Слайд 1Сады французского классицизма
Слайд 2 С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств.
Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые благотворно отразились
на французском садово-парковом строительстве. Центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии во Францию. Именно здесь был создан и достиг наивысшей степени совершенства так называемый «французский» сад.
Слайд 3 С одной стороны, «французский» сад унаследовал традиции средневековых приемов
монастырского и замкового садоводства с его вниманием к мельчайшим деталям
сада. С другой стороны, властителей Франции, ставшей к XVII в. могущественной державой, привлекал размах и величина дворцов и парков римского духовенства.
Слайд 4 Но ландшафт Франции, в котором преобладают равнинные местности, покрытые преимущественно
лиственной растительностью (дуб, вяз, липа, каштан), отсутствие памятников античной архитектуры
и большое количество памятников раннего средневековья, а также многие другие природные и социальные условия направили развитие французского паркового искусства по особому, своеобразному пути.
Слайд 5 Характерными элементами французских садов периода Ренессанса являлись: широкая центральная аллея,
обсаженная 2-3 рядами лип, водные каналы регулярной формы, обширные партеры
без деревьев, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами.
Слайд 6 Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к
таким характерным приемам, как боулингрин и вертюгаден. Боулингрин – это
заниженный участок газона, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Боулингрин используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.
Слайд 7 Вертюгаден – небольшое террасированное возвышение со стриженной зеленой стеной. В
французских парках играл такую же роль, как амфитеатр в итальянских.
Он представлял собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках.
Слайд 8 Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось
партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона,
окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой, посыпанной песком.
Слайд 9 Сложные узоры в партере создавали из инертного материала (песка, толченого
угля, кирпича, стекла). Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили
вазоны с подстриженными деревьями.
Слайд 10Середину XVII в. принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием
всей жизни страны был двор Людовика XIV. Искусство стало особым
предметом заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII в. Эта эпоха ознаменовалась творчеством большого мастера Андре Ленотра (1613-1700).
Слайд 11 Ленотр создал и перепланировал в стиле классицизма парки: Во-ле-Виконт (1661-1663),
Шантийи (1693), Фонтенбло, Сен-Клу, Версаль (1662-1700); в Париже район Елисейских
полей и Тюильри (1664-1672).
Слайд 12Парковый ансамбль Во-ле-Виконт.
Парк замка Во, создание которого завершилось в 1662
г., считается одним из самых совершенных творений Ленотра.
Слайд 13 Этот парковый ансамбль был создан Ленотром совместно с архитектором Луи
Лево и художником Шарлем Лебреном, как загородная резиденция министра финансов
Франции Николя Фуке.
Слайд 14 При закладке парка (в 1656-1661гг.) трудились 18 тыс. человек. На
обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф,
изменено русло реки. Площадь парка 100 га, растянувшегося на 2,5 км.
Слайд 15 План парка отличается предельной строгостью. В северной его части расположен
дворец, окруженный каналом (который больше напоминает огромное зеркало) – рвом
в духе старинных замков, являющийся центром композиции.
Слайд 16 Южным фасадом дворец обращен к парку, от него начинается главная
парковая аллея. От дворца тремя невысокими террасами мягко спускается к
югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.
Слайд 17 Огромное открытое пространство парка расстилается как единый узорный ковер с
яркими цветниками, бассейнами и каналами, где в спокойной глади воды
отражается небо.
Слайд 18 На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры,
каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая
от дворца по центру террас, является главной композиционной осью.
Слайд 19 Композиционная ось завершается большим поперечным каналом – это преобразованное русло
реки Анкей, и замыкается архитектурно оформленным холмом.
Слайд 20 Отличительной чертой этого ансамбля является закрытая перспектива перед главной частью
дворца, напоминающая итальянские виллы XVI-XVII вв. Это единственный случай замыкания
Ленотром перспективы.
Слайд 21 За обрамлёнными статуями партерами, перед дворцом, следует отвесная стена грота.
Канал с каскадом и гротом — кульминационный узел парка, уравновешивающий
дворец.
Слайд 22 Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания
площадей террас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей,
как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины.
Слайд 23 Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины
с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры,
вазы с цветами.
Слайд 24 Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными
зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом.
Слайд 25 При движении в обратном направлении, т. е. ко дворцу, нарастает
усложнение композиций. Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту
и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров).
Слайд 26 Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников,
театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация.
Слайд 27 Во-ле-Виконт явился непосредственным предшественником и прообразом Версальского ансамбля.
Слайд 28 17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором
выступали Мольер и Лафонтен. 5 сентября Фуке был арестован. Король
конфисковал Во-ле-Виконт, а команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале.
Боулингрин в парке Во-ле-Виконт
Слайд 29План паркового ансамбля Во-ле-Виконт.