Разделы презентаций


Северное Возрождение

Содержание

Босх Хиеронимус (1450/60—1516) Нидерландский живописец. Представитель Раннего нидерландского Возрождения. В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Северное Возрождение
Нидерланды 14 – 16 вв.
Часть 2.

Северное ВозрождениеНидерланды 14 – 16 вв.Часть 2.

Слайд 2Босх Хиеронимус (1450/60—1516)
Нидерландский живописец. Представитель Раннего нидерландского Возрождения.
В

своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи

и сатиры.
Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч.
Творчество Босха оказало огромное влияние на развитие реалистических тенденций в нидерландской живописи XVI в.
Босх Хиеронимус  (1450/60—1516) Нидерландский живописец. Представитель Раннего нидерландского Возрождения. В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой

Слайд 3Хиеронимус Босх (собственно Хиеронимус ван Акен)
родился между 1450 и

1460 гг. в голландском городе Хертогенбосе в семье потомственных художников.

Живописью занимались его дед Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен.
В раннем детстве Хиеронимус приобщился к семейным художественным традициям.
Затем последовало обучение в Харлеме и Делфте.
В 1480 г. Босх вернулся в родной город свободным мастером-живописцем. В следующем году он женился на Алейд Гойартс ван дер Мервей, девушке из богатой и знатной семьи. Этот брак дал художнику материальное благополучие и положение в обществе, а также обеспечил, в определенной степени, свободу творчества.
Хиеронимус Босх (собственно Хиеронимус ван Акен) родился между 1450 и 1460 гг. в голландском городе Хертогенбосе в

Слайд 4Босх Хиеронимус «Семь смертных грехов». Около 1480 г. Дерево, масло.

120 x 150 см. Музей Прадо, Мадрид
В центре композиции -

фигура Христа, здесь же надпись: «Берегись, берегись, Бог видит».
Вокруг Босх поместил изображения семи смертных грехов. Художник находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки; зависть предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку.
За грехами неизбежно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре изображения — смерти, Страшного суда, ада и рая.
Босх Хиеронимус «Семь смертных грехов».  Около 1480 г. Дерево, масло. 120 x 150 см. Музей Прадо,

Слайд 6Перечень всем известных смертных грехов — тщеславие, корыстолюбие, зависть, гнев,

сладострастие, лень, обжорство — не опирается на библейские тексты. Этот

список стали считать общепринятым с XIII в., когда крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его «переписал».
Многие путают смертные грехи с десятью заповедями, данными Богом Моисею, и это является заблуждением. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Так, например, понятия «не убий» и «не укради» относятся к заповедям, нарушать которые отваживается далеко не всякий. А семь пороков, представленных на картине, одолевают в течение жизни каждого человека. «Смертными» они называются потому, что не покрываются смертью человека, а остаются с ним даже после того, как он отойдет в мир иной, где ему придется отвечать за них по всей строгости.
Перечень всем известных смертных грехов — тщеславие, корыстолюбие, зависть, гнев, сладострастие, лень, обжорство — не опирается на

Слайд 7Босх Иероним «Извлечение камней глупости». 1475—80 Дерево, масло. 48 x

35 см Музей Прадо, Мадрид
Одним из важнейших источников идей в

творчестве Босха был фольклор.
Действительно, в Нидерландах в XV веке существовало поверье о том, что человека можно вылечить от безумия, удалив жировые наросты (камни) глупости на его черепе.
Но здесь художника интересует, прежде всего, тема шарлатанства врачей, подтверждением чего служит нежный цветок тюльпана (символ обмана), появляющийся из головы одураченного пациента. Человеческая глупость является для художника самым распространенным проявлением греха.
Босх Иероним  «Извлечение камней глупости». 1475—80  Дерево, масло. 48 x 35 см  Музей Прадо,

Слайд 8Босх Иероним «Корабль дураков». 1490—1500 Дерево, масло. 58 x 33 см

Лувр, Париж
Ранние работы Босха, обладая элементами сатиры и иронии,

носят ярко выраженный нравоучительный характер. Еще острее проявилась сатира Босха в картинах «Смерть и скряга», «Корабль дураков».
Источником для этой композиции послужил нидерландский фольклор, в котором издавна существовали представления о корабле Господа и корабле дьявола. Корабль на картине Босха — утлая ладья, плывущая по житейскому морю и грозящая вот-вот перевернуться, а каждый пассажир этого судна олицетворяет те или иные грехи — пьянство, распутство, мошенничество. Художник высмеивает человеческие пороки с помощью понятного современникам языка символов и аллегорий
Босх Иероним «Корабль дураков». 1490—1500  Дерево, масло. 58 x 33 см  Лувр, Париж Ранние работы

Слайд 9Босх Иероним «Воз сена». Триптих . 1480—85. Дерево, масло. 135

x 100 см (центр. часть), 147 x 66 см (створки)

Музей Прадо, Мадрид

Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст. К зрелому периоду творчества художника относятся большие триптихи.

