Слайд 1
СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ Т и
ТТМО
Секция Эксплуатации и сервиса ДСМ
Доцент, к.т.н. Сабуренков С.Е.
Слайд 2Система сертификации услуг технического сервиса продукции строительного и дорожного машиностроения
Система
добровольной
сертификации
Слайд 3По правилам Системы сертификации ГОСТ Р может проводиться также добровольная
сертификация услуг по ТО и Р продукции СДМ
Сертификацию проводят аккредитованные
органы по сертификации услуг.
Перечень услуг, подлежащих добровольной сертификации , разрабатывается на основе Закона РФ « О защите прав потребителей» Центральным органом Системы и утверждается Росаккредитацией РФ
Слайд 4
Система сертификации услуг соответствует :
Руководству ИСО/МЭК 2 «Общие термины и
определения в области стандартизации и смежных видов деятельности»;
Руководству ИСО/МЭК 16»
Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов»;
Руководству ИСО/МЭК 22 «Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям»;
Слайд 5Руководству ИСО/МЭК 23 «Методы указания соответствия стандартам для систем сертификации
третьей стороной»;
Руководству ИСО/МЭК 27 «Руководство по проведению корректирующих мероприятий органом
по сертификации в случае неправильного применения или в том случае, если эксплуатация изделий, имеющих знак соответствия, выданный органом по сертификации, связана с опасностью для здоровья или имущественным риском»;
Руководству ИСО/МЭК 28 «Общие правила для модели системы сертификации продукции третьей стороной»;
Слайд 6Руководству ИСО/МЭК 40 «Общие требования по приемке органов по сертификации»;
Руководству
ИСО/МЭК 42 «Руководящие положения по перспективному переходу к международным системам
сертификации»;
ИСО 9004-2 «Руководящие указания по услугам».
Слайд 7Сертификацию проводят аккредитованные органы по сертификации услуг.
Система является открытой для
участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, граждан
предпринимателей и иных лиц.
Система предусматривает свободный доступ исполнителям и потребителям услуг, общественным организациям, органам по сертификации, аккредитованным испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о деятельности в Системе, о ее правилах , участниках, результатах аккредитации и сертификации и т.д.
Слайд 8При сертификации проверяются характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и используются
методы испытаний (проверок), позволяющие:
провести идентификацию услуги, в том числе
проверить ее принадлежность к классификацион-ной группировке, соответствие техническим документам и функциональному назначению;
полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды.
Слайд 9Общероссийский классификатор услуг по ТО и Р машин и оборудования
Слайд 12В Системе сертификации услуг по ТО и Р продукции СДМ
машиностроения используются следующие термины и определения:
УСЛУГА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И
РЕМОНТУ ПРОДУКЦИИ СДМ –
комплекс работ, проводимых исполнителем по удовлетворению потребности потребителя в техническом обслуживании и ремонте принадлежащей ему продукции СДМ.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ УСЛУГИ –
процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на СФ услуги требованиям, представленным к данному виду услуг нормативной и технологической документацией.
Слайд 13НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ –
международные стандарты, межгосударственные и государственные стандарты, санитарные
и другие нормы и правила, а также документы на конкретные
виды услуг, утвержденные органами государственного управления.
ПОТРЕБИТЕЛЬ УСЛУГИ –
предприятие, организация, учреждение или гражданин, использующие, приобретающие, заказывающие, либо имеющие намерение воспользоваться услугами по ТО и Р продукции СДМ.
ИСПОЛНИТЕЛЬ УСЛУГИ –
предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по ТО и Р продукции СДМ.
Слайд 14Организационная структура и состав участников системы
Национальный орган по сертификации –
Росаккредитация;
2. Центральная апелляционная комиссия;
3. Центральный орган по сертификации (Управление
механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России);
Слайд 154. Отделение Академии проблем качества подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и
спецавтомототранспортных средств;
5. Научно-методические центры системы;
6. Органы по сертификации услуг по
ТО и Р СДМ;
7. Испытательные лаборатории (центры);
8. Исполнители услуг (Заявители).
Слайд 16Росаккредитация
Росаккредитация как национальный орган по сертификации осуществляет функции в соответствии
с Законами РФ «О защите прав потребителя», «Основами законодательства Российской
Федерации об охране труда», а также в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ».
