Слайд 1ТОГБОУ СПО «Тамбовский областной медицинский колледж»
Презентация на тему: «Самоконтроль, занимающихся
физической культурой и спортом».
Выполнил: Соковин Олег Михайлович
учитель физической культуры
МБОУ «Цнинская
сош №2»
Слайд 2Введение.
Оценка
морфофункционального состояния организма - один из основных способов мониторинга состояния
здоровья человека. Особенно это важно при регулярных занятиях физическими упражнениями.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Слайд 3Самоконтроль.
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья,
физическим развитием и физической подготовкой и их изменением под влиянием
регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Слайд 4Задачи самоконтроля:
Расширить знания о физическом развитии.
Приобрести навыки в оценивании психофизической
подготовки.
Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
Определить уровень физического развития, тренированности
и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Слайд 5Показатели самоконтроля:
Объективные;
Субъективные.
Слайд 6Объективные показатели самоконтроля:
Настроение;
Самочувствие;
Утомление;
Сон;
Аппетит;
Работоспособность;
Переносимость нагрузок;
Болевые ощущения.
Слайд 7Объективные показатели самоконтроля:
Частота сердечных сокращений (ЧСС);
Артериальное давление (АД);
Частота дыхания (ЧД);
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
Ортостатическая проба;
Проба с задержкой дыхания;
Динамометрия.
Слайд 8Частота пульса.
Оптимальные физические нагрузки не должны вызывать увеличения
ЧСС более чем на 75% от максимальной.
Чтобы
определить максимальную ЧСС, нужно воспользоваться формулой:
ЧСС макс. = 220 - возраст в годах.
Например, для мужчин 20 лет:
ЧСС мак = 220-20=200 уд/мин. 75% от 200 составит 150 уд/мин, (формула применима как для мужчин, так и для женщин).
Слайд 9Частота дыхания
У здорового человека ЧД равняется
примерно 11-18 раз в минуту. Она в основном зависит от
возраста, здоровья, уровня физической подготовленности.
Для подсчета частоты дыхания в покое за 1 минуту ладонь кладут так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Дыхание при этом должно быть равномерное, без изменения частоты.
Слайд 10Определение жизненной ёмкости лёгких
Величина ЖЕЛ зависит от
пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.
В среднем у мужчин она равна 3,5-5, у женщин - 2,5-4 литра.
С улучшением функциональной подготовленности ЖЕЛ увеличивается, а ее уменьшение свидетельствует о неадекватности физической нагрузки.
Слайд 11Оценка тяжести нагрузки при занятиях физическими упражнениями по изменению массы
тела и динамометрии
Определить величину нагрузки можно по изменению
массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшаться на 300 г, при средней – 400-700 г, при большой нагрузке потеря веса составит 700 г и более). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменений или незначительно изменился, значит нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более – нагрузка большая.
Слайд 12Оценка функциональной подготовленности задержки дыхания на вдохе и выдохе
После 2-3 глубоких вдохов и выдохов сделать полный вдох (80-90%
максимального) и задержать дыхание. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 с – слабая, более 80 с - хорошая функциональная подготовленность. То же самое сделайте на полном выдохе. В этом упражнении средняя подготовленность с задержкой дыхания 35-40 с, а менее 20 с - подготовленность слабая, 45 с – имеют хорошую подготовленность.
Слайд 13Ортостатическая проба
Проверить состояние ЦНС можно при помощи ортостической
пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчет ведется следующим образом: в
течение 15 с измеряется частота пульса в положении лежа, затем через 3-5 мин – в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин. определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая 0-6, средняя 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24.
Слайд 14Оценка физической работоспособности по результатам по
К. Куперу.
Спомощью
12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на
основе расстояния (в метрах), которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут.
Слайд 15Методика оценки быстроты .
Быстроту можно определить по показателю
темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и более
постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие спортивные скоростные возможности.
Слайд 16Методика оценки гибкости.
Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической
скамейке с выпрямленными в коленях ногами, испытуемый выполняет наклон вперед,
касаясь отметки ниже или выше нулевой отметки (она находится на уровне стоп) и сохраняет позу не менее 2 с. Тест проводиться 3 раза, и записывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5-10 см ниже – хорошая.
Слайд 17Дневник самоконтроля.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля,
чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с
преподавателем, тренером и врачом.
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.
Слайд 18 Дневник состоит из двух частей.
В одной из них следует отмечать содержание
и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.).
В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т,д.
Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели.
Слайд 19Заключение.
Разнообразие тестов, функциональных проб, а также самоконтроль занимающихся
физической культурой позволяют более точно оценить его физическое состояние и
правильно подобрать или скорректировать нагрузку, и тем самым избежать травм и перетренированности.
Таким образом, можно сказать, что контроль, как врачебный, так и индивидуальный, необходим для наибольшей эффективности занятий физической культурой, а также достижения высоких спортивных результатов.
Слайд 20Используемая литература:
Учебник: Физическая культура. 10-11 классы. Лях В.И., Зданевич А.А. (2012, 237с.)
Учебник:
Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". Железняк Ю.Д. (2004, 272с.)
http://diplomba.ru/work/48469
https://vuzlit.ru/355573/samokontrol_tseli_zadachi_metody_issledovaniya