Босх Иероним «Воз сена». Триптих . 1480—85.  Дерево, масло. 135 x 100 см (центр. часть), 147

Слайд 10 Иероним Босх. Триптих «Воз сена» открытый

Иероним Босх. Триптих «Воз сена» открытый

Слайд 11
В нидерландской народной песне (около 1470 г.) рассказывается, как Бог

сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего,

в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 г. на фламандских гравюрах. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например, остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» — «сено» и «ничто»). «В конечном счёте, всё обернётся „hooi“» — так звучал припев песни того времени.
В нидерландской народной песне (около 1470 г.) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть

Слайд 12 «Воз сена». Фрагмент центральной части

«Воз сена». Фрагмент центральной части

Слайд 13Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в.

«сено» несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман»,

а выражение «отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его. На верху воза, изображённого на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон.
Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в. «сено» несло в себе такие понятия, как

Слайд 14И. Босх Триптих «Воз сена» в закрытом виде
Внешние поверхности боковых

алтарных створок представляют скромную, почти будничную сцену: устало бредет по

дороге истощенный оборванный странник. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни.) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него; воронье кружит над падалью; в глубине изображения — разбойники обшаривают прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут же, не обращая на все это ни малейшего внимания, пара беззаботных поселян лихо отплясывает под аккомпанемент волынки…
И. Босх Триптих «Воз сена» в закрытом виде  Внешние поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти

Слайд 15Раскрытый алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но

уже в развернутом и углубленном виде. Тема дороги-жизни и здесь

сохраняет свое значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории — от зарождения мирового зла (когда Сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира.
Повествование открывается сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в верхней части левой створки). Ниже зритель видит райский сад, а также сцены Сотворения Евы, Грехопадения, Изгнания из рая.
Раскрытый алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но уже в развернутом и углубленном виде. Тема

Слайд 16«Воз сена». Центральная часть
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Середину

композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Воз с сеном движется,

словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась беспечная компания баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не замечают, что в воз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу прямо в ад, изображенный на правой створке триптиха.
«Воз сена». Центральная частьЦентральная часть триптиха изображает земной мир. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Воз

Слайд 17«Воз сена». Фрагмент.
В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители

всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов,

мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская тиара; развеваются стяги германского императора и французского короля.
«Воз сена». Фрагмент. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов

Слайд 18«Воз сена». Фрагмент.
Монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито

набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на

пользу Святой Церкви.

«Воз сена». Фрагмент. Монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить

Слайд 19«Воз сена». Фрагмент.
Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим

божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним

«Воз сена». Фрагмент.Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной

Слайд 20 «Воз сена». Фрагмент центральной части

«Воз сена». Фрагмент центральной части

Слайд 21Правая створка алтаря «Воз сена»

Правая створка алтаря «Воз сена»

Слайд 22Замысел «Воза сена» и глубже, и шире обыденного смысла пословицы

«Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него,

сколько сможет»: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Фоном для сцены дележа сена служит прекрасная долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной суете людей. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана, с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой весь центр картины. Но эта победа иллюзорна: еще один миг — воз сдвинется, и адское пламя в одно мгновенье испепелит его вместе со всем грузом, Христос же будет всегда. Изображение Христа — подлинный центр картины.
Замысел «Воза сена» и глубже, и шире обыденного смысла пословицы «Мир — стог сена, и каждый старается

Слайд 23Босх Хиеронимус Искушение св. Антония. Триптих . Центральная часть Дерево, масло.

131,5 x 119 см (центр. часть), 131,5 х 53 см

(створки) Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Композиция «Искушение св. Антония» — одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника.

Босх Хиеронимус Искушение св. Антония. Триптих . Центральная часть  Дерево, масло. 131,5 x 119 см (центр.

Слайд 24Св. Антоний (Антоний Великий, Антоний Аббат, 251—356) — христианский святой,

отшельник.
Родился в Верхнем Египте. После смерти родителей раздал имущество

бедным и удалился в пустыню, где прожил в полном одиночестве много лет.
Св. Антоний считается основателем монашества.
В Средние века от гангрены часто вылечивали именем этого святого, вследствие чего болезнь получила название «антонов огонь».
Житие святого гласит, что в начале своего подвижничества св. Антоний неоднократно был искушаем бесами. Рассказывая об этом в своей картине, Босх проявляет всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Действительность предстает сплошным кошмаром, теряется различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева; из глиняного кувшина вырастают конские ноги; ощипанный гусь жадно пьет, опустив в воду безголовую шею; холм оказывается великаном, стоящим на четвереньках, а птица или рыба — летательной машиной или лодкой.
Св. Антоний (Антоний Великий, Антоний Аббат, 251—356) — христианский святой, отшельник. Родился в Верхнем Египте. После смерти

Слайд 25Босх Иероним. «Искушение св. Антония». Фрагмент
В центре композиции — коленопреклоненный

Антоний с приподнятой в благословении рукой. Святой не ведает страха,

его вера тверда и крепка. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не могут одолеть его. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Он как бы говорит ему: «Не бойся».
Босх, как никто другой, смог выразить безосновательность мирового зла: сверху яркая, устрашающая раскраска, а под ней ничего нет.
Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. Она почти незаметна, но это — смысловой центр триптиха
Босх Иероним. «Искушение св. Антония». ФрагментВ центре композиции — коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Святой

Слайд 26Босх Иероним.
«Искушение
св. Антония».
Фрагмент

Босх Иероним. «Искушение св. Антония». Фрагмент

Слайд 27Босх Хиеронимус Сад наслаждений. Триптих. Около 1485. Центральная часть Дерево, масло.

220 x 195 см (центр. часть), 220 х 97 см

(створки) Музей Прадо, Мадрид

«Сад наслаждений» — самое известное из всех произведений Босха. Композиция выполнена в виде традиционного трехстворчатого алтаря.
В этой работе Иероним Босх использовал ряд канонических тем: сотворение мира, рай, ад. Однако результатом его работы стало произведение глубоко оригинальное, не имеющее аналогий в искусстве предшественников и современников мастера.
В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин

Босх Хиеронимус Сад наслаждений. Триптих. Около 1485. Центральная часть  Дерево, масло. 220 x 195 см (центр.

Слайд 28Босх Иероним «Сад земных наслаждений». Триптих . Около 1485. Сотворение мира.

Внешние створки Дерево, масло. 220 x 195 см (центр. часть), 220

х 97 см (створки) Музей Прадо, Мадрид

На внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира.

Босх Иероним «Сад земных наслаждений». Триптих . Около 1485. Сотворение мира. Внешние створки Дерево, масло. 220 x

Слайд 29 Открытый триптих «Сад земных наслаждений»

Открытый триптих «Сад земных наслаждений»

Слайд 30Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Левая створка: Рай
Алтарь распахивается

и радует глаз своими красками. Композиция левой створки продолжает тему

сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. В центре створки, посередине земного рая, изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, — это источник жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На первом плане Господь благословляет только что сотворенных Им Адама и Еву.
Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Левая створка: РайАлтарь распахивается и радует глаз своими красками. Композиция левой

Слайд 31 «Сад земных наслаждений». Фрагменты створки «Рай»

«Сад земных наслаждений».  Фрагменты створки «Рай»

Слайд 32Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Правая створка: Ад
На

правой створке зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением

земного рая на левой створке, однако эта связь основана на контрасте. В аду царит тьма, слабо озаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы — его сменила оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет — трухлявое «древо смерти» растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец, а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их через свою утробу, низвергает в бездну.
Группа вокруг голубого птицеголового дьявола определяется как тщеславие. Гигантское ухо — знак глухоты и несчастья. Некоторые исследователи толкуют босховский ад как изображение страшного видения самого художника, чьим автопортретом является изображение человека, облокотившегося на край разбитого яйца, и, возможно, лицо монстра — человека-дерева, стоящего посередине.
Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Правая створка: Ад На правой створке зритель видит ад. Эта композиция

Слайд 33 «Сад земных наслаждений». Фрагменты створки «Ад»

«Сад земных наслаждений».  Фрагменты створки «Ад»

Слайд 34Размеры триптиха довольно велики, и зритель, приближаясь к нему, как

бы погружается с головой в этот причудливый многокрасочный мир, стараясь

постичь тайный смысл, заключенный в его хаосе.
Первым попытался расшифровать символику триптиха монах Хосе де Сигуэнца в 1605 г. Он полагал, что «Сад наслаждений» представляет собой нравоучительную картину: центральная часть алтаря — не что иное как собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая, — человечества, обреченного на гибель в аду. Хосе Сигуэнца предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их в целях вразумления верующих.

Размеры триптиха довольно велики, и зритель, приближаясь к нему, как бы погружается с головой в этот причудливый

Слайд 35Босх Хиеронимус «Несение креста». 1515—16 Дерево, масло. 74 x 81

см. Музей изящных искусств, Гент

Босх Хиеронимус «Несение креста». 1515—16  Дерево, масло. 74 x 81 см. Музей изящных искусств, Гент

Слайд 36 Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество

домыслов об образе жизни и характере живописца. Одни исследователи связывали

особенности творчества художника с его увлечением алхимией и астрономией, другие объясняли их психическими расстройствами и галлюцинациями; художник представлялся то ревностным католиком, то еретиком, тесно связанным с религиозными сектами.
При знакомстве с его творчеством становится очевидным, что Босх владел обширными познаниями в области Богословия, был превосходно знаком с народным творчеством.
Произведения Босха наполнены многочисленными символами. Порой трудно поддающиеся расшифровке, все они указывают на глубокое содержание и философский характер произведений художника.
Главной темой творчества Босха стало противостояние двух начал — светлого и темного, добра и зла, а также греховность человеческой жизни и неизбежность небесной кары за нее.
Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество домыслов об образе жизни и характере живописца.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика