Н.Ге, В.Перов
Слайд 153Иван Крамской (1837-1887)
«Автопортрет», 1867
Слайд 154 Иван Крамской (1837-1887) «Полесовщик»
Слайд 156Иван Крамской «Портрет Л.Н.Толстого», 1873.
Слайд 158Сила портретного искусства Крамского: безошибочное сходство + психологическая содержательность
Слайд 159Николай Ге (1831-1894) «Пётр 1 допрашивает своего сына Алексея» (1871)
Слайд 160Реалистический исторический жанр: перенос акцента с внешнего на внутреннее, отказ
от рутинных внешних эффектов.
Слайд 162Василий Перов (1834-1882) «Охотники на привале» (1871)
Слайд 165Алексей Саврасов «Грачи прилетели», 1871
Слайд 166Саврасов одним из первых уловил очарование динамических состояний природы –
встреча зимы с весной, проталины в снегах, внезапно налетающие ветры,
беспокойные наплывы облаков, дожди, переходы от тепла к холоду.
Слайд 167Иван Шишкин(1832—1898)
«Рожь» (1878)
Слайд 168И.Е. Репин (1844-1930)
«Душа живописи – идея. Форма – ее тело.
Краски – кровь. Рисунок – нервы»
Слайд 171«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»
Слайд 172Василий Суриков «Боярыня Морозова» (1887)
Слайд 174Исаак Левитан (1860-1900)
«Над вечным покоем» (1894)
Слайд 175Мастер-класс Ахметова А.М., учителя МХК ГАОУ ЦО №548 «Царицыно»
https://www.youtube.com/watch?v=qRqfr0gZisI
Задание:
1. Записать
критерии произведения искусства за А.М.Ахметовым
2. Составить свой топ-лист критериев (расставить
5-7 критериев по порядку – что для вас является самым значительным в искусстве)
3. Привести пример произведения современного искусства, которое подходит под эти критерии.
Слайд 176Ирина Кулик. Лекция 1. Импрессионизм и экспрессионизм
Ирина Кулик. Лекция 2.
Кубизм и футуризм
Ирина Кулик. Лекция 3. Дадаизм
Ирина Кулик. Лекция 4.
Сюрреализм
Ирина Кулик. Лекция 5. Абстракция
Реализм XX века
Поп арт и его последователи
Time based art: перформанс и искусство новых медиа
Минимализм, концептуализм, лэнд-арт