Слайд 1
Рынок и его правовое регулирование
Слайд 3
План лекции:
1. Рынок и его сущность
2. Субъекты рыночных отношений
3. Функции
рынка
4. Классификация рынков
5. Инфраструктура рынка
Слайд 4
1. Рынок, его сущность.
Рынок – это совокупность
экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
Рынок –
это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;
Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.
Слайд 5
Основные принципы
функционирования рыночной системы:
1) свобода экономической, хозяйственной деятельности;
2) многообразие
форм собственности;
3) примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус
производителю);
4) рыночное ценообразование (цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя);
5) соотношения спроса и предложения;
6)договорные отношения;
7)конкуренция;
8) открытость экономики.
Слайд 6
2. Субъекты рыночных отношений
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е.
сделок купли-продажи
1. Домашние хозяйства
2. Бизнес
3. Государство
Слайд 7
Субъекты рыночных отношений
1) Домашние хозяйства –
собственники и поставщики факторов
производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на
удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг.
Слайд 8
Субъекты рыночных отношений
2) Бизнес (фирма)–
предприятие, функционирующие с целью
получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или
заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг
Слайд 9
Субъекты рыночных отношений
3) Государство -
представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное
регулирование экономики. Государство также поставляет на рынок товары и услуги
предприятий государственной собственности.
Слайд 103. Функции рынка.
1) Обеспечение взаимодействия производства и потребления
Слайд 11
2) Регулирующая
Рынок выступает регулятором производства, спроса и
предложения.
Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен
– к сокращению.
Слайд 12
3) Стимулирующая
Посредством цен рынок стимулирует:
внедрение в
производство достижений НТП;
снижение затрат на производство продукции;
повышение качества
продукции;
расширение ассортимента товаров и услуг.
Слайд 13
4)Информационная
Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом
количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него
поставляются.
Слайд 14
5) Посредническая
В рыночной экономике потребитель имеет возможность
выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Слайд 15
6) Социальная
Рынок дифференцирует
производителей.
Слайд 16
7) Санирующая (санитарная)
Рынок очищает общественное производство от экономически
слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм.
Слайд 235. Инфраструктура рынка.
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций,
обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
Слайд 24
Элементы инфраструктуры рынка.
1) ярмарка(сезонная, постоянная, отраслевая)
2) аукционы (принудительные и добровольные)
3) биржа (различают товарные,
фондовые и биржи труда)
4) кредитная система (банки, страховые инновационные, инвестиционныекомпании.
5) государственные
финансы (государственный и местные бюджеты).