Разделы презентаций


Санкт-Петербургская юридическая академия

Содержание

Учебные вопросы: Истоки, понятие и значение сравнительного правоведения.Структура, цели и объекты сравнительного правоведения.Методология сравнительного правоведения.Сближение национальных правовых систем.Федеративные и межгосударственные объединения.Европейское право.2. Структура, цели и объекты сравнительного правоведения.3. Методология сравнительного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Санкт-Петербургская юридическая академия

Лекция по теме № 1:
«Предмет, методология и задачи


сравнительного правоведения»


Кафедра теории и истории государства и права
Доцент Потапов Юрий

Алексеевич

Санкт-Петербург
2017 г.

Санкт-Петербургская юридическая академияЛекция по теме № 1:«Предмет, методология и задачи сравнительного правоведения»Кафедра теории и истории государства и

Слайд 2Учебные вопросы:
Истоки, понятие и значение сравнительного правоведения.
Структура, цели и объекты

сравнительного правоведения.
Методология сравнительного правоведения.
Сближение национальных правовых систем.
Федеративные и межгосударственные объединения.
Европейское

право.





2. Структура, цели и объекты сравнительного правоведения.

3. Методология сравнительного правоведения.
Учебные вопросы:  Истоки, понятие и значение сравнительного правоведения.Структура, цели и объекты сравнительного правоведения.Методология сравнительного правоведения.Сближение национальных

Слайд 3Вопрос 1. Истоки, понятие и значение сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение -

достаточно новое направление в юридической науке, сложившееся в конце XIX

- начале XX веков. Первая кафедра сравнительного правоведения была создана во Франции в 1831 г., а в 1869 г. появилось Общество сравнительного правоведения.
В России сравнительное правоведение стало проникать в юридическую науку в конце XIX века и угасло после 1917 года. Возрождение произошло уже в 90-е годы XX века, несмотря на наличие отдельных публикаций в предшествующий период.
В настоящее время сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина является неотъемлемой частью отечественной юриспруденции.
Вопрос 1. Истоки, понятие и значение сравнительного правоведения.Сравнительное правоведение - достаточно новое направление в юридической науке, сложившееся

Слайд 41. По обоснованному суждению А.Х. Саидова, сравнительное правоведение существует в

трех значениях: как метод, наука и учебная дисциплина. Первое и

последнее значения сомнению не подвергаются, но определение как науки представляет некоторую сложность. Оно, по сути, есть «совокупность научных знаний о правовых системах современности».
2. По мнению М.Н. Марченко, сравнительное правоведение выступает как «вполне сложившаяся, относительно самостоятельная и обособленная от всех других гуманитарных наук юридическая научная и учебная дисциплина, имеющая свой собственный предмет, метод, сферу применения, выполняющая свою собственную роль в системе юридических знаний и юридического образования и имеющая свое особое социальное назначение».выполняющая свою собственную роль в системе юридических знаний и юридического образования и имеющая свое особое социальное назначение».
1. По обоснованному суждению А.Х. Саидова, сравнительное правоведение существует в трех значениях: как метод, наука и учебная

Слайд 5Сравнительное правоведение нацелено на получение целостной картина правового развития мира.

В современном обществе, в его отношении к праву, значительная роль

принадлежит государству. Его правообразующая деятельность (нормотворчество законодательных органов, судов и общественных организаций) проявляется в следующем:
1) государство обладает суверенитетом в правовой сфере, и только оно пользуется правом на легальное насилие;
2) государство во многом предопределяет нормативное содержание права, оно выступает в роли арбитра между различными социальными силами и делает существующие правила общеобязательными;


Сравнительное правоведение нацелено на получение целостной картина правового развития мира. В современном обществе, в его отношении к

Слайд 6
3) государство создает систему законодательства, устанавливает порядок правотворчества и осуществляет

идеологическую защиту права;

4) государство обеспечивает действие нормативных актов и соблюдение

режима законности;

5) государство вводит и использует различные правовые режимы, отвечающие интересам общества;

6) государство проводит курс на сближение национальных правовых систем.
3) государство создает систему законодательства, устанавливает порядок правотворчества и осуществляет идеологическую защиту права;4) государство обеспечивает действие

Слайд 7Вопрос 2. Структура, цели и объекты сравнительного правоведения
По степени структурированности

можно выделить следующие правовые образования:
1) правовые семьи как источнико-мировоззренческие группы

со своими доктринами, правотворчеством, правоприменением и т.д.;
2) национальные правовые системы и законодательства государств;
3) отрасли права и законодательства, регулирующие однородные общественные отношения;
4) правовые массивы межгосударственных объединений;
5) международное право.
Вопрос 2. Структура, цели и объекты сравнительного правоведенияПо степени структурированности можно выделить следующие правовые образования:1) правовые семьи

Слайд 8Рассматривая тенденции развития права, можно выделить следующие основные направления:
1) усиление

значимости общепризнанных правовых ценностей в мировом масштабе;
2) внутреннее развитие правовых

семей;
3) согласованное правовое развитие в рамках межгосударственных объединений;
4) региональное правовое сотрудничество государств и сближение национальных законодательств;
5) развитие права отдельных государств.

