Слайд 1Сестринский процесс
1 занятие
Гермер Анна Михайловна
Слайд 2 Сестринский процесс -
это системный подход к
оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя
из его потребностей.
Термин «сестринский процесс» - английский- означает ухаживать, обслуживать, осуществлять уход за пациентом.
Слайд 3Цель сестринского процесса:
создание базы информационных данных о пациентах
выявление потребностей пациента
в медицинском обслуживании
обозначение приоритетов в медицинском обслуживании
составление плана ухода и
обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями
определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента
Слайд 4Этапы сестринского процесса
СП предусматривает пять последовательных этапов, каждый
из которых взаимосвязан с остальными четырьмя.
1-й этап – сестринское обследование
пациента
2-й этап – определение потребностей и выявление проблем
3-й этап – планирование
4-й этап – выполнение плана сестринских вмешательств
5-й этап – оценка результата
Документирование всех этапов СП – обязательное условие.
Слайд 5Профессиональность сестринского процесса:
Научность
Системность
Индивидуальность.
Слайд 6Сестринское обследование пациента
1 этап
Слайд 7
Первый этап:
сестринское обследование пациента или оценка ситуации – процесс
сбора информации о состоянии здоровья пациента, подтверждение её достоверности.
Цель
обследования:
Собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нём информационной базы.
Слайд 8
Субъективное обследование (опрос):
основано на ощущениях пациента и его эмоциях,
это реакция пациента на состояние своего здоровья.
Субъективные данные м/с
выявляет на вербальном уровне (манера говорить, адекватность ответов, логичность построения фраз) и невербальном (зрительный контакт, мимика, жесты, положение тела) уровнях.
Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Полноценность информации будет зависеть от умения м/с расположить пациента к необходимой беседе.
Слайд 9Субъективное обследование м/с начинает с паспортных данных о пациенте, затем
выявляет его:
жалобы – то, что заставило человека обратиться за
медпомощью;
анамнез жизни, болезни – историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; м/с подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека;
социологические данные (взаимоотношения в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда, в которой пациент живёт и работает);
интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей);
данные о культуре (этнические, культурные ценности);
данные о духовном развитии (духовные ценности, отношение к религии, привычки, убеждения и обычаи).
Слайд 10Объективное обследование
данные, которые получает м/с в результате осмотра,
наблюдения, физикального обследования.
К ним относятся:
психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведение, настроение, самооценка,
способность принимать решения);
физические данные – осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей, используя методики пальпации, перкуссии, аускультации, измерение АД, определение пульса, ЧДД, термометрия.
Слайд 11Источником информации является:
сам пациент (наиболее достоверный источник)
члены семьи, родственники
медицинский персонал
коллеги,
друзья
медицинская документация
Слайд 12
Осмотр проводится по определенному плану:
общий осмотр
осмотр определенных систем
Методы обследования:
основные
дополнительные
Слайд 13
К основным методам обследования относятся:
• общий осмотр
• пальпация
•
перкуссия
• аускультация
Слайд 14При общем осмотре определяют:
1. Общее состояние пациента:
крайне тяжелое –
сознание резко угнетено (до комы), редко – ясное; положение в
постели пассивное; в ряде случаев – двигательное возбуждение, общие судороги.
тяжелое - сознание ясное, иногда оглушённое, пациент стонет, просит о помощи, возможен бред; положение в постели пассивное или вынужденное; пациент нуждается в постоянном уходе.
средней тяжести - сознание ясное, иногда оглушённое, положение в постели вынужденное или активное; способность к самообслуживанию сохранена.
удовлетворительное – сознание ясное, положение пациента в постели активное.
Слайд 15Положение пациента в постели:
активное - самостоятельно встает, садится, меняет положение
тела в постели исходя из своих потребностей;
пассивное - неподвижен, из-за
резкой слабости не может самостоятельно изменить своё положение в кровати (чаще при бессознательном состоянии больного);
вынужденное - принимает позу, облегчающую его состояние
Слайд 163. Состояние сознания:
ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на
вопросы;
помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
ступор
– оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
сопор – патологический сон, сознание отсутствует, рефлексы сохранены;
кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
Слайд 174. данные антропометрии:
5. дыхание:
Самостоятельное
Затрудненное
Свободное
Кашель
6. наличие или отсутствие одышки:
различают следующие
виды одышки:
Экспираторная
Инспираторная
Смешанная
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД);
9. пульс
(Ps);
10. данные термометрии и т. д.
Слайд 18Сестринская диагностика
(определение потребностей и выявление проблем)
2 этап
Слайд 19
Второй этап сестринского процесса:
анализ и интерпретация полученных данных о
пациенте – это выявление реальных и потенциальных проблем пациента, которые
должна разрешить или устранить м/с в силу своей профессиональной компетенции.
Слайд 20Классификация проблем пациента
В зависимости от времени появления:
Настоящие – беспокоят
пациента в момент обследования (головная боль в связи с повышением
АД, дефицит самоухода у неподвижного пациента);
Потенциальные – не существующие на сегодняшний день, но могут возникнуть с течением времени (появление пролежней, запоры у неподвижного пациента).
Слайд 21По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
Физиологические –
симптомы и синдромы заболевания (боль в сердце, тошнота, диарея, нарушение
сна и т.д.);
Психологические – беспокойство по поводу предстоящей операции и т. д.;
Духовные – проблемы, связанные с поиском смысла жизни, уходом в религию;
Социальные – конфликтная ситуация на работе, в семье, потеря трудоспособности, финансовые трудности и т.д.
Слайд 22Проблема пациента
(сестринский диагноз)
- это состояние здоровья пациента,
установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со
стороны медицинской сестры.
Слайд 23Приоритетность проблем:
Первичные – опасны для жизни, требуют срочных мероприятий (одышка,
удушье, расстройство сознания);
Промежуточные – не требуют экстренных мер, не опасны
для жизни (потеря аппетита, дефицит знаний о своем состоянии и др.);
Вторичные – не имею прямого отношения к заболеванию и прогнозу (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом)
Слайд 24Планирование – определение целей сестринского ухода
3 этап
Слайд 25
Цели третьего этапа:
1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи
2.
разработать стратегию достижения поставленных целелей
3. обозначить срок достижения данных целей
Слайд 26Цель – это ожидаемый результат, то, чего хотят достичь м/с
и пациент по определённой проблеме.
Требования к постановке целей:
должны быть сосредоточены
на пациенте;
должны быть реальными и достижимыми;
должны быть поставлены так, чтобы их можно было оценить.
Слайд 27Цели :
краткосрочные (тактические) – предполагают решение остро возникших проблем со
здоровьем, профилактику осложнений, обучение пациента и его родственников и могут
быть достигнуты в течение 5 – 10, до 14 дней;
долгосрочные (стратегические) – связаны с реабилитацией.
Структура цели:
мероприятия -действие
критерий – дата, время и т.д.
условие – с помощью кого или чего можно достигнуть результата
Слайд 28План сестринского вмешательства – это письменное руководство к действиям медсестер.
Составляющие плана: цели и задачи.
Проблема пациента – это база для
планирования сестринской помощи.
Слайд 29Методы сестринских вмешательств.
Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения
потребностей.
Предлагается использовать следующие методы:
1. Оказание доврачебной помощи.
2. Выполнение врачебных назначений.
3. Создание комфортных условий
для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей.
4. Оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье.
5. Выполнение технических манипуляций, процедур.
6. Осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья.
7. Организация обучения по проведению бесед и консультирования пациента и членов его семьи.
Слайд 30Выполнение (реализация) сестринского вмешательства
4 этап
Слайд 31
Цель сестринского вмешательства - сделать все необходимое для выполнения намеченного
плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.
Слайд 32Сестринское вмешательство:
Независимое – действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности;
медсестра руководствуется собственными соображениями (мероприятия по личной гигиене, беседа о
ЗОЖ);
Зависимое – выполнение назначений врача (забор биологических жидкостей, медикаментозное лечение, подготовка к переливанию крови);
Взаимозависимое– совместные действия медсестры с другими специалистами.
Слайд 33Оценка результата (эффективность сестринского ухода)
5 этап
Слайд 34
На этом этапе медсестра:
определяет, в какой степени достигнуты поставленные
цели
сравнивает с ожидаемым результатом
формулирует выводы
делает соответствующую отметку в документах (сестринской
истории болезни) об эффективности плана ухода.
Слайд 35Эффективность сестринского ухода включает:
1. Оценка реакции пациента на уход:
улучшение (желание
общаться, улучшение настроения, аппетита, облегчение дыхания);
ухудшение (бессонница, депрессия, диарея);
прежнее состояние
(слабость, трудности при ходьбе, агрессия)
2. Оценка действий самой м/с (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);
3. Мнение пациента или его семьи (улучшение состояния, ухудшение, без изменений);
4. Оценка действий сестрой – руководителем (достижение цели, коррекция плана ухода).
Слайд 36Если цели не достигнуты медсестре необходимо:
выявить причину – поиск допущенных
ошибок
изменить саму цель – сделать ее более реалистичной
пересмотреть сроки достижения
цели
внести необходимые коррективы в план сестринской помощи