Слайд 1Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с
умственной отсталостью
Подготовил: педагог-психолог 1 категории
Козлова Татьяна Викторовна
СКО школа-интернат
VIII вида
Слайд 2Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать ,
как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия
он опирается.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств.
Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира.
Слайд 3Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в
пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.
Слайд 4Метод сенсорной интеграции был разработан американским трудотерапевтом Джин Айресом (1923-1988)
и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации
различных сенсорных систем.
В отечественной психологии сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как
И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У Кислинг (2010) и др.
Слайд 5Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность в осознании себя, а также
окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений
ребёнка с ОВЗ.
Слайд 6Существует несколько понятий сенсорной интеграции:
Это неврологический процесс, который организует ощущения от
тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать;
это
обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание;
это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери.
Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Слайд 7У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой
сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо
тактильные раздражители.
Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.
Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.
Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.
Слайд 8Проприорецептивная дисфункция:
умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
шлепают
ногами во время ходьбы;
любят стучать палкой или другими предметами о
стену или забор во время ходьбы;
трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают;
трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
плохо удерживают позу;
не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
Признаки нарушений сенсорной интеграции.
Слайд 9Тактильная система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
Ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего;
Плохо чувствует боль;
Наносит самоповреждения (щипает, кусает себя);
Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их.
Не любит, когда его обнимают
боится, когда к нему неожиданно прикасаются;
Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
В стрессовой ситуации снимает одежду.
Слайд 10Вестибулярная система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
Находится в постоянном движении;
любит спрыгивать
с высоких мест;
любит качаться на качелях;
любит быстрые и
неожиданные движения.
Спокойные игры;
движется осторожно;
боится высоты;
часто теряет равновесие.
Слайд 11Слуховая и зрительные системы
Не отвечает на своё имя;
любит
громкую музыку;
разговаривает сам с собой;
не видит целую картину;
затрудняется в различии похожих между собой предметов.
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
Закрывает уши руками;
боится громких и неожиданных звуков;
не может слушать и смотреть одновременно;
боится яркого света, закрывает глаза.
Слайд 12Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а
именно:
1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию,
направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов.
2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, по развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Слайд 13Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для
комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных,
тактильных в коже и проприоцептивных в глубине.
Слайд 14Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с умственной отсталостью синтезировать целостную
картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция
приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой.
Слайд 15По итогам коррекционной работы можно сделать следующий вывод: сенсорный подход
в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику, так как
каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.
Слайд 16Список литературы
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание
скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии
Даре]. М.: Теревинф, 2009.
Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова , С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-korrekcionnorazvivayuschaya-rabota-sensornaya-integraciya-3149397.html