Рассматривая тенденции развития права, можно выделить следующие основные направления:1) усиление значимости общепризнанных правовых ценностей в мировом масштабе;2)

Слайд 9Национально-государственные различия в праве существуют в следующих формах: 1) органические (постоянные); 2)

относительно устойчивые; 3) исторически временные; 4) ситуационные.

Национально-государственные различия в праве существуют в следующих формах:  1) органические (постоянные);  2) относительно устойчивые;

Слайд 10Сравнительное правоведение направлено на достижение определенных целей:
1) познавательная (глубокое и

масштабное изучение правовых явлений в различных государствах);
2) информационная (получение точных

сведений о качественных моментах зарубежного права и их использование в отечественной юридической практике);
3) аналитическая (обнаружение истоков правовых явлений в зарубежных системах права и выявление тенденций их развития);
4) интегративная (четкая ориентация в разработке способов гармонизации и сближения правовых систем);
5) критическая (конструктивный анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права);
6) пропагандистская (информирование о значимости правовой системы страны).

Сравнительное правоведение направлено на достижение определенных целей:1) познавательная (глубокое и масштабное изучение правовых явлений в различных государствах);2)

Слайд 11Объектами сравнительного правоведения являются:
1) правовая реальность (процесс развития права отдельных

стран);
2) анализ отдельных правовых институтов;
3) правовые учения;
4) правовые системы отдельных

государств (цели права, принципы построения системы права, порядок правотворчества, законодательство, одобренные международные договора и соглашения, внутрисистемные правовые связи и отношения);
5) правовые массивы и законодательные комплексы межгосударственных объединений;
6) национальное законодательство;
7) юридическая техника (совокупность приемов и способов структурирования и выражения правовых норм и построения нормативных актов).
Объектами сравнительного правоведения являются:1) правовая реальность (процесс развития права отдельных стран);2) анализ отдельных правовых институтов;3) правовые учения;4)

Слайд 123 вопрос. Методология сравнительного правоведения.
Вопрос 3. Методология сравнительного правоведения.
Методология в

целом представляет собой совокупность приемов и способов исследования объектов науки

и предполагает наличие определенных правил сравнительно-правового анализа:
1) правильный выбор объектов сравнительного анализа и корректную постановку целей, обусловленных его природой и потребностями субъекта сравнительного правоведения;
2) сравнение на разных уровнях с использованием методов системно-исторического анализа и аналогии для выяснения внутренних связей и зависимостей в рамках сравниваемых правовых систем, а также их развитие в конкретных государствах и обществах;


3 вопрос. Методология сравнительного правоведения.Вопрос 3. Методология сравнительного правоведения.Методология в целом представляет собой совокупность приемов и способов

Слайд 133) правильное определение признаков сравниваемых правовых явлений, норм и институтов,

а также установление общественных и государственных задач, решение которых обусловило

их появление и развитие;
4) выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;
5) разработка и применение критериев оценки сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, норм и институтов;
6) определение результатов сравнительно-правового анализа и возможностей их использования в нормотворческой деятельности и развитии законодательства.


3) правильное определение признаков сравниваемых правовых явлений, норм и институтов, а также установление общественных и государственных задач,

Слайд 14При осуществлении сравнительного анализа законодательств различных государств также применяется определенная

методика. Прежде всего, определяется круг объектов сравнения, к которым относятся:

нормативно-правовые акты;
правовые институты и отрасли;
отдельные нормы права;
применение правил законодательной техники и используемая терминология.


