Слайд 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ (Психология)
Санкт-Петербург
2013
Санкт-Петербургский университет
технологий управления и экономики
Институт гуманитарных и социальных наук
кафедра педагогики,
психологии и переводоведения
Кукулите Татьяна Геннадьевна
Кандидат психологических
наук, доцент
kukulitetg@mail.ru
Форма отчетности
экзамен
Курсовая работа
(защита ppt) 9
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ (Психология)
Учебная дисциплина
Для направления подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
Профили подготовки: «Психология управления»
«Психология консультирования»
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Слайд 3Цель изучения дисциплины
понимание современных концепций картины мира
на основе сформированного представления о психологии, овладение достижениями психологии как
сферы естественных и общественных наук, формирование этических принципов используемых в деятельности психолога, понимание необходимости самообразования на протяжении всей профессиональной жизни.
Слайд 4Задачи дисциплины:
формирование целостного представления о видах профессиональной деятельности психолога и
способах психологической помощи;
формирование представления об организации работы психолога и его
взаимодействия со смежными специалистами;
усвоение базовых понятий и методов профессионального самоопределения;
формирование общих представлений о развитии личности в профессии, развитие умений самостоятельно выявлять проблемы развития и саморазвития психолога-профессионала, определить этические проблемы профессионального самоопределения психолога;
развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся и стимулирование мотивации к освоению профессии психолога.
Слайд 5Место дисциплины в структуре ООП(основная образовательная программа)
Дисциплина «Введение в профессию»
относится к числу дисциплин профессионального цикла (Б.3). Курс взаимосвязан с
курсами«История психологии» «Общая психология», «Психология развития», « Психодиагностика» «Экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психологическое консультирование» и др., создавая необходимую информационную базу для их изучения.
Слайд 7«Человек создан не для удобства психологов»
Зинченко Владимир Петрович
психология
Слайд 8Символ психологии
Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она
использовалась в старославянском алфавите, например, в написании слова «Псалтирь»
Слайд 9Эрот и Психея
Легенда.
Греческий бог Эрот полюбил земную девушку
Психею, что было
запрещено для небожителей. Поэтому мать
Эрота - Афродита выдвинула
перед девушкой трудные испытания. В процессе их преодоления девушка поразила Олимпийских богов своей настойчивостью, и они обратились к верховному божеству Зевсу с просьбой помочь. Зевс дал согласие, и Психея была переведена в ранг богини, что позволило ей вступить в брак с Эротом,
Психея, обретя бессмертие, стала символом души.
Слайд 10Значение слова «психология»
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает
«наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»).
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.
В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины,
во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Слайд 12Области житейской психологии:
Обыденная психология. Обыденные суждения и стереотипы по вопросам
психологии, обычно неточные, поверхностные, нередко ошибочные.
Квази-психология (пер.: «как-бы-психология)», парапсихология и
псевдопсихология. Астрология, хиромантия, экстрассенсорика, магия, учения некоторых религиозных сект и т.п. для поднятия их авторитета преподносятся как «науки», используют псевдонаучные термины, опираются на методы психологического насилия и манипуляции, не располагая при этом научными доказательствами и не отвечая за вред, нанесенный некомпетентным воздействием,.
Поп-психология. Психология для массового читателя в изданиях типа: «Как стать богатым и знаменитым», «Пикап – агрессивное обольщение», «Сила ума» и пр., крайне редко включает подлинные научно-популярные работы. Большая же часть таких книг — лишь житейские рассуждения, которым придается вид «научности».
Слайд 13Психология как наука
Объект: психика человека.
Предмет: основные закономерности порождения и
функционирования психических явлений.
Задачей психологии как науки является изучение механизмов
и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.
Слайд 14Исторические этапы развития психологии
(А.М.Маклаков)
В научном употреблении термин «психология» первоначально относился
к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических,
явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Слайд 15Отрасли психологической науки
(А.М.Столяренко)
Современная научная психология представляет собой развитую и
разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных
разработок.
Слайд 16Связь психологии с другими науками
Слайд 17Специфика научно-психологического познания :
Полипредметность - множественность предмета психологического исследования.
Совпадение субъекта
и объекта научного познания.
Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость
выделения "вторичных объектов».
Преобразующий и конструирующий характер психологического познания.
Слайд 18 Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него
картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психология — это наука о психике и психических явлениях.
Что же значит понятие «психика»?
Основные функции психики
Слайд 20Человек как объект изучения психологии
Борис Герасимович Ананьев выделял в системе
человекознания, в структуре которой находится психология,
четыре основных понятия:
индивид,
субъект
деятельности,
личность и
индивидуальность.
Слайд 21Понятие
«индивид»
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель
вида Homo sapiens.
Слайд 22«СУБЪЕКТ»
Субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к
деятельности
Слайд 23Под личностью понимается :
индивид как субъект социальных отношений и сознательной
деятельности;
системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Понятие «личностью характеризует человека как социальное существо
«ЛИЧНОСТЬ»
Слайд 24Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного
человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
Слайд 25Методы психологического исследования
Слайд 26Методологические принципы психологии
Методология — учение о принципах построения, формах и
способах познания. Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория,
учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем.
Методологические принципы психологической науки — основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета — сущности психики и психической деятельности.
Слайд 27Принцип* причинности (детерминизма, каузальности)
как общенаучный принцип отражает факт существования
в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных
явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику.
* От греч. principum - начало, основа.
Слайд 28Принцип взаимосвязи и взаимодействия
В психике человека взаимодействия особенно богаты,
что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать
что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.
Слайд 29Принцип системности
Психика — самая сложная из известных человечеству систем.
Ее деятельность и проявления системно обусловлены.
Система — совокупность множества элементов,
находящихся в тесных, разнообразных и устойчивых взаимоотношениях, и функционирующая как единое целое (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение).
Слайд 30Принцип развития
выражает органически присущие миру и психике динамизм и
изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека
и в каждом психологическом акте.
Слайд 31Принцип взаимосвязи психики и деятельности
констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов.
Деятельность — реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности
цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью.
Слайд 32Принцип социальной обусловленности
Общественные (социальные) факторы (воздействия других людей, общение, речь,
совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.)
выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, определяющие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека.