Слайд 1Северный морской путь
Презентацию подготовили:
Кондрашова Ксения, Тибилова Диана,
Брагина Кристина, Репин
Лев,
Марашев Муслим,
Новоселов Даниил, Казарян Самвел
Александр Лапшин
Слайд 2Особенности современного этапа развития СМП
Развитие транзитных функций СМП.
По транспортным
артериям СМП осуществляют завоз топлива и продуктов в пункты Российской
Арктики.
Большой интерес зарубежных судоходных компаний к Северному морскому пути.
Растущая активность газовых и нефтяных компаний в регионе Арктики и Ямала
Увеличением экспорта, при том, что доля импорта останется незначительной
Слайд 4Стейкхолдеры СМП
Стейкхоолдер - заинтересованная сторона, причастная сторона — физическое лицо
или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы
или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям
Слайд 5Компании работающие в арктике
Лидерами рейтинга устойчивого развития компаний, работающих на территории
Баренцева Евро-Арктического региона — «Полярный индекс Баренц-региона. Компании» являются нефтегазовые гиганты
"Роснефть" и "Лукойл. Далее: металлургические компании «Норникель» и "Северсталь", алмазодобывающая компания «Алроса» и химический холдинг «Фосагро».
Среди иностранных участников рейтинга — норвежские нефтегазовые компании Equinor и DEA Norge, работающая в Финляндии и Швеции горно-металлургическая компания Boliden Group и канадский производитель золота Agnico Eagle Mines, чьи производственные мощности расположены на севере Финляндии.
Слайд 6Конфликты интересов
Рост потенциала конфликтности. Милитаризация Арктики
Ограничение прав РФ и бизнеса
в Мировом океане. Рост напряжённости
Различия и конфликт интересов стейкхолдеров, действующих
в Арктике. В переосвоении Российской Арктики
Слайд 7Страны заинтересованные в арктике
1 Группа
Россия США Канада Гренладния Швеция,
Финляндия Норвегия
2 Группа
КНР и страны Брикс
3 Группа Азиатские
страны
Слайд 8Интересы Китая в Арктике
Активизация присутствия Китая в Арктике обусловливается наличием
залежей полезных ископаемых, новыми морскими путями и необходимостью проведения научных
исследований. Очевидные приоритеты – первые две составляющие, тогда как третья обеспечивает легитимизацию растущего китайского присутствия в Арктическом регионе. Пекин инвестирует в поисковые и разведывательные работы и активно участвует в освоении зарубежных нефтяных месторождений. Китайские технологии и капитал используются для приобретения нефтяных активов и освоения месторождений в разных регионах мира. КНР импортирует нефть и газ из более 30 стран: 56% китайского импорта нефти приходится на Ближний Восток, 27% – на Африку, 13,5% – на Азию и АТР, 3,5% – на Латинскую Америку. В данном контексте интерес Китая к арктическим нефтегазовым ресурсам вполне понятен. Однако следует учитывать, что сложность природно-климатических условий делает практическое освоение этих ресурсов вопросом будущего, причем не только для Китая, но и для самих арктических стран. Пока же китайские компании проявляют очевидный практический интерес к другим минеральным ресурсам в Арктике, прежде всего в скандинавском Заполярье.
Слайд 9Интересы Республики Корея в Арктике
Стремление Сеула добиться объективной оценки экономической
целесообразности коммерческого освоения Северного морского пути (СМП). Перспективы использования нового
полярного транспортного пути на Запад в значительной степени стимулируют дипломатическую и научную активность Республики Корея в регионе. Спрос на энергетические ресурсы, желание добиться диверсификации источников углеводородов, а также минерального сырья – еще один веский аргумент в пользу повышенного внимания южнокорейского государства и бизнеса к арктической зоне. Кроме того, растущие амбиции в Арктике других государств позволяют рассчитывать на их интерес к предлагаемым Республикой Корея технологиям и конкурентоспособной промышленной продукции. Другой комплекс проблем, привлекающих устойчивое внимание южнокорейских политических элит, связан с необходимостью поиска адекватных ответов на растущие экологические вызовы.
Слайд 10Интересы Японии в Арктике
Арктические маршруты морских перевозок имеют для страны
особое значение по нескольким причинам. Северный морской путь (СМП), соединяющий
Японию с Европой, с которой государство связывают наиболее интенсивные торговые потоки, на 40% короче, чем традиционный южный маршрут через Суэцкий канал. Так, протяженность маршрута из Иокогамы в Роттердам по южному пути составляет 20742 км, по северному – 12038 км114. Это означает существенную экономию времени и топлива, удешевление перевозок и повышение привлекательности северного маршрута. Например, если южный путь можно преодолеть за 40 дней, то северный – за 25115. К тому же южный маршрут сопряжен с дополнительными рисками: судам приходится идти через Южно-Китайское море, в котором в последние годы обострилась международная обстановка из-за территориальных споров, а также через Малаккский пролив, где по-прежнему остро стоит проблема морского пиратства. СМП, проходящий вдоль арктического побережья одной лишь России, в этом плане представляется гораздо более безопасным. Еще один важный мотив, определяющий повышенный интерес Японии к Арктике, – энергетическая безопасность. На Арктический регион приходится 13% разведанных мировых запасов нефти и до 30% запасов природного газа. Между тем 80% нефти, которая составляет 42% первичного энергобаланса Японии, поступает с Ближнего Востока по небезопасному южному маршруту. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г., когда перед страной остро встал вопрос диверсификации источников поставок, политическое руководство поставило задачу повысить долю Японии в разработке месторождений за рубежом