Слайд 1Русское искусство середины XVIII века.
Живопись
Графика
Мозаика
11 Арх (б) ОП
Слайд 2Русская живопись середины 18 в.
И. Вишняков
А. Антропов
И. Аргунов
П. Ротари
Г. Гроот
Слайд 3Портрет Елизаветы Петровны
1743г 255 х 180 cм
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Слайд 4Портрет Василия Дарагана
1745г,
Музей искусства и истории, Чернигов, Украина
Слайд 5Портрет Сарры Фермор.
1 749 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И. Вишняков
Слайд 6Портрет Вильгельма Георга Фермора
брата Сарры-Элеоноры Фермор
1750г
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 7Портрет молодого человека
~1750г,
Львовская картинная галерея, Украина
Слайд 8Портрет М. С. Бегичева
92x78.5 cм
музей В.А.Тропинина, Москва
Слайд 9Рождество Богоматери
56.5 х 77.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(из Троицко-Петровского
собора)
Слайд 10Портрет Н.И.Тишинина
1755г, 100.3 x 82.3 cм.
Рыбинский историко-художественный музей
Слайд 11Портрет К.И.Тишининой
1755г, 100.2 x 82 cм.
Рыбинский историко-художественный музей
Слайд 12Вознесение
1755-1756г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 13Портрет С.С.Яковлевой
1756г
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 14Портрет М.С.Яковлева
1756г
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 15Портрет И.Н.Коцарева
1759г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 16Девочка с птичкой
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 17Портрет Ф.Н.Голицына в детстве
1760г, 119.3 x 68.2 cм.
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Слайд 18А. Антропов
П. С. Дрождин
А.П.Антропов с сыном, перед портретом жены
Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург
Слайд 19Портрет архитектора
Бартоломео Франческо Растрелли
1750 - 1760-е гг., xолст, масло,73х62 см
Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 20Портрет императрицы Елизаветы Петровны
~1752-1755г
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
1753-55г,
Слайд 21Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759.
Слайд 22Портрет статс-дамы графини М. А. Румянцевой. 1764.
Слайд 23Портрет статс-дамы А.Л.Апраксиной
Копия с П. Ротари
конец 1750ых гг, 61х49
Государственный
музей А.С. Пушкина, Москва
Слайд 24Портрет архиепископа С.Кулябки
1759-61г,102 х 77,5 cм
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 25Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова
1761г,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 26Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой
1761г,, 54 х 42см
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Слайд 27Портрет Ф.Я. Дубянского
1759-61г, 99,5 х 76,5 cм
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 28Портрет И.И.Шувалова
1760г, 85 х 70.5см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 29Портрет императора Петра III
1762. 250х179 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 31Портрет Екатерины II в профиль
1766г, холст, масло,
Слайд 32Портрет Екатерины II
До 1766 гг, 51х38 см
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 33Портрет А.В.Бутурлиной
1763г, 60.3 х 47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Д.И.Бутурлина
1763г, 60.9 х 47,7см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 34Портрет В.В.Фермора
1765г,
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Слайд 35Портрет Петра Андреевича Колычева
1767г, 64.3 х 50см
Государственный исторический
музей, Москва
Портрет Анны Ивановны Колычевой
1768г, 64 х 49см
Государственный
исторический музей, Москва
Слайд 36Портрет тверского архиепископа
Платона Левшина
1760г,
Областная картинная галерея,г.Тверь
Портрет архиепископа Гавриила
Петрова
1774г, 106,5 х 46,5 cм
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 37Портрет царицы Софьи
1772г, 51.5 х 42,5см
Московский областной краеведческий музей
Слайд 38Портрет Петра I
1772г, 51.5 х 42,5 см
Таганрогский художественный музей
Портрет Петра I
1770. 268х159 см
Государственный Русский музей, Москва
Слайд 40Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
1761 гг., Холст, масло, 60х48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 41
Портрет Ф.Б.
Растрелли
Вторая половина 1750-начало 1760-х, холст, масло, 56 x
47 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 42Александр Великий и Роксана
1756г , холст, масло, 243x202 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Слайд 43Девушка в меховой шапке
середина XVIII века, xолст, масло. 43,5 x
34 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Слайд 44Крестьянка в белом платке
середина XVIII века, xолст, масло. 45 x
34 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Слайд 45Девушка в белой повязке, наподобие тюрбана
середина XVIII века, xолст, масло.