Слайд 17Центральная апелляционная комиссия
Создается при управлении стандартизации и сертификации услуг
Росаккредитации. Центральная апелляционная комиссия рассматривает и принимает решения по апелляциям,
поданным на действия Центрального органа Системы, либо по апелляциям, решения по которым, принятые Центральным Органом, не удовлетворяют Заявителя.
Слайд 18Центральным органом по сертификации услуг
Центральным органом по сертификации услуг –
(ЦОС) Системы – является управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга
Госстроя России.
Слайд 19
ЦОС Системы действует на основании Положения о ЦОС, утверждаемого Росаккредитацией,
и выполняет следующие основные функции:
1. Руководство Системой сертификацией услуг по
ТО и Р продукции СДМ и координация деятельности органов по СФ входящих в систему;
2. Подготовка предложений для Росаккредитации по перечню услуг, сертифицируемых в Системе, нормативным документам, на соответствие которым проводится сертификация;
Слайд 203. Установление, по согласованию с Росаккредитацией, порядка сертификации (правил, процедур)
и управления Системой.
4. Регулирование состава, количества и дислокации органов по
сертификации;
5. Аккредитация органов по сертификации;
6. Проведение инспекционного контроля за аккредитованными органами;
7. Взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации;
Слайд 218. Организация работ по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов
(НД);
9. Рассмотрение апелляций по поводу действий органов по сертификации и
испытательных лабораторий, участвующих в Системе;
10. Взаимодействие с научно-методическими центрами Системы;
11. Публикация информации о правилах Системы, органах по сертификации, входящих в нее;
12. Ведение учета сертифицируемых услуг, систем качества, экспертов, привлеченных к работе в Системе.
Слайд 22Центральный совет Системы
ПРИ ЦОС ФУНКЦИОНИРУЕТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ СИСТЕМЫ, который является
совещательным органом и создается на базе Отделения Академии проблем качества
подъемно-транспортных машин, строительных, дорожных машин и спецавтомототранспортных средств. В него могут входить также на добровольной основе представители Госстроя России, ГИБДД, МВД России, Минэкологии России, Госгортехнадзора, ВУЗов, обществ потребителей и др. организаций
Слайд 23Совет Системы
Совет Системы выполняет следующие функции:
Разработка направлений политики в области
сертификации услуг по ТО и Р продукции СДМ;
Подготовка предложений по
совершенствованию нормативных и методических документов;
Рассмотрение вопросов формирования сети органов по сертификации;
Общее методическое руководство организацией и проведением работ по сертификации услуг обеспечивает Росаккредитация .
Слайд 24Научно-методические центры Системы (НМЦ)
Научно-методические центры Системы (НМЦ) создаются на базе
научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и высших учебных заведений, специализирующихся на проблемах
ТО и Р продукции СДМ.
Слайд 25Состав НМЦ
Состав НМЦ и направления их специализации устанавливаются и могут
корректироваться ЦОС по согласованию с организациями, на базе которых они
создаются, и Росаккредитацией.
Научно-методическими центрами Системы являются:
- головной научно-методический центр – формируется из представителей технического комитета по стандартизации «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования» (ТК 376);
- научно-методические центры: МАДИ(ГТУ), ВНИСМИ, МГСУ, ЦНИИОМТП, ПИ-2, ПТОУ-Фонд.
Основной функцией головного НМЦ (ГНМЦ) является координация научно-методических работ, проводимых в Системе.
Слайд 26Основные функции ГМНЦ и НМЦ
- разрабатывают организационно-методические документы по сертификации;
-
осуществляют формирование, ведение и актуализацию фонда нормативных документов для сертификации;
-
разрабатывают методы контроля и испытаний, а также методики проверки и оценки качества услуг;
- обеспечивают участников Системы нормативными и методическими документами, методиками и программами обучения экспертов и исполнителей услуг на договорной основе.
ГМНЦ и НМЦ осуществляют свою деятельность
на основании соответствующих Положений,
которые утверждает ЦОС.
Слайд 27Научно-методический совет Системы при ЦОС
Научно-методический совет Системы является совещательным органом.
Он формируется на базе Отделения Академии проблем качества подъемно-транспортных машин,
строительных, дорожных машин и спецавтомототранспортных средств, объединяющих признанных ученых и специалистов отрасли.