При осуществлении сравнительного анализа законодательств различных государств также применяется определенная методика. Прежде всего, определяется круг объектов сравнения,

Слайд 15Критерии источников, являющихся объектами сравнительного правоведения, включают в себя две

основные группы.
1. Формально-юридические критерии:
количество нормативно-правовых актов, в

которых решается тот или иной вопрос;
обоснованность выбора уровня нормативного регулирования для решения конкретной задачи, исходя из содержания вопроса и компетенции соответствующего органа;
использование новых правовых форм (договоры и соглашения);
применение правил законодательной техники (структура нормативного акта и терминология);


Критерии источников, являющихся объектами сравнительного правоведения, включают в себя две основные группы. 1. Формально-юридические критерии: количество нормативно-правовых

Слайд 16 использование специальных правовых средств, обеспечивающих соблюдение нормативных актов (мера

ответственности и поощрения);
действие сравниваемых актов во времени, в пространстве

и по кругу лиц;
системная связь с другими нормативными актами;
наличие в законодательстве множественности актов, действующих по одному и тому же вопросу, а также возможные пути преодоления этой множественности;
формы и способы обнародования законодательных и иных правовых актов, введение их в действие, соотношение количества опубликованных и неопубликованных актов;
уровень кодифицированности того или иного массива законодательства и формы его систематизации.


использование специальных правовых средств, обеспечивающих соблюдение нормативных актов (мера ответственности и поощрения); действие сравниваемых актов во

Слайд 172. К содержательно-юридическим критериям относятся:
содержание и характер сравниваемых правовых

явлений (актов, решений по конкретным делам);
механизм обеспечения правовых решений,

затрагивающих те или иные межгосударственные вопросы;
степень соответствия сравниваемых норм международно-правовым актам и конституционному законодательству о правах человека;
степень обеспечения принятых правовых решений финансовыми и иными ресурсами;
степень соответствия сравниваемых норм правам и законным интересам субъектов права;
наличие в правовых актах норм, требующих издания дополнительных актов, а также степень реализованности этих норм.

2. К содержательно-юридическим критериям относятся: содержание и характер сравниваемых правовых явлений (актов, решений по конкретным делам); механизм

Слайд 18Формами выражения юридических коллизий являются:
контрастные различия правовых взглядов и

позиций в правопонимании;
столкновении норм и актов внутри правовой системы

как в отраслевом, так и в федеральных аспектах;
неправомерные действия внутри механизма публичной власти, между государственными и иными институтами и органами;
споры между государствами и противоречия между нормами национального и международного права.

Формами выражения юридических коллизий являются: контрастные различия правовых взглядов и позиций в правопонимании; столкновении норм и актов

Слайд 19Структура коллизионной нормы состоит из двух основных частей.
1. Объем, содержащий

указание отношений, на которые распространяется норма.
2. Привязка – содержит указание

на национальное законодательство, подлежащее применению к данному виду правоотношения:
а) Личный закон – действие закона того государства, на территории которого лицо постоянно проживает (фактор гражданства).
б) Закон национальности юридического лица в следующих вариантах:
- закон места нахождения руководящего центра (романо-германская правовая семья);
закон места регистрации устава (семья общего права).

Структура коллизионной нормы состоит из двух основных частей.1. Объем, содержащий указание отношений, на которые распространяется норма.2. Привязка

Слайд 20Вопрос 4. Сближение национальных правовых систем
г) Закон, избранный лицами, совершающими

сделку, существующий в следующих вариантах:
- закон места совершения договора;
- закон

места совершения сделки, определяющей ее форму;
- закон места совершения актов гражданского состояния;
- закон места исполнения обязательства;
- закон страны продавца;
- закон места совершения правонарушения;
-закон суда.



Вопрос 4. Сближение национальных правовых системг) Закон, избранный лицами, совершающими сделку, существующий в следующих вариантах:- закон места

Слайд 21Вопрос 4. Сближение национальных правовых систем. Сближение национальных правовых систем

осуществляется по следующим основным направлениям:
- сближение законодательств;
- гармонизация национального законодательства;
-

принятие модельных законодательных актов;
- унификация законодательства.
При этом используются юридические средства:
- общий или распространяемый правовой режим;
- признаваемый равный объем прав субъектов;
- единые стандарты;
- выравнивание степеней правового обеспечения;
- признание юридических документов;
- введение упрощенного порядка правового регулирования;


Вопрос 4. Сближение национальных правовых систем. Сближение национальных правовых систем осуществляется по следующим основным направлениям:- сближение законодательств;-

Слайд 22- заключение договоров о правовом сотрудничестве и соглашений о правовой

помощи;
- создание общего правового пространства;
- равная юридическая защита прав субъектов;
-

равнообязательные юридические требования;
- применение процедур согласования правовых актов;
- допускаемые правовые льготы и стимулы;
- совершение совместно координируемых правовых действий;
- режим распространения санкций;
- общее признание международно-правовых документов.

