Разделы презентаций


РУССКОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ презентация, доклад

Содержание

Последним этапом древнерусской истории был XVII век. Он же явился началом нового периода в истории русского искусстваОставаясь еще под сильным влиянием церкви, искусство приобретало новые, светские черты. Полагают, что в этот

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Слайд 2Последним этапом древнерусской истории был XVII век. Он же явился

началом нового периода в истории русского искусства
Оставаясь еще под сильным

влиянием церкви, искусство приобретало новые, светские черты. Полагают, что в этот период расширилось проникновение западных идей через Польшу, Белоруссию и Украину
Происходило «обмирщение» культуры, усиление светских мотивов в культовых постройках
Последним этапом древнерусской истории был XVII век. Он же явился началом нового периода в истории русского искусстваОставаясь

Слайд 3Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в.

с мощным воздействием на искусство народного творчества, с которым связывают

декоративное великолепие художественной культуры России
В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную традицию
В Москве возник Приказ каменных дел, в стенах которого были собраны лучшие русские мастера и приглашенные с Запада инженеры
Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в. с мощным воздействием на искусство народного творчества,

Слайд 4Главными объектами гражданского строительства стали кремлевские дворцы: Теремной, Потешный и

Патриарший

Главными объектами гражданского строительства стали кремлевские дворцы: Теремной, Потешный и Патриарший

Слайд 5Так выглядели церковь Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и

московская церковь Троицы в Никитниках, построенная богатым купцом Никитниковым из

Ярославля

Так выглядели церковь Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и московская церковь Троицы в Никитниках, построенная богатым

Слайд 6Церковь Троицы в Никитниках
Куб церкви обстроен приделами; с севера и

запада ее опоясывает галерея, вход с южной стороны оформлен шатровым

крыльцом
Наружные стены церкви членятся по вертикали сдвоенными колонками, на которых лежит пояс-антаблемент, украшенный цветными изразцами
Церковь Троицы в НикитникахКуб церкви обстроен приделами; с севера и запада ее опоясывает галерея, вход с южной

Слайд 7Верх храма декорирован тремя рядами кокошников «вперебежку» и пятью луковичными

главками на тонких «шейках»
К основному четверику с юга примыкает придел

Никиты Мученика, также увенчанный куполом
Двум этим объемам вторит шатровая колокольня, главный этаж которой занимает придел Иоанна Богослова
Верх храма декорирован тремя рядами кокошников «вперебежку» и пятью луковичными главками на тонких «шейках»К основному четверику с

Слайд 8В XVII в. возродилось шатровое покрытие, столь популярное во время

Ивана Грозного
Среди шатровых храмов этого периода самым замечательным являлась Успенская

церковь в Угличе
В XVII в. возродилось шатровое покрытие, столь популярное во время Ивана ГрозногоСреди шатровых храмов этого периода самым

Слайд 9Последним шатровым храмом в Москве, отличающимся особым изяществом, стала церковь

Рождества Богородицы в Путинках

Последним шатровым храмом в Москве, отличающимся особым изяществом, стала церковь Рождества Богородицы в Путинках

Слайд 10Четыре венчающих ее шатра образуют сложную асимметричную композицию с шатровой

колокольней по центру
Впечатление живописного беспорядка усиливают низкая трапезная и крыльцо

под шатровым верхом
Это сложное строение как нельзя лучше отражало прихотливые вкусы своего времени
Четыре венчающих ее шатра образуют сложную асимметричную композицию с шатровой колокольней по центруВпечатление живописного беспорядка усиливают низкая

Слайд 11Декоративность в облике храма достигалась в первую очередь за счет

того, что шатры, составляющие лишь часть кровли, в отличие от

классических шатровых покрытий, были увенчаны еще и изящными луковичными главками на тонких барабанах
Богатая отделка оконных наличников, обилие вимпергов, кокошников, ступенчатых арок на плоскости стены делали церковь похожей на ювелирное изделие
Декоративность в облике храма достигалась в первую очередь за счет того, что шатры, составляющие лишь часть кровли,

Слайд 12Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, и

это вызывало тревогу церковных властей. Никон, занявший патриарший престол в

1652 г., повел борьбу против светского начала в церковном зодчестве и запретил постройку шатровых храмов, допуская шатровые покрытия только у колоколен и крылец
Греческие иерархи, из года в год приезжавшие в Москву «за милостыней», внушали царю Алексею Михайловичу и Никону идею возрождения Византии под эгидой Москвы
Никон готовился к роли главы мировой православной церкви
На берегу реки Истры под Москвой в основанном им Новоиерусалимском монастыре был построен Воскресенский собор, являвшийся копией храма Гроба Господня в Иерусалиме, главной святыни всех христиан
Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, и это вызывало тревогу церковных властей. Никон, занявший

Слайд 13Церковь Ильи Пророка
В середине XVII в. крупные строительные проекты были