44,5 x 34 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Слайд 46Христианская мученица
середина XVIII века, xолст, масло. 45 x 34 см
Музей-заповедник
"ГАТЧИНА"
Слайд 47Спящая девушка
~1760, холст, масло,106 x 84 см
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Слайд 48Портрет девушки в черном шарфе
и зеленом пальто с белым
мехом
середина XVIII века, холст, масло, 45.1 x 34.9 см
Нортон Симон
музей, Пасадена, Калифорния, США
Слайд 49Девушка, пишущая любовное письмо
1755, холст, масло, 84.8 x 68.6 см
Нортон
Симон музей, Пасадена, Калифорния, США
Слайд 50Девушка с веером
1756, холст, масло, 83.8 x 67.6 см
Национальная галерея,
Ванкувер, Канада
Слайд 51Портрет Екатерины Петровны
Хольстейн-Бек,
позже княгини Барятинской
середина XVIII века, холст, масло, 55.9
x 44.8 см
Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США
Слайд 52Девушка в белом чепчике
середина XVIII века, xолст, масло. 44 x
34,5 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Слайд 53Сидящая девушка в жёлтом тюрбане
середина XVIII века, xолст, масло, 83
x 67 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Слайд 54Девушка с белыми цветами в волосах
середина XVIII века, xолст, масло.
62,5 x 55 см
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Слайд 55Георг Христофор Гроот
(1716-1749)
Слайд 56Портрет имп. Елизаветы Петровны
~1744г, холст, масло, 161 x 116 см
Музей-заповедник
"ГАТЧИНА"
Слайд 57Конный портрет Елизаветы Петровны
с арапчонком
1743, xолст, масло, 85 х 68.3см
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Слайд 58Портрет Екатерины Алeксеевны
в охотничьем костюме
(будущей Екатерины II)
1740ые гг, Холст, масло,
68.5х48см
Государственный художественный музей, Нижний Новгород
Слайд 59Портрет Екатерины Алeксеевны
(будущей Екатерины II)
1745, xолст, масло, 105х85 см
Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 60Портрет княгини Александры Куракиной
1753, Холст, масло, 79,5х65см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 61Портрет князя Бориса Куракина
1748, Холст, маслоПортрет князя Бориса Куракина 78х62см
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 62Портрет Петра Фёдоровича
(будущего Петра III)
1753, Холст, масло, 134х97.5см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 63Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках
(будущей Екатерины
II)
1740-е, xолст, масло, 161 x 117 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 64Портрет великого князя Петра Федоровича
1743, xолст, масло, 124,4 х 99,2
см
Государственная Третьяковская галерея,Москва `
Слайд 65Портрет А.Н.Демидова
1745, xолст, масло, 114,5 х 90 см
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Слайд 66Портрет генерал-фельдмаршала князя В.В.Долгорукова
До 1746, xолст, масло, 76 х 62,5
см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 67Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в
руках
1748, Холст, масло , 64,5 x 47 см
Государственная Третьяковская
галерея,Москва
Слайд 68Иван Петрович Аргунов (1727-1802)
Слайд 69Портрет И.И.Лобанова-Ростовского
1750г, холст, масло, 89 x 70 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 70Портрет княжны Е.А.Лобановой-Ростовской
Екатерины Александровны
1754г, холст, масло, 81.5x62.5 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 71Портрет Н.П. Шереметева в детстве
1750-е гг, холст, масло, 56,7 х
47,5 см.
Музей-усадьба «Кусково», Москва.
Слайд 72Портрет K. A. Хрипуновa
1757г, холст, масло 73.5 х 57.5 см
Останкинский
дворец, музей творчества крепостных, Москва
Слайд 73Портрет Хрипуновой
1757г, холст, масло 73.5х57.5
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Слайд 74Портрет П. Б. Шереметьева
1760г, холст, масло, 92х73.5 см
Останкинский дворец, музей
творчества крепостных, Москва
Слайд 75Портрет В. А. Шереметьевой
(жена П. Б. Шереметьева)
Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА
АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое
Останкино, Марьино, Марьину рощу
1760г, холст, масло, 92х74
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Слайд 76Портрет B. П. Шереметьевой
(младшая дочь П. Б. Шереметьева)
до 1768г, холст,
масло,
Музей -усадьба Кусково,Москва
ВАРВАРА(1759-1824)-жена графа А.К.РАЗУМОВСКого
Слайд 77Портрет Екатерины II
1762, холст, масло. 245х176 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 78Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
1762, холст, масло, 131x95 см
Копия с
гравюры Е.Г.Виноградова (1761, ГТГ), выполненной по оригиналу П.Ротари
Музей-усадьба "Кусково", Москва
Слайд 79Портрет калмычки Аннушки
1767г, холст, масло 93x78
Музей-усадьба Кусково, Москва
Слайд 80Портрет Толстой
урождённой Лопухиной
1768г, холст, масло 93x78
Киевский музей русского искусства, Украина
Слайд 81Портрет неизвестной крестьянки
в русском костюме
1784г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 82Портрет А. А. Лазаревой
1769г, холст, масло,
Музей-усадьба Кусково, Москва
Слайд 83Умирающая Клеопатра
1750, холст, масло, 56,7x42,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 84Графика середины XVIII века в России.
Слайд 85Обучение рисунку проходило в:
Гравировальной палате Академии наук
Канцелярии от строений
Шпалерной мануфактуре
Сухопутном
кадетском корпусе (рисовальные, архитектурные и фортификационные классы)
Слайд 86Русские рисовальщика и граверы:
И. Соколов
Г. Качалов
М. Махаев
А. Греков
Е. Виноградов
Учились у
иностранных мастеров таких, как Вортман, Эллигер, Штенглин.
