Разделы презентаций


Практикум по развитию монологической речи «Свободные тексты»

Содержание

Коммуникативные упражнения -«вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода такие упражнения считаются ведущими на занятиях…» Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Практикум по развитию монологической речи
Мельникова Л.В., заведующая отделом гуманитарного образования


Донецкого облИППО

Практикум по развитию монологической речиМельникова Л.В., заведующая отделом гуманитарного образования Донецкого облИППО

Слайд 2Коммуникативные упражнения -
«вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и

наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода

такие упражнения считаются ведущими на занятиях…»
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.
Коммуникативные упражнения -«вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С

Слайд 3Группы коммуникативных упражнений
респонсивные (или вопросно-ответные),
ситуативные,
репродуктивные (пересказ текста или

видеоряда),
дискутивные,
композиционные (устное выступление по предложенной теме, импровизация, драматизация),


инициативные,
игровые.
Группы коммуникативных упражненийреспонсивные (или вопросно-ответные), ситуативные, репродуктивные (пересказ текста или видеоряда), дискутивные, композиционные (устное выступление по предложенной

Слайд 4Учебная речевая ситуация -
это модель такой совокупности обстоятельств, условий и

отношений, которая побуждает потенциальных собеседников к общению путём использования языковых

средств.
Учебная речевая ситуация -это модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений, которая побуждает потенциальных собеседников к общению

Слайд 5 Модель коммуникативно-ситуативного упражнения

Модель коммуникативно-ситуативного упражнения

Слайд 6Примеры ситуативных упражнений
«Вы моделируете урок русского языка в 9

классе. Предложите модель практикума по развитию аудиативных умений учащихся. Презентуйте

свою модель»,
«Вы – участник проблемного семинара. Сформулируйте (устно) методические рекомендации по интенсивному курсу речевого поведения/использованию художественного текста на практических занятиях/методике применения компьютерных технологий».
Примеры ситуативных упражнений «Вы моделируете урок русского языка в 9 классе. Предложите модель практикума по развитию аудиативных

Слайд 7Пример 2
«Вы проводите обучающий урок языка/литературы в … классе. Хотите

использовать один из методов интерактивного обучения (например, кластер/пазл). Обоснуйте свой

выбор»,
«Вы проводите урок речевой деятельности в 10 классе. Объясните учащимся, как необходимо писать сочинение-метаморфозу/сочинение-идентификацию/«киноленту видений»/эссе. Можете представить образец».
Пример 2«Вы проводите обучающий урок языка/литературы в … классе. Хотите использовать один из методов интерактивного обучения (например,

Слайд 8Пример 3
«Вы проектируете дифференцированное четырёхуровневое домашнее задание. Сформулируйте и презентуйте

его. Докажите, что эти задания репродуктивного, репродуктивно-конструкторского или собственно конструкторского,

конструкторско-творческого, творческого типа. Желательно дать образец выполнения задания III-го или IV-го уровня».
Пример 3«Вы проектируете дифференцированное четырёхуровневое домашнее задание. Сформулируйте и презентуйте его. Докажите, что эти задания репродуктивного, репродуктивно-конструкторского

Слайд 9Технология проведения коммуникативного практикума/тренинга
МОДЕЛИ:
«лидер» / «спикер»

«снежинки»

«снежный ком»
«альтернатива»
Технология  проведения коммуникативного практикума/тренинга МОДЕЛИ:«лидер» / «спикер»

Слайд 10ТЕХНОЛОГИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ  КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 11Форма (вид) презентации коммуникативного акта
1
5
2
4
3
Модель “Лидер”/”Спикер”

Форма (вид) презентации коммуникативного акта15243Модель “Лидер”/”Спикер”

Слайд 126
3
5
4
1
2
Модель “Сніжинка”

635412Модель “Сніжинка”

Слайд 13Модель “Снежный ком” * каждый участник мини-группы формирует текст (от 1 до

4 предложений по кругу)

Модель “Снежный ком” * каждый участник мини-группы формирует текст (от 1 до 4 предложений по кругу)

Слайд 14 Модель “Альтернатива" * * один участник или несколько участников имеют

противоположную/другую(ие)

точку(и) зрения
Модель “Альтернатива

Слайд 15Кластер
«Профессиональный портрет преподавателя …»,
«Модель компетентностно ориентированного урока».

Кластер «Профессиональный портрет преподавателя …», «Модель компетентностно ориентированного урока».

