Разделы презентаций


Серебряный век символизма

Содержание

Начало эпохи 1893 год Дмитрий Мережковский «О причинах упадка современной русской литературы» (1893г.) Окончание эпохи 1921 год Смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Мир раскололся,
и трещина прошла через сердце поэта.

Генрих Гейне

Мир раскололся, 	и трещина прошла через сердце поэта.				Генрих Гейне

Слайд 2Начало эпохи
1893 год
Дмитрий Мережковский
«О причинах упадка современной русской

литературы» (1893г.)
Окончание эпохи
1921 год

Смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева
Начало эпохи 1893 год	Дмитрий Мережковский 	«О причинах упадка современной русской литературы» (1893г.) 	Окончание эпохи   1921

Слайд 3 ***
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар,

в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь

бактерий.
 
Античный мир вел к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.
 
Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере .

  (В.Брюсов)
***Упали в прах обломки суеверий,Наука в правду превратила сон:В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,Познав составы

Слайд 4
Двадцатый век...Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова

крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак

в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Двадцатый век...Еще бездомней,Еще страшнее жизни мгла(Еще чернее и огромнейТень Люциферова крыла).Пожары дымные заката(Пророчества о нашем дне),Кометы

Слайд 5Социально – политические особенности эпохи
К концу XIX века обострились кризисные

явления в экономике
Появление марксизма в России
Переход от народничества и терроризма

к организованной борьбе масс
Революция 1905 – 1907 годов
Вступление в мировую войну
Социально – политические особенности эпохиК концу XIX века обострились кризисные явления в экономикеПоявление марксизма в РоссииПереход от

Слайд 6Наука рубежа веков
Время фундаментальных открытий в области химии, физики и

математики
Кризис прежних исторических представлений
Расцвет русской философской мысли

Наука рубежа вековВремя фундаментальных открытий в области химии, физики и математикиКризис прежних исторических представленийРасцвет русской философской мысли

Слайд 7Культура рубежа веков
Усиление контактов с мировой литературой
Открытие оперного театра С.

И. Мамонтова (1885), Третьяковской галереи, Московского художественного театра
Быстрое развитие нового


вида искусства – кино


Культура рубежа вековУсиление контактов с мировой литературойОткрытие оперного театра С. И. Мамонтова (1885), Третьяковской галереи, Московского художественного

Слайд 8Демократизация культурной жизни
Развитие массовой культуры параллельно с высоким искусством

Искусство и

литература разделились
на конфликтующие полюса, разнородные течения и группировки.
Параллельно и

в борьбе друг с другом развивались реализм и модернизм
Активное взаимодействие разных искусств

Демократизация культурной жизниРазвитие массовой культуры параллельно с высоким искусствомИскусство и литература разделились 	на конфликтующие полюса, разнородные течения

Слайд 9Разное понимание роли и места человека в мироздании
Реализм
Человек должен активно
противостоять

неблагоприятному
воздействию среды и даже
перестраивать жизнь.
Модернизм
Культ индивидуализма,
самообожествление,
размытость критериев

добра
и зла, истины и лжи, прекрасного
и безобразного.
Разное понимание роли и места  человека в мироздании 	РеализмЧеловек должен активнопротивостоять неблагоприятномувоздействию среды и даже перестраивать

Слайд 10Модернизм
фр. Moderne – новейший, современный – художественно-эстетическая система, сложившаяся в

начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений

и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

Модернизм	фр. Moderne – новейший, современный – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно

Слайд 12Расцвет науки и культуры
Философия: Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, И.А.Ильин, Г.П.Федотов
Наука:

С.И.Вавилов, И.П.Павлов, А.С.Попов
Живопись: И.Е.Репин, М.А. Врубель, М.В.Нестеров, К.С.Петров-Водкин, группа «Мир

искусства» (К. Сомов, В.Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, Б.Кустодиев и др.)
Театр: Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, В.Э.Мейерхольд, К.С.Станиславский, В.И.Качалов
Музыка: А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский
Расцвет науки и культурыФилософия: Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, И.А.Ильин, Г.П.ФедотовНаука: С.И.Вавилов, И.П.Павлов, А.С.ПоповЖивопись: И.Е.Репин, М.А. Врубель, М.В.Нестеров,

Слайд 13Всё преходяще,
есть только символ.
Гёте

Всё преходяще,есть только символ.		Гёте

Слайд 14Название, предложенное нами, – СИМВОЛИЗМ, – единственно подходящее для новой

школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства

18

сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»

Жан Мореас «Манифест символизма»

Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна
Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно
Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек

Из истории символизма

Название, предложенное нами, – СИМВОЛИЗМ, – единственно подходящее для новой школы, только оно передает без искажений творческий

Слайд 15 Символизм – направление в европейском
и русском искусстве

1870-1910-х годов, сосре-
доточенное в основном на выражении интуитив-
но постигаемых идей

и смутных чувств и ощуще-
ний посредством символа.
Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль-
ность мира и узреть его идеальную сущность,
символисты выразили неприятие буржуазных
ценностей, тоску по духовной свободе, предчув-
ствие мировых потрясений и вместе с тем дове-
рие вековым духовно-культурным ценностям.
Символизм – направление в европейскоми русском искусстве 1870-1910-х годов, сосре-доточенное в основном на выражении

Слайд 16Особенности символизма
Крайний индивидуализм. Противопоставление социального и индивидуального
Культ таинственного; представления о

непознаваемости мира. Интерес к экзотическим и древним культурам, Средневековью.
Утверждение интуитивности

постижения мира через мистические откровения и прозрения
Сближение духовно-нравственного с религиозным
Поэтика условности и иносказания
Выделение в слове иррационального: звучание, ритм должны заменить значение

Особенности символизмаКрайний индивидуализм. Противопоставление социального и индивидуальногоКульт таинственного; представления о непознаваемости мира. Интерес к экзотическим и древним

Слайд 17 «Символ – окно

«Символ только тогда
в бесконечность»

истинный символ, когда
(Ф. Сологуб) он неисчерпаем и беспределен
в своём значении»
(Вяч. Иванов)

СИМВОЛ


недосказанность, расчёт на читателя
утаённость смысла (творца, соавтора)

«Символ – окно       		«Символ только тогда  в бесконечность»

Слайд 18Литературные манифесты
1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и

о новых течениях современной русской литературы».
Причина кризиса – одержимость идеей

общественного служения литературы. Три основных элемента «нового искусства»:
мистическое содержание,
символы,
«расширение художественной
впечатлительности»


1904 год. Статья В Брюсова «Ключи тайн».
Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Литературные манифесты1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».	Причина кризиса

Слайд 19Особенности мировосприятия
Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни,

а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В.

Соловьев.
Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее.

К. Сомов «Синяя птица».1918

Особенности мировосприятияМир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей»,

Слайд 20Особенности поэтики
Антитеза 2-х миров: нетленный и реальный
Цветовая символика
Белый –

идеал, женственность, любовь, мечта…
Синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…
Жёлтый

– болезненность, сумасшествие, отклонение….
Чёрный – тайна, двойственность…
Красный – кровь, катастрофа…
Символический пейзаж
Звукопись. Важна музыка слова.
«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.
Возрождение сонета, рондо, терцины…

Особенности поэтикиАнтитеза 2-х миров: нетленный и реальныйЦветовая символика Белый – идеал, женственность, любовь, мечта…Синий – разочарование, разлука,

Слайд 21«Старшие» символисты
Зинаида Гиппиус
Дмитрий Мережковский
Валерий Брюсов
Константин Бальмонт
Фёдор Сологуб

«Старшие» символистыЗинаида ГиппиусДмитрий МережковскийВалерий БрюсовКонстантин БальмонтФёдор Сологуб

Слайд 22«Младшие» символисты
Александр Блок
Андрей Белый

«Младшие» символистыАлександр БлокАндрей Белый

Слайд 23М. Врубель. Демон поверженный

«Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это

только наше название трех преобладающих цветов, которым еще “нет названия”

и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: “И зло наскучило ему”. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Демон его и Демон Лермонтова - символ нашего времени».
Александр Блок
М. Врубель. Демон поверженный«Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым

Слайд 24М. Врубель. Демон поверженный.
И в час на огненном закате
Меж гор

предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с

высоты.
 



И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
Валерий Брюсов

М. Врубель. Демон поверженный.И в час на огненном закатеМеж гор предвечных видел ты,Как дух величий и проклятийУпал

Слайд 25В. Васнецов. Гамаюн, птица вещая
Александр Блок

На гладях бесконечных вод,
Закатом в

пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает

иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев гибель, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

23 февраля 1899 г., сб. “ Ante lucem “
В. Васнецов. Гамаюн, птица вещаяАлександр БлокНа гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах

Слайд 26« Сейчас можно определенно сказать,
что начало 20 века ознаменовалось

у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением

религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …»
Николай Бердяев
« Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским

Слайд 27Заполнить таблицу

Заполнить таблицу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика