Слайд 1Семейные и государственные формы устройства детей
Лекция №2 ( 3 курс
5 семестр)
МДК 02.04.
«Соц. патронат различных типов семьи и детей»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ДИСЦИПЛИН Пак С.Н.
ВЫБОРГ
Слайд 2Российское законодательство предусматривает четыре возможности устройства детей , оставшихся без попечения
родителей в семью:
усыновление,
опека (попечительство),
приемная семья (патронатная семья для ряда субъектов), которая рассматривается как вид возмездной опеки,
и устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 3Усыновление
УСЫНОВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ФОРМОЙ УСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок
приравнивается к родному с юридической точки зрения,
т.е. получает все, как имущественные, так и неимущественные права и обязанности родного ребенка
Усыновление производится строго в судебном порядке.
Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке.
Слайд 4Усыновление.
При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление.
Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между
ним и ребенком должна быть не менее 16 лет.
Тайна усыновления охраняется законом.
Слайд 5Опека и попечительство
Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних
детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека
устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет.
Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.
Слайд 6Приемная семья.
Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на
основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей,
размер денежных средств на содержание ребенка,
срок, на который ребенок передается в семью.
Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения.
Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Слайд 7Патронатное воспитание.
. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Осуществляется не во всех регионах РФ,
только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства.
Слайд 8Патронатное воспитание
На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь:
юридическая,
психологическая,
социальная.
Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с
установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи.
Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку,
получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.
Слайд 9Вывод
Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, наиболее оптимальной является усыновление.
Только в этом случае
ребенок приобретает все права и обязанности родного.
Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает,
за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
такие как право на жилье, льготы и т.п.
Слайд 10Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 11Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Среди
государственных форм устройства выделяются
дома ребенка,
детские дома,
дома-интернаты и
другие.
Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.
Слайд 12Дом ребенка
Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и
оказания медицинской помощи
детям-сиротам,
-подкинутым детям,
-детям родителей, не имеющих
возможности воспитывать своих детей,
-и детям с дефектами физического или психического развития.
В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет,
дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет.
Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная.
Слайд 13Дом ребенка
В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х
лет,
дети с дефектами физического или психического развития до 4-х
лет.
Дети попадают в дом ребенка из
роддомов (отказные дети),
из больниц
и из семей.
Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная.
Слайд 14Дом ребенка
Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью,
инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами.
Выписка детей
из дома ребенка производится при возвращении их в семью,
переводе в детский дом системы образования,
дом-интернат системы социального обеспечения
или передаче их на усыновление, опеку.
Слайд 15Детский дом -
Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором
обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от
3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет)
и смешанного типа.
По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей.
Слайд 16Детский дом
. В детский дом принимаются дети из домов ребенка,
от населения, частных лиц (в том числе родителей родственников),
из
приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
. Большой проблемой является также социальная адаптация детей после окончания пребывания в детском доме.
Слайд 17Школа-интернат
Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и
воспитание детей-сирот школьного возраста,
а также детей из семей, имеющих
проблемы в развитии или обучении.
Слайд 18 Различают несколько типов интернатов:
· интернаты с общеобразовательной программой для
детей без серьезных проблем в личностном развитии;
· вспомогательные интернаты для
детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития;
· интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.
В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родите
Слайд 19приют
К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые
рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.
Приют - государственное специализированное учреждение системы
социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.
Приюты создаются также общественными организациями.
Слайд 20Приют
Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения,
новая
форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации.
Главными
задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.
Приюты создаются также общественными организациями.
Слайд 21Центры временного содержания
Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка,
организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь
бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки
Слайд 22вывод
Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при
которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье
с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.