Слайд 1Самопознание и развитие личности
Д/З: творческое задание по группам
Слайд 2Притча
Один человек проснулся ночью, так как замёрз. Он пошёл к
дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь
и спросили, что нужно. Человек сказал: - Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил: - Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.
Слайд 3Закончите стихотворение:
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины
и слухи,
Я знаю всё, но только не ……..
СЕБЯ
Слайд 4Докажите эту фразу:
Каждый из нас уникален
Слайд 5Внутренний мир человека
Что это такое?
Как вы понимаете?
Слайд 6Развитие взглядов на самопознание (стр. 279):
Человек познает себя интуитивно на
основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.
Самосознание
– необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.
Слайд 7Определите и соотнесите понятия
(стр. 279-280)
Самосознание
Самопознание
Самореализация
Слайд 8Словарь:
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные
решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Слайд 9Словарь:
Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих
возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.
Слайд 10Словарь:
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Слайд 11Работа с документами:
Что объединяет эти тексты, написанные в разные века?
Слайд 12Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
Ребенок выделяет себя из
окружающего мира с 7-8 месяцев.
«Я» и окружающий мир
Слайд 13Процесс самопознания
(человек отличает себя от внешнего мира)
(целостный образ )
( эмоциональное
отношение к собственному Я )
Слайд 15Словарь:
Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о
своих способностях, об отношении к себе других людей.
Слайд 17Формирование самооценки (стр. 282):
Слайд 18Как поднять самооценку?
1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в
себе – это жизненное преимущество.
2. Ведите дневник успеха! Каждый
день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично».
3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли.
4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;)))
5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу.
6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно.
7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!
Слайд 19Запись из дневника:
«Встала полвосьмого. Зарядку делать неохота. Оделась. Зашла за
Алинкой. Было пять уроков. В буфете истратила 50 рублей. Ирка
два дня дулась. Теперь подлизывается. Но я ещё подожду мириться. Пусть побегает. Смотрела телик. Легла спать полдвенадцатого».
Слайд 20Запись из дневника:
«Сегодня в классном уголке кто-то вывесил плакатик самодельный:
«Каждому свойственно ошибаться, но никому, кроме глупцов, не свойственно упорствовать
в ошибке. Цицерон». Понимаю, что это для меня. После нашего глупого спора и ссоры я никак не могу подойти к Наде и сказать, что я была неправа. Раскричалась, наговорила кучу обидных слов. Нет, надо взять себе за правило, во-первых, считать до пяти, прежде чем сказать человеку что-то не очень приятное. Во-вторых, спорить по существу, личность не трогать. И завтра же всё надо уладить».
Слайд 21Отличия самопознания от других видов познания:
направлено на самого познающего, как
на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
в отличие от
научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);
сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе
Слайд 22«Я» - концепция
Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности,
образ собственного «Я».
Я» - концепция определяет не просто то, что собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Слайд 23Составляющие «Я» - концепции
Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом
себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
Оценочная —
это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.
Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Слайд 24Человек
Я личностное
Я умственное
Я физическое
Я социальное
Я перспективное
«Я» - концепция
Слайд 25«Я» - концепция
По временной отнесенности можно выделить:
«Я»-настоящее
«Я»-прошлое
«Я»-будущее.
Слайд 26По содержанию можно выделить образы:
«Я»-физическое
«Я»-умственное
«Я»-эмоциональное
«Я»-социальное.
«Я» - концепция
Слайд 27По источнику информации: разные зеркальные «Я» –
«Я» глазами родителей, друзей
и т.п.
«Я» - концепция
Слайд 28Словарь:
Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к
определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и
пр.
Слайд 29Три аспекта идентичности (стр. 284):
осознание временной протяженности собственного существования;
идентичность предполагает
восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
определение степени своего сходства
с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)
Слайд 30Три измерения подростковой идентичности:
описание себя через принадлежность к определенной
категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я
ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).
Слайд 31Четыре варианта обретения идентичности у подростков (стр. 285):
Диффузная идентичность -
отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего
и малой озабоченностью проблемой выбора;
Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
Отложенная —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно
Слайд 32Наблюдения ученых:
Чем больше свободы у подростка, тем труднее ему сделать
выбор.