- заключение договоров о правовом сотрудничестве и соглашений о правовой помощи;- создание общего правового пространства;- равная юридическая

Слайд 23Признаки модельного межгосударственного закона:
1) по общему правилу принимаются межпарламентскими ассамблеями

и международными организациями;
2) приобретают юридическую силу после ратификации национальными парламентами;
3)

содержат общие принципы регулирования и нормы дефиниции.
Унификация правовых норм, означающая введение в правовые системы государств единообразных норм. Основным средством ее осуществления являются международные договоры. В них формулируются нормы, которые без изменений должны быть включены в право участников.
Признаки модельного межгосударственного закона:1) по общему правилу принимаются межпарламентскими ассамблеями и международными организациями;2) приобретают юридическую силу после

Слайд 24Выделяют следующие виды унификации:
1.Универсальная – распространяется на все или на

большинство государств мира.
2. Материальная – устанавливает единообразное регулирование прав и

обязанностей участников правоотношений.
3. Процессуальная – вводит единые правила рассмотрения споров в судах и арбитражах с участием иностранных субъектов права.
Выделяют следующие виды унификации:1.Универсальная – распространяется на все или на большинство государств мира.2. Материальная – устанавливает единообразное

Слайд 25Унификация осуществляется следующими способами:
заключение международного договора;
принятие модельного нормативного

акта;
использование примерных договоров международных организаций;
использование международных обычаев.

Международно-правовая

помощь различных государств друг другу, реализуемая по следующим направлениям:
правовая помощь юрисдикционного характера по гражданским и уголовным делам;
обмен правовой информацией;
взаимодействие парламентов;
научно-методическая и образовательная помощь в юридической сфере.

Унификация осуществляется следующими способами: заключение международного договора; принятие модельного нормативного акта; использование примерных договоров международных организаций; использование

Слайд 26Вопрос 5. Федеративные и межгосударственные объединения.
Общими признаками федерации являются :
территория

федерации состоит из территории ее субъектов;
верховная власть принадлежит федеральному правительству;
субъекты

федерации могут иметь собственную конституцию и правовую систему;
единое гражданство;
наличие палаты, представителей субъектов федерации в структуре парламента;
внешние отношения осуществляют органы власти федерации.

Вопрос 5. Федеративные и межгосударственные объединения.Общими признаками федерации являются :территория федерации состоит из территории ее субъектов;верховная власть

Слайд 27Все федерации подразделяются на следующие группы:
По территориальной организации:
а) Административно-территориальные федерации

(Бразилия, Мексика, США), основные черты которых можно свести к нескольким:
непризнание

субъектов федерации в качестве самостоятельных, государств;
нет прямого представительства субъектов федерации в международных организациях;
конституционно устанавливается запрет на односторонний выход из состава федерации;
вооруженными силами руководит федеральное правительство;

Все федерации подразделяются на следующие группы:По территориальной организации:а) Административно-территориальные федерации (Бразилия, Мексика, США), основные черты которых можно

Слайд 28б) Национально-территориальные федерации (Россия), к признакам которых можно отнести:
добровольное объединение

государств и государственных образований в федерацию;
обеспечение внутри Федерации суверенитета входящих

в нее наций и народностей;
высшие органы государственной власти формируются из представителей субъектов федерации;
конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства.

б) Национально-территориальные федерации (Россия), к признакам которых можно отнести:добровольное объединение государств и государственных образований в федерацию;обеспечение внутри

Слайд 292. По форме возникновения:
- договорные федерации (ОАЭ, Швейцария);
- конституционные федерации

(Мексика).
3. По структуре:
- симметричные федерации (Австрия, Германия,) все субъекты которых

юридически равноправны;
асимметричные федерации (Россия), в которых статус субъектов юридически различен или существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации (Индия).

2. По форме возникновения:- договорные федерации (ОАЭ, Швейцария);- конституционные федерации (Мексика).3. По структуре:- симметричные федерации (Австрия, Германия,)

Слайд 304. По степени централизованности:
интеграционные федерации (Индия), в которых высокая степень

централизации сосуществует с сохранением национальных и культурных особенностей субъектов федерации;
деволюционные

федерации (Бельгия), в которых правовое положение отдельных субъектов существенно отличается от остальных.

4. По степени централизованности:интеграционные федерации (Индия), в которых высокая степень централизации сосуществует с сохранением национальных и культурных

Слайд 31Законодательство федераций обладает следующими особенностями:
конституционно закреплено двухуровневое построение правовой системы;
урегулированы

сферы, исключительной и совместной компетенции федерации и ее субъектов;
гарантирована самостоятельность

субъектов федерации в сфере законодательства;
допускается договорно-правовое регулирование внутрифедеральных отношений;
введена общая процедура разращения юридических споров и коллизий путем отнесения к ведению федерации коллизионного права.

