Слайд 1Самосознание.
Я-Концепция. Самооценка
Слайд 3К. Роджерс (1951).
Я-концепция складывается:
— из представлений о собственных
характеристиках и способностях индивида;
— представлений о возможностях его взаимодействия
с другими людьми и с окружающим миром;
— ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;
— представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
Слайд 4Дж. Стейнс (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида
система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду.
Она
включает:
— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;
— представления о том, как он выглядит в глазах других людей.
На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Слайд 6Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические
положения, которые сводятся к четырем основным источникам:
1) основополагающим подходам
У. Джемса;
2) символическому интеракционизму в работах Кули и Мида;
3) представлениям об идентичности, развитым Эриксоном;
4) феноменологической психологии в работах Роджерса.
Слайд 7Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное,
личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором
соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).
Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).
Слайд 8Согласно У. Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует
лиц и групп, о мнении которых он заботится.
Я-как-объект — это
то, что человек может назвать своим.
В этой области Джемс выделяет три составляющие и располагает их в порядке значимости:
духовное Я,
социальное Я,
физическое Я.
Слайд 9Уильям Джемс: наша самооценка зависит от того, кем мы хотели
бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире,
именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Джемс определяет самооценку с помощью формулы.
Человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — т. е. добиваться успеха, либо уменьшая знаменатель — т. е. снижая уровень притязаний.
Слайд 10Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма.
Ч. Кули называл
важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и
осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.
Слайд 11В 1912 г. Ч.Кули предложил теорию зеркального Я, утверждая, что
представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют
на его Я-концепцию.
Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
Слайд 12"Зеркальное Я" - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В
таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше
собственное поведение.
Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие.
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется.
Слайд 13Теория символического интеракционизма была предложена Дж. Мидом (1863-1931).
Люди реагируют
не только на поступки других людей, но и на их
намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого».
Взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь — главный фактор человеческого взаимодействия.
Слайд 14Мид предположил, что через усвоение культуры
(как сложной совокупности символов,
обладающих общими значениями для всех членов общества), человек способен предсказывать
как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.
Слайд 15Проблема Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном (1902- 1994) сквозь призму Я-идентичности,
понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры.
Эриксон
считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он общается со взрослым.
Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого; таким образом происходит формирование его Я-концепции.
Слайд 16Э. Эриксон:
человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов,
специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет
возможность последующего расцвета личности.
Слайд 18Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и
юношескому возрасту, считая его
центральным в формировании психологического и социального благополучия человека (от 12—13
лет до примерно 19—20 в американском обществе).
Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему.
Слайд 19Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы:
«Кто я?»,
«Куда я иду?»,
«Кем я хочу стать?»
Задача подростка состоит
в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.
Слайд 20Социальные, политические и технологические изменения,
неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями - факторы,
нарушающие развитие идентичности
возникновение чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром.
Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения.
В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Слайд 21Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности,
— это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой
путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Слайд 22К. Роджерс
Я-концепция — это прежде всего система самовосприятий человека.
В
рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует по крайней мере три
основные модальности:
1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле;
2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке).
Слайд 24Самооценка — один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка
определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом
и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
Слайд 25Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее
достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение
человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Слайд 26Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя
в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек
самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.
Слайд 27Домашнее задание
Понятие о самосознании. Самопознание и самоотношение.
Я-концепция: характеристика основных составляющих,
основные функции и развитие.
Самосознание и Я-концепция в работах И.С. Кона,
В.В.Столина, С.Р. Пантилеева, Т. Шибутани, А.А.Налчаджян (конспект).
Уровень притязаний и его исследования.
Виды самооценки. Формирование самооценки.
Представление об идентичности.
Идентичность по Э.Эриксону.
Социальная идентичность (В.А. Ядов) - конспект
Развитие личности и пути самоактуализации (А. Маслоу).
Слайд 28Литература
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1
и 2: Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. -376 с.
Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с.
Тертель А.Л. Психология. Курс лекций.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998.
Немов Р. С. Общие основы психологии. М., 1994.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии.
Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.