Слайд 28Функции научно-методического совета
Организация и координация научно-исследовательских работ в области сертификации
услуг по ТО и Р СДМ;
Формирование коллективов специалистов для проведения
научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование нормативной базы сертификации услуг по ТО и Р продукции СДМ.
Слайд 29
Функции органа по сертификации услуг
1. Идентификация услуги;
2. Сертификация
услуги, выдача сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
3. Осуществление
оценки процесса оказания услуги или системы качества, испытания (проверка) результата услуги;
4. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами;
5. Приостановка либо отмена действия выданных им сертификатов;
6. Представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции.
Испытательная лаборатория осуществляет испытания (проверку) результатов услуг и выдает протоколы (акты).
Слайд 30Порядок сертификации услуг
1- подача заявки на сертификацию;
2- принятие решения по
заявке (срок рассмотрения 1
месяц);
3- выбор схемы сертификации;
4- проведение испытаний (проверки) услуги и (или) оценки процесса оказания услуги, мастерства исполнителя, аттестации предприятия, сертификации систем качества;
5- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
6- выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
7- инспекционный контроль за сертифицированной услугой (в соответствии со схемой сертификации);
8- информирование о результатах сертификации.
Слайд 31Нормативные документы для сертификации услуг
Нормативные документы, используемые при добровольной СФ
услуг, должны содержать:
1. Требования по безопасности для:
А) жизни, здоровья граждан;
Б) окружающей среды;
2. Требования к методам проверки (контроля, испытаний) услуг;
3. Требования к технологическим процессам исполнения услуг;
4. Требования к мастерству исполнителя услуг.
Слайд 32
Схемы, применяемые при добровольной сертификации услуг по ТО и
Р машин
Слайд 33
Расшифровка схем
схема 1 - оценка мастерства исполнителя работ и
услуг и контроль его при инспекционном контроле;
оценивается:
наличие и уровень
профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения, применитель-но к оказанию конкретных услуг;
знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги (выполняемые работы).
Слайд 34
Расшифровка схем
схема 2 - оценка процесса оказания услуг (выполнения
работ), проверка (испытания) результатов услуг (работ) и контроль процесса оказания
услуг (выполнения работ) при инспекционном контроле
проверяется:
наличие и соблюдение требований к нормативным и техническим документам;
оснащение оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
Слайд 35
Расшифровка схем
схема 3 - анализируется состояние производства, в том
числе при инспекционном контроле, проверяются (испытываются) результаты услуг (работ). Схему
3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты услуг (работ).
Слайд 36
Расшифровка схем
схема 4 - оценивается в целом организация (пред-приятие)
- исполнителя услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных и технических
документов.
оценивается:
наличие и функционирование системы обеспечения качества оказываемых услуг (выполняемых работ);
организационное, правовое, программное, методическое, информационное, материальное, метрологическое и другое обеспечение;
состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение оборудованием, инструментами, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др.;
Слайд 37
Расшифровка схем
схема 4 (продолжение)
оценивается:
стабильность функционирования систем технического обеспечения и
обслуживания;
условия обслуживания потребителей услуг;
наличие и соблюдение требований нормативных и технических
документов на процессы оказания услуг (выполнения работ);
безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
Слайд 38
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
проверяется:
1- политика в области качества;
2- руководство по
качеству;
3- соответствие элементов системы качества установленным требованиям;
4- соответствие элементов системы
качества с точки зрения достижения целей, установленных в областях качества.
Слайд 39ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ
Осуществляется двумя способами:
1- проверка технологического процесса,
мастерства исполнителя, условий обслуживания;
2- оценка системы качества.
Слайд 40ИСПЫТАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УСЛУГИ
При проведении испытаний (проверки) осуществляется:
выборочная проверка отремонтированных
изделий на требование безопасности;
оформление заключений по протоколам испытаний (проверок).
Слайд 41ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
предусматривает:
1- анализ информации о сертифицированной услуги;
2- организацию комиссий для
проведения инспекционного контроля;
3- проведение проверки;
4- оформление результатов проверки и принятие
решений.
Периодичность не реже одного раза в год
Слайд 42РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
отмена или приостановка действия сертификата или права применения знака
соответствия в случае несоот-ветствия услуги требованиям нормативной документации, контролируемых при
сертификации, а также в случаях:
1- изменения нормативного документа на услугу;
2- изменения технологического процесса оказания услуги;
3- изменения методов контроля, испытаний (проверок), системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при СФ .