Слайд 18ТРОПЫ – использование слов и выражений в переносном значении в

целях создания художественного образа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТРОПЫ – использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Слайд 19ФИГУРЫ – особые стилистические конструкции, придающие выразительность речи

ФИГУРЫ – особые стилистические конструкции, придающие выразительность речи

Слайд 21Пазл -
это метод, когда из маленьких фрагментов складывается текст

на определённую тему
(«Содержательные линии Государственного стандарта (образовательная отрасль «Языки и

литературы»).
Пазл - это метод, когда из маленьких фрагментов складывается текст на определённую тему(«Содержательные линии Государственного стандарта (образовательная

Слайд 23Биография/вопросы к интервью/план текста/и т.д.




Биография/вопросы к интервью/план текста/и т.д.

Слайд 24Целенаправленное чтение (чтение текста с остановками, анализом прочитанного, наводящими вопросами

и прогнозом относительно развития событий)
Активизирует обучающих в процессе чтения, помогает

заинтересовать их и обеспечивает глубокое понимание и анализ текста.
Даёт возможность развивать заинтересованных, вдумчивых, размышляющих читателей.
Целенаправленное чтение (чтение текста с остановками, анализом прочитанного, наводящими вопросами и прогнозом относительно развития событий)Активизирует обучающих в

Слайд 25Двухчастный дневник (+ и - ; можно – нельзя; да

- нет)
ОТРЫВОК

РЕАКЦИЯ
Двухчастный дневник  (+ и - ; можно – нельзя; да - нет)ОТРЫВОК

Слайд 26СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА
Общее
(различное)
ТЕКСТ

ТЕКСТ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММАОбщее (различное)ТЕКСТТЕКСТ

Слайд 27VARIA (различные задания, разминки, игры и некоторые приёмы работы на

уроке)
«Карусель», «Угадай», «Найди пары», «Кто быстрее», «Кроссворды/чайнворды/криптограммы/анаграммы/шарады (предлог + летний

дом = задача)/метаграмма/ребус», «Аукцион», «Лото» и т.д.
VARIA (различные задания, разминки, игры и некоторые приёмы работы на уроке)«Карусель», «Угадай», «Найди пары», «Кто быстрее», «Кроссворды/чайнворды/криптограммы/анаграммы/шарады

Слайд 28Конструирование «свободных текстов»
конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов

(«Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» («словесная пирамида»)

)
Конструирование «свободных текстов» конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов  («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан»,

Слайд 29ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА)
Три вида информации:
Фактуальный – передаёт факты

действительности
Концептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения, его смысл
Имплицитный –

скрытый, не выраженный словом
ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА) Три вида информации:Фактуальный – передаёт факты действительностиКонцептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения,

Слайд 30«Сконденсированное» содержание


СУЩ.
ПРИЛ. ПРИЛ.
ГЛАГ, ГЛАГ. ГЛАГ.
П Р Е Д Л О

Ж Е Н И Е

«Сконденсированное» содержаниеСУЩ.ПРИЛ. ПРИЛ.ГЛАГ, ГЛАГ. ГЛАГ.П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е

Слайд 31 Стихотворение И.А.Бунина «В лесу, в горе,

родник, живой и звонкий…»








В лесу, в горе, родник, живой и

звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
1905

Стихотворение И.А.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»В лесу, в

Слайд 32«Смысловая пирамида»
РОДНИК
ЖИВОЙ ЗВОНКИЙ
НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬ
РОДНИК - СИМВОЛ СВЯТОЙ
И

ВЕЧНОЙ РУСИ

«Смысловая пирамида»РОДНИКЖИВОЙ ЗВОНКИЙНЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬРОДНИК - СИМВОЛ СВЯТОЙ И ВЕЧНОЙ РУСИ

Слайд 33ГЛОССАРИЙ
Ментальность – глубинный уровень массового сознания, коллективное представление людей, их

образ мира, доминирующий в толще общества

ГЛОССАРИЙМентальность – глубинный уровень массового сознания, коллективное представление людей, их образ мира, доминирующий в толще общества

Слайд 34Концепт –
это термин, с помощью которого описывается ментальная действительность;

ключевое слово духовной культуры, первоначальное представление, которое порождает другие представления,

смыслы, ассоциации
Концепт – это термин, с помощью которого описывается ментальная действительность; ключевое слово духовной культуры, первоначальное представление, которое

Слайд 35«СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ»*
* Могут быть рифмованные и «белые», могут быть написаны

как одним человеком, так и несколькими

«СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ»** Могут быть рифмованные и «белые», могут быть написаны как одним человеком, так и несколькими

Слайд 36Стихотворение «Я …»
Требования:
Пишется от лица предметов окружающей среды или героя

литературного произведения, художественного фильма, спектакля и т. п.
Словами «Я …»

начинается каждая нечётная строка
Стихотворение «Я …»Требования:Пишется от лица предметов окружающей среды или героя литературного произведения, художественного фильма, спектакля и т.

Слайд 37Образец
Я ручеёк
Я ручеёк.
Устремляюсь вдаль.
Я ручеёк.
В пути много увидал.
Я ручеёк.
Лист кленовый

увидал и весело ему сказал:
«Я ручеёк».
И в путь с собой

позвал.
Образец Я ручеёкЯ ручеёк.Устремляюсь вдаль.Я ручеёк.В пути много увидал.Я ручеёк.Лист кленовый увидал и весело ему сказал:«Я ручеёк».И

Слайд 38«11-словие»
Требования:
Состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных)
Расположено на

5 строках (1, 2, 3, 4, 1)
Первая строка – цвет,

качество (прилагательное)
2-я – о чём пишу (прилагательное + существительное)
3-я – тема расширяется (три слова)
4-я – о себе (четыре слова)
5-я строка – результат, вывод (одно слово)
«11-словие»Требования:Состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных)Расположено на 5 строках (1, 2, 3, 4, 1)Первая

Слайд 39Образец
Ивушка
Зеленокудрая
Тонкая Ивушка,
Ты склонилась задумчиво.
Я люблю твою нежность.
Любуюсь!

ОбразецИвушкаЗеленокудраяТонкая Ивушка,Ты склонилась задумчиво.Я люблю твою нежность.Любуюсь!

Слайд 40«Стихотворение по метафоре»
Требования:
состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определённой последовательности
последовательность:

цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний
первое слово каждой строки

– название стихотворения
«Стихотворение по метафоре»Требования:состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определённой последовательностипоследовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживанийпервое

Слайд 41Образец
Лето
Лето – это яркое солнце.
Лето – это сладкие яблоки.
Лето –

это запах сена.
Лето похоже на добрую фею.
Лето – это трели

соловья.
Лето – это радость отдыха.
ОбразецЛетоЛето – это яркое солнце.Лето – это сладкие яблоки.Лето – это запах сена.Лето похоже на добрую фею.Лето

Слайд 42ДАЙМОНД
Даймонд - творческая работа, по форме представляет 7-стишие.
Алгоритм составления:
Первая

и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.
Вторая строчка

– 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.
Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.
4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.
5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.
ДАЙМОНДДаймонд - творческая работа, по форме представляет 7-стишие. Алгоритм составления:Первая и последняя строчки представляют собой существительные –

Слайд 43Пример даймонда
День
Ясный, светлый
Радует, волнует, бодрит
День светел. Ночь темна.
Печалит, опустошает, усыпляет
Мрачная,

темная
Ночь.

Пример даймондаДеньЯсный, светлыйРадует, волнует, бодритДень светел. Ночь темна.Печалит, опустошает, усыпляетМрачная, темная Ночь.

Слайд 44СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ С ОПОРОЙ НА ПИРАМИДУ
1. Имя героя истории (человек,

животное, растение, предмет)
2. Два слова, описывающие героя
3. Три слова, описывающие

место события
4. Четыре слова с описанием проблемы (что произошло)
5. Пять слов о первом событии
6. Шесть слов о втором событии
7. Семь слов о развязке
СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ С ОПОРОЙ НА ПИРАМИДУ1. Имя героя истории (человек, животное, растение, предмет)2. Два слова, описывающие героя3.

Слайд 45СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПРЕДМЕТЕ, ЖИВОТНОМ, ЧЕЛОВЕКЕ, ЯВЛЕНИИ ПРИРОДЫ
Одно слово –

тема (то, о чём будет речь).
Два слова, которые отвечают на

вопросы какой? (какая? какое? какие?).
Три слова, которые отвечают на вопрос что делает? (что делал? и под.)
Четыре слова – предложение о своём отношении к предмету.
Одно слово – заключение.
СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПРЕДМЕТЕ, ЖИВОТНОМ, ЧЕЛОВЕКЕ, ЯВЛЕНИИ ПРИРОДЫОдно слово – тема (то, о чём будет речь).Два слова,

Слайд 46Возможные темы : друг, книга, компьютер, цветок, город и т.д.
Подснежник.
Чистый,

свежий.
Распускается, прислушивается, улыбается.
Радостно смотреть на него.
Весна!

Возможные темы : друг, книга, компьютер, цветок, город и т.д.Подснежник.Чистый, свежий.Распускается, прислушивается, улыбается.Радостно смотреть на него.Весна!

Слайд 49Приложений ГРУППА МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1 – знание теорий, концепций, методической системы, избранных

в качестве базовых для преподавания предмета;
2 – знание метаязыка, владение

системой понятий методики преподавания предмета;
3 – знание литературы и источников специальной методической информации;
4 – знание приёмов, методов, способов преподавания предмета;
5 – знание типологии упражнений, используемых при обучении предмету в принятой методической системе;
6 – знание учебников, программ, всей номенклатуры средств обучения.
Приложений ГРУППА МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 1 – знание теорий, концепций, методической системы, избранных в качестве базовых для преподавания

Слайд 50ГРУППА МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
7 - коммуникативно-обучающие;
8 – информационные;
9 - инструментальные;
10

- умения мотивации и стимулирования учебной деятельности;
11 – гностические;


12 - конструктивно-проектировочные;
13 – организационные умения.
ГРУППА МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ7 - коммуникативно-обучающие; 8 – информационные;9 - инструментальные;10 - умения мотивации и стимулирования учебной деятельности;

Слайд 51ДВА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
14 - формирование навыка в

опоре на знания о способах действия;
15 – приспосабливать действия

к новым условиям его исполнения путём наследования чужих действий.
ДВА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 14 - формирование навыка в опоре на знания о способах действия; 15

Слайд 52ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ УМЕНИЕМ
16 - репродуктивный;
17

– репродуктивно-конструкторский;
18 - собственно-конструкторский;
19 - конструкторско-творческий;


20 - творческий.
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ УМЕНИЕМ 16 - репродуктивный; 17 – репродуктивно-конструкторский; 18 - собственно-конструкторский; 19 - конструкторско-творческий;

Слайд 53ФОРМЫ, ПРИЁМЫ РАБОТЫ
21 – коммуникативный практикум;
22 –

коммуникативно-ситуативный тренинг;
23 – коммуникативное упражнение;
24 – учебная речевая

ситуация;
25 - интерактивные технологии обучения: кластер, пазл, двухчастный дневник, сравнительная диаграмма, целенаправленное чтение, Varia;
26 - «свободные тексты» («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» («словесная пирамида»), монофон, даймонд, «кинолента видений»).
ФОРМЫ, ПРИЁМЫ РАБОТЫ 21 – коммуникативный практикум; 22 – коммуникативно-ситуативный тренинг; 23 – коммуникативное упражнение; 24 –

Слайд 54Методический портфель педагога
как фиксатора его методических достижений (образцы самостоятельно выполненных

учителем во время прохождения курсов повышения квалификации работ репродуктивного, репродуктивно-конструкторского,

собственно конструкторского, конструкторско-творческого, творческого типа, компилятивного, поискового, исследовательского характера, проектного вида; материалы для коммуникативных практикумов и тренингов, алгоритмические предписания, критерии оценивания, образцы и т.п.)
Методический портфель педагогакак фиксатора его методических достижений (образцы самостоятельно выполненных учителем во время прохождения курсов повышения квалификации

Слайд 55Список литературы
1. Методическое пособие к дистанционному курсу повышения квалификации преподавателей

русского языка как иностранного: В 2-х частях: Часть I: Методика

преподавания русского языка как иностранного/ Под ред. Э.Г.Азимова.- М.: МАКС Пресс, 2004. – С.115-116.
2. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. – М.: ИТДГК Гнозис, 2001. – 270 с.
3. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – СП..: Питер, 2000. – 384 с.
Список литературы 1. Методическое пособие к дистанционному курсу повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного: В 2-х

Слайд 56продолжение
4. Бігич О.Б. Теорія і практика формування методичної компетенції вчителя

іноземної мови початкової школи: Навчальний посібник. – К.: Ленвіт, 2006.

– 200 с.
5. Шляпина Н.И. Компоненты профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка // Профессионально-методическая подготовка преподавателя иностранного языка: Сб. науч. Трудов. – М.: МГПИИЯ, 1986. – Вып.277. – С.78-88.
6. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. Пед.учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 512 с.

продолжение4. Бігич О.Б. Теорія і практика формування методичної компетенції вчителя іноземної мови початкової школи: Навчальний посібник. –

Слайд 57Список литературы
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. /

Изд. второе, доп., испр., и перераб. – М.: Просвещение, 2001.

– 384 с.
8. Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация // Іноземні мови. – 2002. - №4. – С.3-18.
9. Саломатов К.И. Психологическая характеристика методических учений в учебный работе учителя иностранного языка и условия их формирования // Проблемы профессионально-педагогической направленности в преподавании иностранного языка как специальности: Межвуз. Сб. науч. трудов. – Горький: ГПИ, 1985б. – С.3-4.

Список литературы 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / Изд. второе, доп., испр., и перераб.

Слайд 58продолжение
10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и

практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.
11.

Соосаар Н., Замковская Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I. – СПб: Златоуст, 2004. - 188 c.

продолжение10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999.

Слайд 59Коммуникативный практикум как продуктивное средство развития методической компетенции учителя
Мельникова Л.В.,

заведующая отделом гуманитарного образования
Донецкого облИППО

Коммуникативный практикум как продуктивное средство развития методической компетенции учителяМельникова Л.В., заведующая отделом гуманитарного образования Донецкого облИППО

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика