Слайд 1Рыночные аспекты ценообразования
Слайд 2Цена
Денежное выражение стоимости товара (услуги) ((классическое определение К.Маркса))
Слайд 3Цена
цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью, т.е. цена
данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести
за эту же денежную массу.
Слайд 4Цена
цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью, т.е. цена
данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести
за эту же денежную массу.
Слайд 5Цена
форма общественной оценки ресурсов, товаров и услуг
Слайд 6Цена
В маркетинге:
Денежная сумма, взимаемая за конкретный товар
Готовность потребителя заплатить
Слайд 7Ценообразовние
- Процесс формирования цен на товары и услуги
Слайд 8категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 9категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 10«СТОИМОСТЬ»
2. Содержание категории «стоимость»
Меновая
Потребительная
Стоимость
Способность вещи или услуги обмениваться на другие
блага
Способность вещи или услуги удовлетворять какую либо потребность
В разное время
и при разных условиях - разная
Общее, содержащееся во всех товарах услугах – затраты на его производство
Слайд 112. Содержание категории «стоимость»
Слайд 12категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 13категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 14категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 15категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 16категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 17категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 18категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 19категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 20категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 21категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 22категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 23категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 24категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 25категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 26категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 27категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 28категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 29категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 30категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 31категория «Цена» в истории экономических учений
Слайд 32Категория «Цена»
Чем должна определяться цена? – Что лежит (должно) по
Вашему мнению в ее основе?
Слайд 33Виды ценообразования
1) Рыночное – результат взаимодействия спроса и предложения;
2) Централизованное
(государственное) цены устанавливают преимущественно специальные государственные органы и учреждения (в
рыночной экономике - тарифы естественных монополий).
Слайд 34Функции цен
- совокупность общих свойств, которые
объективно присущи цене как экономической
категории.
Слайд 35Функции цен
Учётно-измерительная - определяет сущность цены как денежного выражения стоимости
товара
Слайд 36Функции цен
2. Стимулирующая - проявляется в воздействии цены на производство
и потребление товаров
можно стимулировать или дестимулировать:
· научно-технический прогресс;
· экономию затрат
ресурсов;
· изменение качества продукции;
· изменение структуры производства и потребления.
Слайд 37Функции цен
3. Распределительная (перераспределительная) - связана с возможностью отклонения цены
от стоимости под воздействием множества рыночных факторов.
С помощью цен
осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
· отраслями экономики;
· различными формами собственности;
· регионами страны;
· фондом накопления и фондом потребления;
· различными социальными группами населения.
Слайд 38Функции цен
4. Балансирующая - проявляется в таком колебании рыночных цен
на товары, которое, в конечном счёте, приводит к равновесию спроса
и предложения
Слайд 39Функции цен
5. Функция цены как критерия рационального размещения производства -
с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется
перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.
Слайд 41Система цен
- единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и
регулирующих экономические отношения всех участников рынка
- совокупность цен, используемых всеми
отраслями народно-
хозяйственного комплекса, которая находится в постоянном движении под воздействием множества розничных факторов и состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих национальных и мировых цен
Слайд 43Виды цен
- результат классификации цен, т.е. распределение их на группы
в зависимости от общих признаков
Слайд 44Виды цен
- результат классификации цен, т.е. распределение их на группы
в зависимости от общих признаков
Слайд 46Система и виды цен
1. По сфере обслуживания национальной экономики
1.1 Оптовые
цены на продукцию промышленности - цена, по которой реализуется и
закупается продукция промышленного предприятия не зависимо от форм собственности.