осуществлены в одном из главных торговых центров Руси - Ярославле,

избежавшем разорения во время смуты
Экономическое процветание способствовало превращению Ярославля в важный центр художественной культуры
Здесь были возведены церкви, по стилю напоминавшие соборы XVI в
Церковь Ильи ПророкаВ середине XVII в. крупные строительные проекты были осуществлены в одном из главных торговых центров

Слайд 14Ансамбль церкви Ильи Пророка отличается асимметрией: к северной стене пристроен

придел с шатровым верхом, а к южной - шатровая колокольня,

они соединяются между собой невысокой галереей-папертью, опоясывающей южный и северный фасады здания
Сочетание луковичных глав и шатровых покрытий, прихотливое декоративное убранство (стены расписаны красными и синими цветами), разновеликость частей здания придают ему живописность, сказочный вид

Ансамбль церкви Ильи Пророка отличается асимметрией: к северной стене пристроен придел с шатровым верхом, а к южной

Слайд 15Наиболее значительные из них церковь Ильи Пророка и храм Иоанна

Златоуста в Коровниках

Наиболее значительные из них церковь Ильи Пророка и храм Иоанна Златоуста в Коровниках

Слайд 16Храм Иоанна Златоуста в Коровниках

Храм Иоанна Златоуста в Коровниках

Слайд 17Пятиглавый храм Иоанна Златоуста имеет по бокам парные шатровые приделы,

два парадных крыльца, опоясывающую здание открытую галерею, которая позже была

закрыта и оформлена окнами с парадными наличниками
Позже подле церкви появился еще один храм, а между ними колокольня с шатром

Пятиглавый храм Иоанна Златоуста имеет по бокам парные шатровые приделы, два парадных крыльца, опоясывающую здание открытую галерею,

Слайд 18Детали декора церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

Детали декора церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

Слайд 19В XVII в. деревянное зодчество достигло высшего совершенства, примером чему

служит церковь Спаса Преображения в Кижах, представляющая собой восьмерик с

четырьмя приделами, увенчанный шестью ярусами декоративных луковичных главок, восходящих к центральному куполу
В XVII в. деревянное зодчество достигло высшего совершенства, примером чему служит церковь Спаса Преображения в Кижах, представляющая

Слайд 20Преображенскую церковь часто сравнивают с гигантской раскидистой елью, поскольку она

поражает не только величием, гармонией пропорций, нарядностью облика, но и

удивительной слитностью с окружающими просторами

Преображенскую церковь часто сравнивают с гигантской раскидистой елью, поскольку она поражает не только величием, гармонией пропорций, нарядностью

Слайд 21 В XVII в. строили много деревянных церквей, их ставили

на погостах, в центрах сел
Деревянные церкви имели многогранное основание, их

традиционно увенчивали шатрами

Как правило, деревянные храмы, даже многоглавые, имеют пирамидальный силуэт

В XVII в. строили много деревянных церквей, их ставили на погостах, в центрах селДеревянные церкви имели

Слайд 22Гражданские постройки XVII в., напротив, ориентировались на западноевропейские образцы со

свойственной им строгой симметрией, разделением на этажи, упорядоченностью декора
Вместе с

тем пристрастие русских мастеров к красочному и живописному убранству не только сообщало зданиям парадность и величественность, но и вносило разнообразие в их внешний облик
Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, теремок в Крутицком подворье, трапезные палаты Новодевичего, Симонова монастырей представляют собой прямоугольные здания, поднятые на высокий подклет, но внешне различающиеся благодаря декоративному убранству
Гражданские постройки XVII в., напротив, ориентировались на западноевропейские образцы со свойственной им строгой симметрией, разделением на этажи,

Слайд 23Крутицкое подворье

Крутицкое подворье

Слайд 24Особенно интересным в этом плане был деревянный дворец царя Алексея

Михайловича (1667-1681) в селе Коломенском

Особенно интересным в этом плане был деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1667-1681) в селе Коломенском

Слайд 25Дворец представлял собой сложное сочетание большого количества срубов, объединенных переходами
Перед

подъездными воротами стояли львы медные, обитые бараньими шкурами. Они

приветствовали подъезжающих рычанием, двигали лапами, вращали глазами, разевали пасти
Над воротами в особом помещении находился механизм, который приводил львов в движение
Замурованные в кладку ворот «голосники» усиливали впечатление от «Львова рыканья»

Дворец представлял собой сложное сочетание большого количества срубов, объединенных переходамиПеред подъездными  воротами стояли львы медные, обитые

Слайд 30В конце XVII в. наблюдается все больший отказ от канонов

древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве
Новый архитектурный стиль получил название «нарышкинского

барокко» по имени родственников второй жены царя Алексея Михайловича - Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I
Пожалуй, самым прекрасным образцом «нарышкинского барокко» стала церковь Покрова в Филях
В конце XVII в. наблюдается все больший отказ от канонов древнерусской архитектуры в храмовом зодчествеНовый архитектурный стиль

Слайд 31Своеобразным завершением зодчества XVII в. и началом архитектуры XVIII в.

