Слайд 1
Мир раскололся,
и трещина прошла через сердце поэта.
Генрих Гейне
Слайд 2Начало эпохи
1893 год
Дмитрий Мережковский
«О причинах упадка современной русской
литературы» (1893г.)
Окончание эпохи
1921 год
Смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева
Слайд 3 ***
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар,
в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь
бактерий.
Античный мир вел к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.
Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере .
(В.Брюсов)
Слайд 4
Двадцатый век...Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова
крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак
в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Слайд 5Социально – политические особенности эпохи
К концу XIX века обострились кризисные
явления в экономике
Появление марксизма в России
Переход от народничества и терроризма
к организованной борьбе масс
Революция 1905 – 1907 годов
Вступление в мировую войну
Слайд 6Наука рубежа веков
Время фундаментальных открытий в области химии, физики и
математики
Кризис прежних исторических представлений
Расцвет русской философской мысли
Слайд 7Культура рубежа веков
Усиление контактов с мировой литературой
Открытие оперного театра С.
И. Мамонтова (1885), Третьяковской галереи, Московского художественного театра
Быстрое развитие нового
вида искусства – кино
Слайд 8Демократизация культурной жизни
Развитие массовой культуры параллельно с высоким искусством
Искусство и
литература разделились
на конфликтующие полюса, разнородные течения и группировки.
Параллельно и
в борьбе друг с другом развивались реализм и модернизм
Активное взаимодействие разных искусств
Слайд 9Разное понимание роли и места
человека в мироздании
Реализм
Человек должен активно
противостоять
неблагоприятному
воздействию среды и даже
перестраивать жизнь.
Модернизм
Культ индивидуализма,
самообожествление,
размытость критериев
добра
и зла, истины и лжи, прекрасного
и безобразного.
Слайд 10Модернизм
фр. Moderne – новейший, современный – художественно-эстетическая система, сложившаяся в
начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений
и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
Слайд 12Расцвет науки и культуры
Философия: Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, И.А.Ильин, Г.П.Федотов
Наука:
С.И.Вавилов, И.П.Павлов, А.С.Попов
Живопись: И.Е.Репин, М.А. Врубель, М.В.Нестеров, К.С.Петров-Водкин, группа «Мир
искусства» (К. Сомов, В.Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, Б.Кустодиев и др.)
Театр: Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, В.Э.Мейерхольд, К.С.Станиславский, В.И.Качалов
Музыка: А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский
Слайд 13Всё преходяще,
есть только символ.
Гёте
Слайд 14Название, предложенное нами, – СИМВОЛИЗМ, – единственно подходящее для новой
школы, только оно передает без искажений творческий дух современного искусства
18
сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»
Жан Мореас «Манифест символизма»
Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочна
Тайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивно
Отражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек
Из истории символизма
Слайд 15 Символизм – направление в европейском
и русском искусстве
1870-1910-х годов, сосре-
доточенное в основном на выражении интуитив-
но постигаемых идей
и смутных чувств и ощуще-
ний посредством символа.
Стремясь проникнуть сквозь видимую реаль-
ность мира и узреть его идеальную сущность,
символисты выразили неприятие буржуазных
ценностей, тоску по духовной свободе, предчув-
ствие мировых потрясений и вместе с тем дове-
рие вековым духовно-культурным ценностям.
Слайд 16Особенности символизма
Крайний индивидуализм. Противопоставление социального и индивидуального
Культ таинственного; представления о
непознаваемости мира. Интерес к экзотическим и древним культурам, Средневековью.
Утверждение интуитивности
постижения мира через мистические откровения и прозрения
Сближение духовно-нравственного с религиозным
Поэтика условности и иносказания
Выделение в слове иррационального: звучание, ритм должны заменить значение
«Символ только тогда
в бесконечность»
истинный символ, когда
(Ф. Сологуб) он неисчерпаем и беспределен
в своём значении»
(Вяч. Иванов)
СИМВОЛ
недосказанность, расчёт на читателя
утаённость смысла (творца, соавтора)
Слайд 18Литературные манифесты
1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и
о новых течениях современной русской литературы».
Причина кризиса – одержимость идеей
общественного служения литературы. Три основных элемента «нового искусства»:
мистическое содержание,
символы,
«расширение художественной
впечатлительности»
1904 год. Статья В Брюсова «Ключи тайн».
Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.
Слайд 19Особенности мировосприятия
Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни,
а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В.
Соловьев.
Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее.
К. Сомов «Синяя птица».1918
Слайд 20Особенности поэтики
Антитеза 2-х миров: нетленный и реальный
Цветовая символика
Белый –
идеал, женственность, любовь, мечта…
Синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…
Жёлтый
– болезненность, сумасшествие, отклонение….
Чёрный – тайна, двойственность…
Красный – кровь, катастрофа…
Символический пейзаж
Звукопись. Важна музыка слова.
«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.
Возрождение сонета, рондо, терцины…
Слайд 21«Старшие» символисты
Зинаида Гиппиус
Дмитрий Мережковский
Валерий Брюсов
Константин Бальмонт
Фёдор Сологуб
Слайд 22«Младшие» символисты
Александр Блок
Андрей Белый
Слайд 23М. Врубель. Демон поверженный
«Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это
только наше название трех преобладающих цветов, которым еще “нет названия”
и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: “И зло наскучило ему”. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Демон его и Демон Лермонтова - символ нашего времени».
Александр Блок
Слайд 24М. Врубель. Демон поверженный.
И в час на огненном закате
Меж гор
предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с
высоты.
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
Валерий Брюсов
Слайд 25В. Васнецов. Гамаюн, птица вещая
Александр Блок
На гладях бесконечных вод,
Закатом в
пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает
иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев гибель, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
23 февраля 1899 г., сб. “ Ante lucem “
Слайд 26« Сейчас можно определенно сказать,
что начало 20 века ознаменовалось
у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением
религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская литература не достигала такой утонченности …»
Николай Бердяев