1.2. Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - цена, по которой закупается
сельскохозяйственная продукция фермеров, населения
Слайд 47Система и виды цен
1. По сфере обслуживания национальной экономики
1.3. Цены
на продукцию строительства – а) сметная стоимость объекта (предельный размер
затрат на строительство
каждого объекта), б) усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1м2 жилой площади)
Слайд 48Система и виды цен
1. По сфере обслуживания национальной экономики
1.4. Тарифы
транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается
транспортными организациями с отправителей грузов и с населения
1.5. Цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям
Слайд 49Система и виды цен
1. По сфере обслуживания национальной экономики
1.6. Тарифы
на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг
реализуют их любым потребителям
Слайд 50Система и виды цен
1. По сфере обслуживания национальной экономики
1.7. Внешнеторговые
цены
1.7.1. Экспортные – по ним производители или
внешнеторговые организации продают отечественные
товары (услуги) на мировом рынке
1.7.2. Импортные - по которым предприятия закупают товары (услуги) за рубежом, они устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны.
Слайд 51Система и виды цен
2. По степени участи государства в ценообразовании
2.1.
Рыночные цены - цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений
субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры
2.1.1. Свободные
2.1.2. Монопольные
2.1.3. Демпинговые - продажа организацией товаров или услуг ниже затрат на их и продажу и производство
Слайд 52Система и виды цен
2. По степени участи государства в ценообразовании
2.2.
Регулируемые цены - цена, образованная в процессе прямого государственного воздействия
2.2.1.
Фиксированные
2.2.2. Предельные
Слайд 53Система и виды цен
3. По стадиям ценообразования - отражает количественную
взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения; товара
(услуги) от производителя к
конечному потребителю.
Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии
Слайд 54Система и виды цен
3. По стадиям ценообразования
3.1. Оптовые цены изготовителя
- затраты предприятия-производителя, связанные с производством данного товара, включая его
прибыль
3.2. Оптовая отпускная цена - цена изготовителя + налоги (оптовая цена производителя)
Слайд 55Система и виды цен
3. По стадиям ценообразования
3.3. Оптовые цены закупки
- отпускная цена производителя плюс стоимость посреднических услуг (оптовая цена
посредника)
3.4. Розничные цены - оптовая цена посредника плюс затраты (включая прибыль) розничного продавца
Слайд 56Система и виды цен
Структура розничной цены
Слайд 58Система и виды цен
4. По транспортной составляющей - осуществляется в
зависимости от порядка оплаты транспортных расходов и отражается в системе
франкирования цен.
«Франко» - до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены
Слайд 59Система и виды цен
4. По транспортной составляющей - осуществляется в
зависимости от порядка оплаты транспортных расходов и отражается в системе
франкирования цен.
«Франко» - до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены
Международные правила Инкотермс 2010
Слайд 60Система и виды цен
4. По транспортной составляющей
Цены
4.1. Франко-склад поставщика
4.2.
Франко-станция отправления
4.3. Франко-вагон станция отправления
4.4. Франко-вагон станция назначения
4.5. Франко-склад потребителя
Д.з.
- Международные правила Инкотермс 2010 и виды цен
Слайд 62Система и виды цен
5. По характеру ценовой информации
5.1. Цены прямых
контрактов - согласованная цена продавца и покупателя в процессе свершения
фактической сделки.
5.1.1. Твёрдые цены – неизменные цены на весь срок действия контракта
5.1.2. Цены с последующей фиксацией – твёрдые цены на момент заключения контракта, которые пересматриваются в каждый согласованный участниками сделки момент фиксации по установленной методике
Слайд 63Система и виды цен
5. По характеру ценовой информации
5.1.3. Цены скользящие
– твёрдая цена, которая может меняться по отдельным составляющим ее
элементам (например, включенные в цену затраты на сырье и материалы), если они подвержены серьёзным изменениям в процессе исполнения контракта
Слайд 64Система и виды цен
5. По характеру ценовой информации
5.2 Цены биржевые
– формируются в процессе биржевых торгов
5.3. Цены аукционов – формируются
в процессе аукционных торгов
5.4. Цены торгов (тендерные цены) - формируются в процессе проведения тендера по условиям, предусмотренным действующим законодательством
Слайд 65Система и виды цен
5. По характеру ценовой информации
5.5. Цены справочные
– ориентировочные уровни цен (как правило, цены продавца).
5.5.1. Цены
прейскурантов (каталогов, проспектов)
5.5.2. Цены предложений (т.н. прайс-листы)
5.5.3. Ценовые индексы – это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные.
Д.з. Ценовые индексы – назначение, виды, расчет
Слайд 66Классификация видов цен по другим критериям
В зависимости от территории действия:
-
Цены единые (поясные) - устанавливаются и регулируются государственными органами (газ,
электроэнергия, транспорт)
- Цены региональные (зональные, местные и т.д.) - регулируются органами региональной власти и местного самоуправления и ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.
Слайд 67Классификация видов цен по другим критериям
В зависимости от порядка возмещения
потребителем транспортных расходов по доставке грузов:
1. Цена в месте производства
продукции.
2. Единая цена с включением расходов по доставке - единая цена для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в неё одинаковой суммы транспортных расходов., которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
- выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные
расходы которых значительно превышают средние.
Слайд 68Классификация видов цен по другим критериям
В зависимости от порядка возмещения
потребителем транспортных расходов по доставке грузов:
3. Зональные цены.
4. Цены,
определяемые на основе базисного пункта – предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию и фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
Слайд 69Спрос и предложение как основа рыночной равновесной цены
Слайд 70Спрос и предложение как основа равновесной цены (рыночного равновесия)
СПРОС –
(Demand)
готовность потребителя в течении определенного времени (Т), по
определенной цене (Р), приобрести определенное количество благ (Q)
Закон спроса
Чем ниже цена тем выше спрос
Эластичность спроса – реакция покупателя на изменение цены
Слайд 71Анализ спроса
Состояния эластичности спроса и их практическое применение в бизнесе
«неценовые»
факторы влияющие на состояние спроса
Слайд 72Спрос и предложение как основа равновесной цены (рыночного равновесия)
Предложение –
(Supply)
готовность продавца в течении определенного времени (Т), по
определенной цене (Р), предложить определенное количество благ (Q)
Закон предложения
При больших ценах у продавца больше стимул предложить большее количество (чем выше цена, тем выше больше предложение)
Слайд 73Анализ предложения
Состояния эластичности предложения и их практическое применение в бизнесе
«неценовые»
факторы влияющие на состояние предложения
Слайд 74Спрос и предложение как основа равновесной цены (рыночного равновесия)
Избыток=q2-q1
Дефицит=q4-q3
Слайд 75Равновесная цена
Виды равновесной цены
Индивидуальный и рыночный спрос и предложение
Слайд 771. Факторы спроса
платёжеспособный спрос
уровень сбережений – покупательский резерв в виде
временно свободных денег
объём спроса - количество данного товара, которое покупатель
обычно приобретает при данном уровне цен
совокупность потребительских свойств товара
полезность товара – способность удовлетворить определённые потребности.
Слайд 782. Факторы потребительского выбора - определят уровень
конкурентоспособности данного товара
- структура
потребностей потенциальных покупателей и структура конкурирующих товаров способных удовлетворять эти
потребности;
- принципиальная замещаемость данного товара и наличие на рынке товаров-субститутов;
Слайд 792. Факторы потребительского выбора - определят уровень
конкурентоспособности данного товара
- предельные
нормы замещения данного товара другим (сколько потребуется коробков спичек, что
бы заменить одну зажигалку);
- сопоставление конъюнктуры рынка данного товара с дополняющими его товарами или с товарами, для которых данный товар является дополняющим (комплиментарные товары).
Слайд 803. Факторы предложения
- общее количество товара на рынке (фактическая ёмкость
рынка) и рыночная доля данного продавца;
- уровень запасов данного товара
у всех возможных производителей и уровень запасов у данного продавца;
- среднеотраслевые издержки производства и обращения для данной группы товаров;
- уровень налогообложения для данного вида бизнеса;
- среднеотраслевая норма прибыли в данном бизнесе и обычные направления её распределения (инвестиции, фонды, дивиденды и т. п.).
Слайд 814. Факторы связанные с альтернативными производственными возможностями
- предельная замещаемость товаров
в использовании имеющихся производственных возможностей, т.е. альтернативные издержки производства при
изготовлении аналогичных товаров;
- предельная замещаемость альтернативных технологий;
- предельная замещаемость производственных факторов
Слайд 825. Факторы эффективности производства и реализации товара
- среднеотраслевой уровень рентабельности
по данной товарной группе
- уровень ликвидности производства
Слайд 84Модели рыночного ценообразования на основе факторов влияющих на цену
Слайд 85Ценообразование в условиях рыночной экономики
ЦЕНА
Спрос
Предложение
Издержки
Факторы
производства
Варианты
производства
Полезность
Потребности
План потребления
Деньги
Накопления
Текущие доходы
Слайд 86Модель рыночного ценообразования
Слайд 87Ценообразование на различных типах конкурентных рынков
Слайд 89Ценообразование на рынке чистой конкуренции
D эластичен по цене (на рынке
большое количество фирм, ни одна из них не контролирует большой
доли рынка)
При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет.
Зависимость между спросом и ценой - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса
Слайд 90Ценообразование на рынке чистой конкуренции
Если предложение товаров - возрастет, то
цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их
производства.
Ни одна фирма не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Слайд 91Ценообразование на рынке чистой конкуренции
Известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру
рынка (Стратегия «случайного» снижения цен – устанавливают максимально высокую цену
и далее - медленно снижают до уровня рыночных (за небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход)
Слайд 92Ценообразование на рынке чистой конкуренции
изменение цены на какой-либо товар влечёт
адекватные изменения на все дополнительные и используемые в его производстве
товары;
цены предложения товаров равны ценам спроса на эти товары, но при этом цены достаточно свободны, то есть находятся в некотором движении;
Слайд 93Ценообразование на рынке монополистической конкуренции
Множество фирм, предлагающих свои товары по
ценам, колеблющимся в большом диапазоне.
Продукция не вполне взаимозаменяема и
различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, по потребительским предпочтениям - разница между товарами оправдывает широкий диапазон цен.
Цена определяется с учетом структуры потребительского спроса, цены конкурентов, собственные издержки + учитываются разные стратегии ценообразования
Слайд 94Ценообразование на рынке монополистической конкуренции
цены предложения на товары внутри одной
группы могут значительно отличаться от цен спроса;
ценообразование осуществляет производитель (а
не рынок) с учётом выбранной им стратегии;
наряду с ценой большую роль играют неценовые факторы
Слайд 95Ценообразование на рынке монополистической конкуренции
Распространенная стратегия ценообразования - установление цен
по географическому принципу (продукция реализуется потребителям в различных частях страны
по разным ценам)
При сильном дифференцированном покупательском спросе, используется стратегия цен «выше номинала» - покупателям с высоким уровнем доходов предлагаются товары категории «люкс» по очень высоким ценам, для прочих покупателей - обычные товары, по сниженным ценам (стратегия требует строгого контроля за конкурентами)
Слайд 96Ценообразование на рынке олигополистической конкуренции
Занимающие на рынке большую долю компании,
способны влиять на рыночную цену (ценовой диктат, изменение объёма продаж
и т.п.);
все крупные предприятия осознают взаимозависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах рыночного поведения;
Слайд 97Ценообразование на рынке олигополистической конкуренции
Осторожное отношение к изменению цены на
свою продукцию.
Применяются разные стратегии ценообразования:
«Соглашения о ценах» (сговор)
«Параллельная ценовая политика»
- компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям + норма прибыли = цена. (под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении)
Слайд 98Ценообразование на рынке чистой монополии
Возможность резко увеличить потребление товара теми
группами населения, которые не в состоянии его купить за полную
стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Слайд 99Ценообразование на рынке чистой монополии
Ценовые стратегии строятся на принципе ценовой
дискриминации - фирма продает товар (услугу) по разным ценам.
Формы
дискриминационных цен:
по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;
по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
по территориальному принципу – товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;
по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток;
Слайд 100Ценообразование на рынке чистой монополии
Стратегия множественных цен - для каждой
группы покупателей назначается максимально высокая цена (в большинстве стран запрещена)
Стратегия
сегментации рынка – если спрос в пределах отдельного сегмента или на различных рынках разный, то большая часть продукции продается на одном рынке по ценам, возмещающим все затраты и обеспечивающим определенную прибыль, а на другом (например – зарубежном если другое гос.-во «не против») - по сниженным ценам.