стала церковь Знамения Богоматери, построенная воспитателем Петра I Б.А.Голицыным в

своем подмосковном имении Дубровицы
Своеобразным завершением зодчества XVII в. и началом архитектуры XVIII в. стала церковь Знамения Богоматери, построенная воспитателем Петра

Слайд 32План церкви представлял собою типично ренессансное решение, основанное на сочетании

окружностей и двух объемов: центрического бесстолпного храма, имеющего в плане

крест, и двухъярусного восьмерика с ярко выраженными барочными чертами

План церкви представлял собою типично ренессансное решение, основанное на сочетании окружностей и двух объемов: центрического бесстолпного храма,

Слайд 33В соединении с причудливым растительным рельефным орнаментом, обилием скульптуры и

ажурной золотой короной взамен традиционной главы церковь в Дубровицах явила

пример уникального, нигде более не повторяющегося стиля, получившего название «голицынского барокко»
В соединении с причудливым растительным рельефным орнаментом, обилием скульптуры и ажурной золотой короной взамен традиционной главы церковь

Слайд 34О развитии стиля свидетельствует архитектура церкви в Перове и надвратной

церкви Донского монастыря

О развитии стиля свидетельствует архитектура церкви в Перове и надвратной церкви Донского монастыря

Слайд 35Интерьер и роспись Архангельского собора Московского кремля

Интерьер и роспись Архангельского собора Московского кремля

Слайд 36Интерьер и росписи Успенского собора Московского кремля

Интерьер и росписи Успенского собора Московского кремля

Слайд 37Особую линию развития в русской монументальной живописи XVII в. составили

ярославские стенописи

Особую линию развития в русской монументальной живописи XVII в. составили ярославские стенописи

Слайд 38Интерьер и роспись Архангельского собора Московского кремля
Экономическое оживление, последовавшее за

временем смуты, способствовало возрождению монументальной живописи на Руси
При Михаиле Романове

были заново расписаны соборы московского Кремля
Интерьер и роспись Архангельского собора Московского кремляЭкономическое оживление, последовавшее за временем смуты, способствовало возрождению монументальной живописи на

Слайд 39Огромную роль в развитии русской живописи XVII в. сыграли мастерские

Оружейной палаты московского Кремля, по существу первой Академии художеств

Огромную роль в развитии русской живописи XVII в. сыграли мастерские Оружейной палаты московского Кремля, по существу первой

Слайд 40Среди иконописцев, подготовивших русскую живопись к переходу на позиции реалистического

искусства, самое видное место занимает Симон Ушаков

Среди иконописцев, подготовивших русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства, самое видное место занимает Симон Ушаков

Слайд 41Новые тенденции в русской живописи XVII в. особенно проявились в

парсуне, которая завоевала прочное место в искусстве второй половины XVII

в.

Все именитые люди страны старались запечатлеть свой образ. К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора Иоанновича (надгробный портрет), князя Скопина-Шуйского, Ивана IV

Новые тенденции в русской живописи XVII в. особенно проявились в парсуне, которая завоевала прочное место в искусстве

Слайд 42Голландскому художнику Д.Вухтерсу приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение

клиру»
Многие надгробные портреты писали в старой иконной технике - на

доске, что сближало их с фаюмскими портретами
Голландскому художнику Д.Вухтерсу приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру»Многие надгробные портреты писали в старой иконной

Слайд 43Высокого искусства достигла так называемая живопись иглой, продолжившая традиции русских

вышивальщиц XV в. Самым распространенным видом искусства вышивки являлась пелена,

так называемый воздух, предназначавшаяся для подвешивания к иконе, повторяющая ее размер и композицию
Пелены вышивали не только мастерицы, но и царицы. Тонкость исполнения, изящество рисунка, изысканный колорит отличают пелены-«воздухи», вышитые Марией Милославской (первая жена царя Алексея Михайловича), по праву считающиеся уникальным памятником лицевого художественного шитья
Сохранились многочисленные вышивки, выполненные в мастерских именитых купцов Строгановых
Высокого искусства достигла так называемая живопись иглой, продолжившая традиции русских вышивальщиц XV в. Самым распространенным видом искусства

Слайд 44В XVII в. значительное внимание уделялось декоративному шитью, названному «жемчужным»
Вышивальщицы

украшали растительным и геометрическим орнаментом нарядные одежды высших духовных иерархов,

парадные одежды
Помимо вышивки серебряными, золотыми, цветными шелковыми нитями широко применялись речной жемчуг и самоцветы
Придворные круги, при всем своем кажущемся западничестве, не желали отказываться от старых художественных традиций. И только преобразования Петра I европеизировали Русь
В XVII в. значительное внимание уделялось декоративному шитью, названному «жемчужным»Вышивальщицы украшали растительным и геометрическим орнаментом нарядные одежды

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика