Слайд 1Русское изобразительное искусство первой половины XX века
Слайд 2Идеи времени отразились в творчестве русских художников первой половины XX
века. Появилось новое, по сравнению с искусством передвижников, отношение к
проблемам человека и общества, в котором ощущается тревожное и радостное предчувствие перемен. Это было время расцвета портретного искусства графики, театрально-декорационного (декоративного) искусства.
Слайд 3Ведущим жанром в изобразительном искусстве является портрет, который отражает высокую
гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения, утверждая в них
образы лучших людей своего времени и беспощадно обличая лицемерие и светскую пустоту.
Слайд 4Царевна-лебедь
М.А. Врубель
Портрет мальчика в расписной рубашке
И. Машков
Слайд 5Все это присуще портретному творчеству русского художника В.А.Серова, которые отличаются
разнообразием типов по их положению в обществе и по отношению
к ним художника - от восхищения до иронии и обличения.
Слайд 6В портрете Веры Мамонтовой ощущается свет и воздух, трепетное тепло.
Слайд 7В портретах Морозова, Гиршман, Орловой чувствуется обличительная ирония и удивительное
по точности проникновение в сущность образа. Серову удается передача тонких
оттенков характера через движение рук, поворот головы, цветовое решение художественного образа.
Слайд 9Портрет Генриэтты Гиршман
Портрет графини Орловой
Слайд 10Художник создает в это время портреты деятелей культуры: Горького, Ермоловой,
Шаляпина. Искусствоведы отмечают просветленность и полнозвучность живописи Серова, тонкость рисунка,
мастерство композиции, вобравшие в себя опыт русского и мирового изобразительного искусства.
Слайд 11Портрет Максима Горького
Портрет Фёдора Шаляпина
Портрет Марии Ермоловой
Слайд 12Философское осмысление жизни, мысль о величии и непобедимости человеческого духа
- основной лейтмотив творчества М.А.Врубеля. Его произведения наполнены страстным протестом
и неприятием мира мещанства, стремлением "будить души людей от мелочей будничных величавыми образами".
Слайд 13Романтические традиции полотен Врубеля дополнены символикой и аллегорией. Через весь
период его творчества проходит тема Демона как олицетворение титанической силы,
могучей внутренней борьбы, выражения чувств и стремлений гордой, тоскующей, протестующей, но бессильной в своем одиночестве личности.
Слайд 16Основой вдохновения Врубеля является живой источник сказочных и былинных образов.
В картинах "Пан", "К ночи", "Царевна Лебедь" ощущается совершенство, красота,
гармония, пластическая выразительность образов. Силой психологических характеристик отличаются портреты С.Мамонтова, Н.Забеллы-Врубель.
Слайд 18Портрет С. Мамонтова
Портрет Н.И. Забелы-Врубель
Слайд 19Верой в созидательные силы революции исполнены картины художника А.Дейнеки, А.Рылова.
Явно чувствуется ветер перемен в произведениях К.С.Петрова-Водкина.
Слайд 21Петров-Водкин
Купание красного коня
Слайд 22Уникальное место не только в русской, но и во всей
мировой культуре занимает такое явление начала XX века как "Русский
авангард", художники которого занимались поиском новых средств художественной выразительности.
Слайд 23В.Кандинский приходит к беспредметной живописи, начинает писать композиции, основой которых
является цвет в его эмоциональном выражении.
Слайд 25К.Малевич изобретает супрематизм, новый творческий метод, который стремится к освобождению
от сюжета, движению к "чистой" живописи.
Слайд 27И. Машков, как один из представителей творческого объединения «Бубновый валет»,
был против «переутонченности и вялости» в русском изобразительном искусстве. Из-за
своих дерзких, «вывесочных» работ, как и многие другие представители объединения, был сильно критикуем.
Слайд 28Автопортрет Машкова и Кончаловского