Слайд 87Михаил Иванович Махаев
(1717/18 - 1770)
Слайд 88Гравюра Г. Качалова по рисунку М.И. Махаева 1753год
Слайд 89Проспект вверх по рек Неве от Адмиралтейства и Академии наук
к востоку
1761год
Слайд 90Е. Виноградов по рисунку М. Махаева
Проспект старого Зимнего дворца
с каналом, соединяющим Мойку с Невой
1759год
Слайд 91Портрет первого русского солдата Бухвостова
Слайд 92«Невская перспектива» от Адмиралтейства
1753 год
Слайд 93Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны
1750-е
Слайд 94Третий Зимний дворец в Петербурге. 1750-53. Тушь, перо, кисть
Слайд 95Вид Большой Немецкой (или Миллионной) улицы от Главной аптеки к
Зимнему дворцу. 1751. Тушь, перо, кисть
Слайд 96Зверинец, или Охотничий павильон в Царском Селе. 1754-55. Тушь, перо,
кисть
Слайд 97Петергофский дворец
бумага, гравюра резцом, акварель
Слайд 98Иван Алексеевич Соколов
(1717 - 1757)
Слайд 99Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Слайд 101Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Слайд 102Успенский собор в Кремле. Из Коронационного собора XVIIIвека
Слайд 103Фейерверк и иллюминация 1 января 1748 года перед Зимним дворцом
Слайд 104Фейерверк и иллюминация 1 января 1749 года в Москве
Слайд 105Михаил Васильевич Ломоносов.
Мозаика.
Слайд 106Ломоносов Михаил Васильевич(8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик,астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного
русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект
Московского университета, впоследствии названного в его честь. Действительный член Академии наук и художеств.
Слайд 107Периоды
Богословское образование (1731-1735)
Первый петербургский период
Учёба за границей (1736-1740)
Возвращение в Россию
Второй
петербургский период:
Адъюнкт
Профессор
Коллежский советник
Слайд 108 Научная деятельность
Естествознание
Молекулярно-кинетическая теория тепла
Физическая химия
Наука о стекле
Астрономия, опто-механика и приборостроение
Теория электричества и
метеорология
Твёрдая ртуть
Прототип вертолёта
География и навигация
Вклад в развитие риторики, Грамматика и
теория стиля, Поэтическая теория и практика, История, Педагогические идеи
Литература и искусство
Слайд 109Мозаики Ломоносова
часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух
важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки
о стекле, здесь — прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия — варке, так называемого глухого стекла, смальт — удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, — создания разнообразных мозаичных произведений — в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей — от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства — «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.
Слайд 110Нерукотворный спас, 1753
Мозаика собственноручного набора Ломоносова.
Первая, пробная мозаика Ломоносова очень
декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста
по исполнению Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление
Слайд 111Портрет Петра I, 1754г.
Мозаика собственноручного набора Ломоносова.
Техника набора, изобретенная Ломоносовым.
Портрет
Петра I отличают высокие художественные достоинства. Глубоко и проникновенно воплощен
образ человека неукротимой энергии и творческого порыва. Выразительно лицо, набранное из розоватых и светло-коричневых смальт разнообразных оттенков. Вороненые латы, муаровая лента ордена Андрея Первозванного, галстук и горностаевый мех мантии блестяще переданы яркими, многоцветными смальтами.
Слайд 112М. Ломоносов. «Полтавская баталия». Смальта. 1761–1765.
Слайд 113Полтавская баталия
Самая большая мозаичная картина ломоносовской мастерской украшает ныне верхний вестибюль
здания Академии наук в Ленинграде.
Это единственное осуществленное произведение из грандиозного
проекта памятника Петру I. В 1758 году Ломоносов представил на конкурс, устроенный Сенатом, проект украшения интерьера Петропавловского собора, где был захоронен Петр I. Предполагалось создать 17 мозаик с изображениями наиболее существенных эпизодов деятельности Петра и аллегорические сцены.
Ученый придавал проекту большое патриотическое значение
Слайд 116Портер Елизаветы Петровны
должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и
потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым...""...Сам он не решился
делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи ""...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй.
Слайд 117Граф Шувалов
Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея...""...Интересно,
что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно
этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру..."
Слайд 118Князь Петр Федорович
Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом
зеленовато-коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой
щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным..."
Слайд 119Бог Отец
1756-1757. Мозаика, смальта. ГИМ. Композиция мозаики представляет свободную переработку
композиции гравюры М.А. Питтери по оригиналу Д. Пьяцетты. Относится к
ранним работам старших учеников мозаичного набора мастерской М.В. Ломоносова - Матвея Васильева и Ефима Мельникова, взятых возглавлявшегося И.Э. Гриммелем.