Законодательство федераций обладает следующими особенностями:конституционно закреплено двухуровневое построение правовой системы;урегулированы сферы, исключительной и совместной компетенции федерации и

Слайд 32Конфедерация представляет собой форму союза государств, при которой входящие в

союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает

в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время номинально конфедерацией является Швейцария, но фактически эта страна уже давно эволюционировала к «мягкой» форме федерации.
Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие признаки:
конфедерация образуется на основе соответствующих договоров;
субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее;


Конфедерация представляет собой форму союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном

Слайд 33 суверенитет в конфедерациях принадлежит государствам, входящим в ее состав,

и никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия

субъектов конфедерации;
в предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов;
в конфедерации образуются только те государственные органа, которые необходимы для решения задач, особо выделенных по договорным актам;
парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают свои делегации неукоснительно следовать данным им инструкциям и указаниям;
постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий;


суверенитет в конфедерациях принадлежит государствам, входящим в ее состав, и никакие решения союзной власти не имеют

Слайд 34 субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании

или применении актов союзной власти;
бюджет конфедерации формируется за счет

добровольных взносов ее субъектов;
субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов;
как правило, в конфедерации отсутствует единая система денежного обращения;
воинские формирования набираются субъектами конфедерации, и сохраняется их двойное подчинение органам конфедерации и ее субъектам;
в конфедерации нет союзного гражданства.

субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании или применении актов союзной власти; бюджет конфедерации

Слайд 35Федеративные и межгосударственные объединения вырабатывают определенные способы, обеспечения законности нормативно-правовых

актов, принимаемых высшими органами государственной власти. К этим способам относятся:

признание правового акта в установленном порядке неконституционным;
обжалование правового акта в порядке подчиненности;
подача исков и заявлений в судебные органы;
приостановление действия правового акта;
принесение протеста на принятый правовой акт;
признание правового акта утратившим силу;
внесение в правовой акт изменений и дополнений;
государственная регистрация общеобязательных правовых актов министерств и ведомств.
Федеративные и межгосударственные объединения вырабатывают определенные способы, обеспечения законности нормативно-правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти. К

Слайд 36Вопрос 6. Европейское право
Европейское право – это право европейских

сообществ, дополненное в определенной мере правовым регулированием всего Европейского Союза.

Такое право уже во многом отошло от международного права и представляет собой особый правовой феномен. Европейское право является отдельной сферой права, со своими предметом и методами правового регулирования, направленной на изучение истории и закономерностей развития права ЕС.
Все источники европейского права делятся на две категории.
1. Первичное право, состоящее из:
Парижского договора 1951года и двух Римских договоров 1957года, являющихся учредительными;
правовых обычаев, обладающих прямым действием.
Вопрос 6. Европейское право Европейское право – это право европейских сообществ, дополненное в определенной мере правовым регулированием

Слайд 372. Вторичное право, под которым понимается совокупность правовых актов, принимаемых

институтами и другими органами Союза в соответствии и в рамках

своих правотворческих полномочий:
а) Регламенты. Они предназначены для общего применения и являются обязательными во всех своих частях, а также подлежат прямому применению во всех государствах-участниках.
б) Директивы. Они адресованы каждому государству-участнику в отношении ожидаемого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действия.
в) Решения. Они являются общеобязательными для всех государств-участников во всех своих частях.
г) Рекомендации и заключения (не являются обязательным и применяется при согласии государства-участника.

2. Вторичное право, под которым понимается совокупность правовых актов, принимаемых институтами и другими органами Союза в соответствии

Слайд 38Применение норм европейского права в рамках национальных правовых систем осуществляется

в двух вариантах.
1. Монистический подход. В нем европейское право рассматривается

как составная часть национального законодательства (континентальная правовая система).
2. Дуалистический подход. Он применяется в Великобритании и означает, что для признаний юридической силы права ЕС требуется принятие особого акта национального законодательства (Акт о ЕС 1972 года).
Применение норм европейского права в рамках национальных правовых систем осуществляется в двух вариантах.1. Монистический подход. В нем

Слайд 39По своей структуре европейское право состоит из двух массивов:
институционного

права (норм, регулирующих организационную структуру и институционное построение ЕС);
материального

права (отраслевых норм, определяющих реализацию ЕС поставленных перед ним задач).
По своей структуре европейское право состоит из двух массивов: институционного права (норм, регулирующих организационную структуру и институционное

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика