Слайд 1РУССКОЕ ИСКУССТВО
XV – XVII ВЕКОВ
Слайд 2Ренессансные тенденции в искусстве при Иване III
В конце XIV
в. Москва утвердилась как политический центр северо-восточной Руси. Московский князь
Дмитрий собрал общерусское сопротивление Золотой Орде.
В 1326 г. митрополит Петр, глава русского православия, перенес свою кафедру из Владимира в Москву. В новой резиденции митрополита и вокруг Москвы началось строительство храмов.
Слайд 3Во второй половине XV века, в годы правления Ивана III,
произошло дальнейшее укрепление русского государства.
Москва присоединила к себе Ярославское,
Ростовское, Рязанское княжества, Новгород, Псков и могучее Тверское княжество. Возникает идея «Москва – третий Рим».
Слайд 4Москва превратилась в столицу огромного и сильного государства. Иван III
был женат на византийской принцессе Софье Палеолог, вслед за которой
в Москве появились итальянские художники, архитекторы, оказавшие большое влияние на развитие русской художественной культуры.
Слайд 5Московский Кремль
Лицом русского государства стал Московский Кремль – резиденция великого
князя и митрополита Московского.
Старый полуразрушенный Кремль, построенный при Дмитрии
Донском, нуждался в коренной перестройке. Для этого пригласили миланских инженеров – Антонио Солари, Марко Руффо, Антона Фрязина и других.
Слайд 9Под руководством итальянских архитекторов были возведены башни – Тайницкая, Водовзводная,
Спасская, Боровицкая и другие.
Слайд 10Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля. 1491 . Вид с южной
стороны
Слайд 11Шатер, подкупольное пространство
Слайд 12Спасские куранты
В 1625 году под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики
установили часы на Спасской башне. Часы имели огромный вращающийся циферблат,
разделенный на 17 частей. В дни летнего солнцестояния, когда бывают самые продолжительные дни, часы отбивали 17 раз, а в ночное время — 7 раз. В начале XVIII века Петр I издает указ, по которому вся страна перешла на единый для всей России суточный отсчет времени. Тогда же на Спасской башне были установлены голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом.
Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, установлены братьями Бутеноп в 1851—1852 годах. Они занимают три этажа башни — 7-й, 8-й, 9-й
Слайд 13Боровицкая (Предтеченская) башня Московского Кремля. 1490
Башня была воздвигнута в
1490 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари на месте древнейшего
въезда в Кремль.
Слайд 15Никольская башня Московского Кремля
Слайд 16В стародавние времена на Никольской улице находился Никольский греческий монастырь
— скорее всего, именно благодаря ему и башня и улица
получили свое название.
Слайд 17Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля. 1488 .
Слайд 18Юго-западная угловая башня Московского Кремля играла особо важную роль в
системе обороны, прикрывая водный подступ к крепости.
Слайд 19Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516 .
Слайд 20Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни
служили мощной защитой крепостных мостов.
Слайд 21Соборная площадь
Соборная площадь – исторический и архитектурный центр Московского Кремля.
Ее ансамбль сложился в XV – XVI вв.
Здесь происходили
самые важные события в жизни Российского государства: венчание на царство, коронации императоров, встречи с иностранными послами, торжественные шествия в честь церковных праздников, похоронные процессии.
Слайд 22Успенский собор Московского Кремля.
Арх. Аристотель Фиораванти. 1497
Слайд 23Успенский собор стал средоточием государственной и церковной жизни. Здесь венчались
на царство русские цари, провозглашались важные государственные акты, происходили поставление
в сан императоров, митрополитов и патриархов, здесь же располагались их гробницы.
Слайд 24Архангельский собор Московского Кремля.
Арх. Алевиз Новый. 1505—1508 .
Слайд 25До конца XVII века собор использовался в качестве усыпальницы русских
князей.
Слайд 28Грановитая палата в Московском Кремле.
Арх. Марко Фрязин, Пьетро Антонио
Солари. 1487—1491
Слайд 30 Главный объем палаты – огромный, почти квадратный в плане
одностолпный зал (площадь — 459 кв. м., высота до верхней
точки свода — 9 м.) перекрыт четырьмя крестовыми сводами. Итальянские зодчие выделили главный, обращенный к площади фасад, облицевав его сверху донизу блоками белого камня, отесанными на четыре грани.
Стенопись в палате появилась не ранее второй половины XVI века. После очередного пожара в 1668 году ее возобновляет Симон Ушаков (во время этой работы он составил подробную опись сюжетов).
Слайд 31Шатровое зодчество
Иван III добился объединения русских земель. Но облик государства
окончательно сложился лишь при его внуке Иване IV, Грозном. Все
искусство той эпохи было связано с богословием и ориентировано на русскую старину. Это проявилось и в такой своеобразной архитектурной форме, как шатровое зодчество.
Слайд 32Коломенское. Архитектурный ансамбль.
XVI-XVII вв.
Церковь Вознесения.
Храм Вознесения в Коломенском
стал родоначальником целого ряда таких храмов. Это была первая каменная
шатровая постройка. Ее основание составляют галереи-гульбища с живописными лестницами. Из этого основания вырастает столп храма. Завершает всю конструкцию шатер, украшенный каменными гирляндами, верх шатра покрыт небольшой главкой с крестом.
Шатровые храмы получили признание у русских зодчих и стали возводиться во многих городах и селах.
Слайд 34Покровский собор что (храм Василия Блаженного) на Красной площади в
Москве. 1555—1561
Храм сооружен в честь покорения Казанского ханства. Для
его строительства Иван Грозный пригласил русских архитекторов Барму и Постника Яковлева. Это каменный многопридельный храм (придел – пристройка, где может происходить богослужение). Вокруг центральной шатровой церкви воздвигнуты 8 разных по высоте церквей.
Слайд 36Основу архитектурной композиции Покровского храма составляют девять самостоятельных церквей. Каждая
из них была освящена в честь церковного праздника, на который
пришлось то или иное событие Казанского похода. Центральный храм посвящен Покрову Богоматери.
Слайд 37Могила Василия Блаженного и роспись галереи
Слайд 38Иконопись
В конце XVI – начале XVII века главной фигурой в
живописи Москвы был Дионисий. Он продолжал традиции Рублева в искусстве.
Большое внимание Дионисий уделял внешнему оформлению, его иконы имеют торжественно-праздничный, нарядно-декоративный характер. В них нет изображения страдания.
Слайд 39«Распятие»
«Митрополит Алексий с житием»
Слайд 40Реалистические тенденции
В XVII веке происходят эволюционные процессы в русской живописи.
Вырастает интерес художников к окружающему миру, расширяется тематика изображений –
появляются светские сюжеты.
Расширяются связи России с Западной Европой. Художники теперь творят с меньшей оглядкой на традиции, они ищут новыt пути в искусстве.
Слайд 41Мастерские оружейной палаты
Огромную роль в развитии русской живописи XVII века
сыграли мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Здесь учились и работали
как русские, так и иностранные художники. Признанным главой художественной мастерской стал Симон Ушаков.
Слайд 42Симон Ушаков (1626 – 1686)
Подготовил русскую живопись к переходу на
позиции реалистического искусства.
В своих иконах Ушаков стремился к созданию
реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме.
Слайд 43Спас Нерукотворный
написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году
Слайд 45«Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского». 1668
ГТГ
Слайд 46Парсуна
Новые тенденции русской живописи проявились в парсуне (от лат. –
личность, лицо) – портрет с натуры.
Слайд 47Алексей Михайлович в «большом наряде»
(1682, ГИМ)
Слайд 48Надгробный портрет
Скопина-Шуйского
(1670-е, ГТГ)