Слайд 1САША ДЕНИСОВА
Драматург, журналист «Русского Репортера»
Презентацию выполнила студентка 4 курса 2
группы Кристина Зенина
Слайд 2 Окончила филологический факультет Киевского национального университета им. Т. Шевченко.
Живет в Москве. Ведет авторскую колонку в журнале «Русский репортер».
В
начале карьеры журналиста писала на общественные темы (первый репортаж был о бомжах). Опыт работы в ежедневной газете называет «способом взросления».
Драматург, автор пьес «Так-то да», «Маяковский идет за сахаром», «Деревни.net», «Зажги мой огонь». За последнюю получила «Золотую маску» в номинации «Эксперимент».
Слайд 3Журнал «Русский репортер»
Вышел 17 мая 2007 года. С первых номеров
«Русский репортёр» позиционировал себя как «журнал для людей, которые не
боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни».
Саша Денисова ведет колонку в рубрике «Культура». Ее имя появляется в каждом номере журнала.
Слайд 4Общая характеристика творчества
Определить жанр, в котором работает колумнист, довольно сложно.
В настоящее время все чаще можно встретить авторские колонки, и
это позволяет исследователям говорить о появлении нового жанра – жанра колонки. Автор сам выбирает, что и как ему писать, сочетает стили и жанры, вносит огромную долю субъективного мнения.
Если же рассматривать творчество Денисовой с более традиционных точек зрения, то в нем можно найти репортаж, зарисовку, статью, рецензию, эссе. При этом все тексты обладают высокой степенью художественности.
Слайд 5Основные темы
Можно сказать, что культура – это общее слово. На
деле в текстах журналиста очень много актуальных подтем, затрагивающих вопросы
театра, литературы, путешествий, национализма, современного искусства, реформ правительства и многое другое. Основополагающей темой является театр – как драматург, Денисова описывает процесс изнутри.
КУЛЬТУРА
ТЕАТР
ИСКУССТВО
СРЕДА ОБИТАНИЯ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ОТНОШЕНИЯ
ФОТОГРАФИЯ
ОБЩЕСТВО
Слайд 6Фактическая основа
Первичная реальность:
Факт
Событие (система фактов)
Общественный процесс
Человек
Слайд 7Композиция
Есть несколько типов материалов.
1. Текст репортажного характера строится на выведении
общего из частного.
заголовок
подзаголовок
Конкретный
Пример
Из жизни автора
Вводное
предложение
Развитие
сюжета
вывод
рассуждение
Слайд 8Композиция. пример-1
«Вы одна или со спутником?» ,12 октября 2011. Подзаголовок
«После реконструкции в Московском планетарии ночью принимают гостей»:
«В театре отмечали
день рождения актера Y. Ничто — бутылка текилы и лимон — не предвещало оригинальной программы, пока актриса X не спросила:
— Кто готов идти в неведомое?». Завязка действия, которое свелось к следующему: «Но вскоре цель путешествия разъяснилась: мы подошли к Московскому планетарию.»
После описания действий в планетарии идет рассуждение: «Если так рассудить, ну где мы сталкиваемся с космосом? В деревне, где после слов «Ты посмотри, сколько звезд!» можно минуту постоять с задранной головой на проселочной дороге? На очередных «Звездных войнах»?» и вывод: «А между тем ничто не сближает так, как звездное небо над головой. И мы вдруг почувствовали, что наш поход в планетарий — это действительно… незабываемая ночь, что ли.»
Слайд 9Композиция
2. Другой пример текстов – это те, которые изначально не
включают в себя конкретное событие, а скорее являются обобщением, результатом
раздумий на определенную тему. Они носят эссеистичный характер, и их композиция более общая.
заголовок
подзаголовок
Аргументация
по принципу тезис –
доказательство
вывод
Слайд 10Композиция. Пример-2
«Чудесные блинные и знакомые облака», 19 октября 2011, подзаголовок
«Из поездок с мужчинами возвращаться сложнее, чем из поездок с
женщинами»: «Почему-то получается, что с женщинами я езжу в элегантные города — Стокгольм, Вена, Рига, в конце концов, Бухара.
С мужчинами я езжу в русские города — Барнаул, Красноярск, в конце концов, Пермь».
Далее идут параллельные аргументы с примерами от самого начала путешествия до конца, и вывод: «Знаю, что для здоровья, красоты и душевного равновесия поездки с женщинами полезнее. Но как для писателя — поездки с мужчинами, конечно же, содержательнее».
Слайд 11Источники информации
I. Основным источником является окружающая среда. Отсюда метод –
наблюдение. Однако это наблюдение за разными событиями:
1. Ситуация, происходящая где-то
(улица, магазин, театр).
2. Ситуация, относящаяся непосредственно к автору, т.е. он изначально является участником события.
II. Второй источник – человек. Метод – интервью, наблюдение, рассуждение
1. Иногда он связан с первым источником (человек является главным героем в какой-то ситуации) – наблюдение.
2. Иногда выступает сам по себе – интервью.
3. Автор сам себе источник, - рассуждение.
Слайд 12Источники информации
Окружающая среда
Автор вовлечен
Автор
не вовлечен
человек
Герой
в ситуации
Герой сам
по
себе
Герой-автор
Слайд 13Аргументация
1. цитаты и мнения экспертов, авторитетов
«Я позвонила знакомому лесничему. Выяснилось,
что лоси часто уходят в поисках пропитания в Сокольники»
2. биографические
данные
«Художник Мирослав Тихий — самый последовательный асоциальный тип, аскет и нонконформист. До восьмидесяти лет он существовал в режиме «городской сумасшедший», потом стал звездой мировой фотографии»
3. исторические факты
«В Европе дрались не только из-за чести, а еще, например, из-за покроя плаща или, как граф де Бюсси, из-за узора на шторах»
Слайд 14Аргументация
4. Личный опыт
«Спать с ним (с мужчиной) рядом невозможно: необходимо
участие в просмотре ролика на айфоне или в размышлениях о
прочитанном».
5. Субъективная оценка
«И пристально на них посмотрел. Где-то так, я думаю, в дикой природе смотрят львы, чувствуя агрессию».
Слайд 15Репрезентация информации
Зачин: как/почему начинается
действие
Развитие действия + яркая картинка-
Иллюстрация
причина, по
которой это
событие стало поводом:
1). почему это действие
произошло
2). что
необычного в этом событии
Вывод: лаконичное заключение
Цитирование
Повествование +
Описание
Активно –
Позиция автора
Диалоги
Факты
Рассуждение
Слайд 16Роль автора
Так как рассматриваемый журналист является колумнистом, то читателя в
первую очередь интересует именно его мнение. Поэтому авторская роль в
тексте очень высока. Мы оцениваем материал с точки зрения автора, принимаем (или не принимаем) его оценку, которая несомненно присутствует.
1. Местоимения «по-моему», «по моему мнению», «лично я».
2. Экспрессивная лексика: «понаехавшие», «чурки», «прочесывать», «ушлый тип».
3. Пунктуационное оформление, типа «?!» в конце предложения.
Слайд 17Стиль и язык
1. Тексты легко читаются: обилие диалогов и средств
художественной выразительности.
2. Тексты ориентированы на подготовленного читателя: упоминания писателей, известных
деятелей культуры фактических данных.
3. Многостильность лексики: используются термины, профессионализмы, термины, слова разговорного стиля
Слайд 18Стиль и язык
Типы речи:
- повествование
- описание
- рассуждение
- объяснение
Формы речи:
Монолог
Диалог
Внутренний монолог
Слайд 19Фигуры и тропы
1. парцелляция («Заснять каждый фрагмент жизни. Без художественного
отбора, без постановки, без привнесенного. Вот как есть. И желательно
каждый миг.», Художник и мыши, 26 марта 2012)
2. повторы («не слон ведь!», Не слон ведь!, 6 февраля 2012)
3. ирония («Опрос выявил ряд сложных мужских причин: «А чего он на меня весь вечер бычил», «Они в нас банку пива кинули без повода», «Я его по-человечески попросил, а он матом», «Потому что ладно я, а за друга порву», «Подружку в пабе толкнул какой-то кабан», «Показалось, что за соседним столиком бабу обижают»», Собственно говоря, дуэль, 23 января 2012)
Слайд 20Фигуры и тропы
4. перифраз (Я поинтересовалась, сразу ли ушли «фашисты»,
Фашисты и парабены, 23 августа 2011)
5. анафора («только в Москве»,
Только в Москве, 15 ноября 2011)
6. синтаксический параллелизм («Только из Москвы так хочется уехать. … И только в Москву так хочется вернуться…»)
7. метафора («романы имеют безболезненный оттенок»)
Слайд 21Итог
наличие ярко выраженного мнения, авторской позиции, субъективности
- иронический комментарий, самопародия
-
художественность
- легкий язык
- обилие диалогов
- обращение к подготовленному читателю
- множество
отсылок к театральной жизни, которые постоянно напоминают о Саше как о драматурге
- тонко подмеченные ситуации бытовой жизни, позволяющие выделить проблемы и порассуждать над ней