Слайд 1«Учебный план - основной механизм реализации ООП начального и основного
общего образования»
Слайд 2В условиях реализации федерального государственного стандарта общего образования в общеобразовательном
учреждении проблема формирования учебного плана, как части основной образовательной программы
соответствующей ступени образования особенно актуальна.
Это объясняется тем, что существенно меняются подходы к конструированию учебного плана, наполнению содержания, связанные с особенностями основной образовательной программы соответствующей ступени образования конкретного образовательного учреждения, его условиями и спецификой.
Слайд 31. Нормативные правовые основы разработки учебного плана соответствующей ступени образования.
Слайд 41. Нормативные правовые основы разработки учебного плана соответствующей ступени образования.
Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. №273
- ФЗ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Слайд 51. Нормативные правовые основы разработки учебного плана соответствующей ступени образования.
1.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от
19.03.2001 года № 196 (с изменениями),
п.41 «Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий».
Слайд 61. Нормативные правовые основы разработки учебного плана соответствующей ступени образования.
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»:
часть 5 статьи 12 «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное»;
- часть 10 статьи 13 «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Слайд 71. Нормативные правовые основы разработки учебного плана соответствующей ступени образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п. 19.3);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.3.1);
Слайд 81. Нормативные правовые основы разработки учебного плана соответствующей ступени образования.
3.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г.
№ 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:
«…..Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.
Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения».
Слайд 9ФГОС НОО (п. 19.3) и ФГОС ООО (п. 18.3) определяет
требования к учебному плану, детализация его представлена
в ООП НОО
и ООП ООО
I.
I I.
Базисный (примерный) учебный план = статусу БУП – 2004
Базисный (примерный) учебный план - основа
для конструирования учебного плана ОУ
не может служить основой разработки
регионального базисного плана для ОУ,
реализующих ФГОС НОО и ФГОС ООО, так как такого плана
быть не может.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ
Слайд 10 2. Сравнительный анализ учебного плана в условиях реализации ФГОС
общего образования и федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Слайд 111-3 классы
ФГОС НОО
4, 7-11 классы
ФКГОС, утвержденный приказом
Минобразования России от
05.03.2004 №1089.
5-6 классы
ФГОС ООО
3 учебных плана – в рамках
ФГОС
НОО, ФГОС ООО и ФКГОС
Актуальность вопроса вызвана
Слайд 12Особенности формирования учебного плана ОУ в рамках реализации ФКГОС
Слайд 13
Анализ сайтов
органов управления в сфере образования
регионального и муниципального
уровней, ОО показал
- в отдельных субъектах РФ утверждаются
базисный учебный
план для ОУ, реализующих ООП НОО,
базисный учебный план для ОУ, реализующих ООП ООО,
методические рекомендации / указания по формированию
учебных планов
- в большинстве образовательных учреждениях
имеется в основном один учебный план («микс» или
«симбиоз» 2-3 –х действующих учебных планов),
отсутствует план на начальную ступень образования в рамках
ФГОС НОО,
отсутствует план на основную ступень образования в рамках
ФГОС ООО
Слайд 14
Сравнительный анализ
учебного плана в условиях реализации
ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФКГОС
Слайд 15
Сравнительный анализ
учебного плана в условиях реализации
ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФКГОС
Слайд 16
Сравнительный анализ
учебного плана в условиях реализации
ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФКГОС
Слайд 17
Сравнительный анализ
учебного плана в условиях реализации
ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФКГОС
Слайд 18
Сравнительный анализ
учебного плана в условиях реализации
ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФКГОС
Слайд 19
Сравнительный анализ
учебного плана в условиях реализации
ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФКГОС
Слайд 20Подходы к конструированию
учебного плана в условиях реализации ФГОС НОО
Слайд 21Подходы к конструированию
учебного плана в условиях реализации ФГОС ООО
Слайд 22Особенность формирования учебного плана основного общего образования в условиях реализации
ФГОС НОО и ФГОС ООО заключается в том, что он
в соответствии с требованиями стандарта к структуре ООП НОО и ООП ООО входит в состав организационного раздела.
II. Учебный план ОУ обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
III. Основная образовательная программа начального и основного общего образования ОУ в соответствии со стандартом может включать как один, так и несколько учебных планов на перспективу (4 и 5 лет) и текущий учебный год (1 год).
Некоторые детали
конструирования учебного плана в рамках ФГОС
Слайд 23Важно!
Руководитель ОУ должен привлекать всех участников образовательного процесса и к
разработке учебного плана, и к его обсуждению.
Так, например, согласно
пункту 5 ст. 47 №273-ФЗ, педагогические работники имеют право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
Некоторые детали
конструирования учебного плана в рамках ФГОС
Слайд 243. Этапы деятельности участников образовательных отношений по формированию учебного плана
ОУ.
Слайд 25Примерные этапы деятельности
по формированию учебного плана школы
Слайд 26Примерные этапы деятельности
по формированию учебного плана школы
Слайд 274. Содержание и структура учебного плана ОУ.
Слайд 28фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам;
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный
план начального общего образования
Слайд 29Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
!!! Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса + внеурочная деятельность, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
др.
Учебный
план начального общего образования
Слайд 30Пункт 19.3. ФГОС НОО определяет предметные области
Филология
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Искусство
Технология
Физическая культура
Учебный
план начального
общего образования
Слайд 31• состав учебных предметов;
• недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам, учебным предметам;
• максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
• направления внеурочной
деятельности и количество часов на их реализацию.
Учебный план ПООП НОО
является основой для разработки учебного плана ОУ.
в котором отражаются и конкретизируются основные
показатели учебного плана (примерного):
Слайд 32вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся
на русском языке;
вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых
обучение
ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых
обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе
в образовательных учреждениях субъекта РФ, в которых законодательно установлено государственное
двуязычие.
Учебный
план начального общего образования
Слайд 34 определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации;
фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
Учебный план
основного общего образования
Слайд 35Учебный план
основного общего образования
Пункт 18.3.1.ФГОС ООО, определяет обязательные предметные
области и учебные предметы:
Филология (русский язык, родной язык, литература, родная
литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
Математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
Основы духовно-нравственной культуры народов России;
Естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
Искусство (изобразительное искусство, музыка);
Технология (технология);
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Слайд 36
• состав учебных предметов;
• недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам, учебным предметам, а также внеурочную деятельность;
• максимально допустимая
недельная нагрузка обучающихся;
• направления внеурочной деятельности.
Учебный план ПООП ООО
является основой для разработки учебного плана ОУ,
в котором отражаются и конкретизируются основные
показатели учебного плана (примерного):
Слайд 37Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих
основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации) + внеурочная деятельность
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:
— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
— внеурочную деятельность.
Учебный план
основного общего образования
Слайд 38— варианты 1,2 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся
на русском языке;
— вариант 3 — для общеобразовательных учреждений, в которых
обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
— вариант 4 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие.
Учебный план
основного общего образования
Слайд 39Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 1
Слайд 40Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 1
Слайд 41Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 1
Слайд 42Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 2
Слайд 43Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 2
Слайд 44Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 2
Слайд 45Учебный план состоит:
Титульный лист
Пояснительная записка
Сетка часов
Рекомендации по оформлению учебного плана
(ФГОС
ОО)
Слайд 46Образец титульного листа учебного плана
(ФКГОС и(или) общего)
«Утверждаю»
Директор ОУ «СОШ № _____»
. _______________ Ф.И.О.
. Приказ №______ от
«______» ________ 200_ г.
Учебный план
ОУ «Средняя общеобразовательная
школа № _______»
(____ - _____ классы)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 00 от 00.00.0000 г.
Рассмотрено на заседании
Управляющего совета
протокол № 00 от 00.00.0000 г.
20___-20___ учебный год
Слайд 47Образец 1
Пояснительная записка состоит из следующих составляющих:
I. Общие положения
II. Учебный
план начального общего образования
III. Учебный план основного общего образования
IV. Учебный
план среднего (полного) общего образования
Структура
пояснительной записки к учебному плану.
Слайд 48Образец 2
Вариант пояснительной записки
Общая характеристика учебного плана: целевая направленность, стратегические
и тактические ориентиры обновления его содержания.
Научные идеи и принципы, положенные
в основу содержания учебного плана.
Общая характеристика инвариантного и школьного компонентов учебного плана. Программы, составляющие основу учебного плана, и их основные характеристики.
Ожидаемые результаты нововведений, предусмотренных учебным планом.
Структура
пояснительной записки к учебному плану.
Слайд 49
Пояснительная записка состоит из следующих составляющих:
I. Общие положения
II. Учебный план
начального общего образования
III. Учебный план основного общего образования
IV. Учебный план
среднего (полного) общего образования
Структура
пояснительной записки к учебному плану (ФКГОС)
Слайд 50
Пояснительная записка состоит из следующих составляющих:
I. Общие положения
II. Учебный план
начального общего образования
Структура
пояснительной записки к учебному плану НОО.
Слайд 51
Учебный план начального общего образования (перспективный).
Титульный лист учебного плана начального
общего образования.
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования.
1. Общие
положения (цели и задачи начального общего образования).
2. Учебный план начального общего образования (цели и задачи начального общего образования, конкретизированные в зависимости от специфики и направленности учебной и внеучебной деятельности ОУ).
3. Сетка часов учебного плана начального общего образования на 4 года (срок освоения ступени начального общего образования) (УП П.doc).
Подходы к разработке учебного плана
(на примере начального общего образования)
Слайд 52Образец титульного листа учебного плана ФГОС НОО
«Утверждаю»
Директор ОУ «СОШ № _____»
. _______________ Ф.И.О.
. Приказ №___
от « ____-» _____ 200_ г.
Учебный план
начального общего образования (1- 3 классы)
ОУ «Средняя общеобразовательная
школа № _______»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 00 от 00.00.0000 г.
Рассмотрено на заседании
Управляющего совета
протокол № 00 от 00.00.0000 г.
200_-200_ учебный год
В данном случае, № приказа на титульном
листе должен быть тот, который присвоен
приказу по ОУ «О внесении изменений в
основную образовательную программу
начального общего образования
ОУ «СОШ №00»»
Слайд 53Пояснительная записка
к перспективному учебному плану начального ОО
1. Общие положения.
1.1.
Перспективный учебный план начального общего образования является нормативным документом, определяющим
максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на освоение содержания образования, по классам / годам, учебным предметам по классам и параллелям.
1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют
1.3. Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей по направлениям образования и развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) организуется внеурочная деятельность.
1.4. …
Слайд 54Пояснительная записка
к перспективному учебному плану начального ОО
2. Учебный план
начального общего образования.
2.1. При разработке перспективного учебного плана учитываются цели
и задачи деятельности образовательного учреждения, сформулированные в основной образовательной программе начального общего образования ОУ, программе развития ОУ (при желании цели и задачи можно прописать).
2.2. Перспективный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
2.3. Обязательная часть перспективного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения (особенности необходимо отразить в данном пункте).
Обязательная часть перспективного учебного плана ОУ «СОШ №00» отражает содержание образования (отметить особенности и т.п.), которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования (ниже представлены общие цели, а необходимо отразить «свои», специфичные):
Слайд 55Пояснительная записка
к перспективному учебному плану начального ОО
2. Учебный план
начального общего образования.
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
…
2.4. Часть перспективного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
…
Слайд 56Пояснительная записка
к перспективному учебному плану начального ОО
2. Учебный план
начального общего образования.
2.5. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей
с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) разработаны индивидуальные учебные планы (приложение к учебному плану).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
2.6. Перспективный учебный план начального общего образования имеет следующие особенности:
отражает особенности образовательной среды ОУ «СОШ №00», выражающиеся в …..;
отражает особенности содержания образовательной системы / системы УМК / системы учебников, реализуемых в ОУ (прописать);
…
2.7. Внеурочная деятельность на ступени начального общего образования организуется в соответствии с диагностикой обучающихся и их родителей (законных представителей), а также спецификой ОУ по следующим направлениям
…
Слайд 57Сетка часов учебного плана начального общего образования (перспективного)
Слайд 58Приложение к перспективному учебному плану начального общего образования
Слайд 59Подходы к разработке учебного плана
(на примере начального общего образования)
Учебный план
начального общего образования МОУ «СОШ № 00» на 20__-20__ учебный
год (текущий).
Титульный лист учебного плана начального общего образования ОУ «СОШ № 00» на 20__-20__ учебный год.
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ОУ «СОШ № 00» на 20__-20__ учебный год.
1. Общие положения (цели и задачи начального общего образования на текущий учебный год).
2. Учебный план начального общего образования (цели и задачи начального общего образования, конкретизированные по классам (параллелям) в зависимости от специфики и направленности учебной и внеучебной деятельности ОУ в текущем учебном году).
3. Сетка часов учебного плана начального общего образования ОУ «СОШ № 00» на 20__-20__ учебный год.
Слайд 601. Общие положения.
1.1. Учебный план начального общего образования ОУ «СОШ
№ 00» на 20__-20__ учебный год является нормативным документом, определяющим
распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, максимальный объём обязательной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования.
1.2. Учебный план начального общего образования ОУ «СОШ № 00» на 20_-20_ учебный год разработан на основе перспективного учебного плана начального общего образования.
1.3. Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяются требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебным(и) планам(и) реализуемой(ых) образовательной(ых) систем(ы) / системой УМК / системой учебников, целями, задачами и спецификой образовательной деятельности ОУ «СОШ № 00», сформулированными в Уставе ОУ «СОШ № 00», основной образовательной программе начального общего образования ОУ.
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 00» на 20__-20__ уч. год
Слайд 611. Общие положения.
1.4. Ступень начального общего образования ОУ «СОШ №
00» в 20_-20_ учебном году работает в следующем режиме
продолжительность учебного
года – в 1-х классах 33 учебные недели, во 2-4-х классах 34 учебные недели;
продолжительность учебной недели – в 1-х классах 5 дней, во 2-4 классах _____ дней;
обязательная недельная нагрузка обучающихся – в 1-х классах 21 час, во 2-4-х классах 23 часа при 5-ти дневной учебной неделе, 26 часов при 6-ти дневной учебной неделе;;
продолжительность урока – в 1-х классах 35 минут в первом полугодии, 45 минут во втором, во 2-4 классах _____ минут;
…
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 00» на 20__-20__ уч. год
Слайд 621. Общие положения.
1.5. Учебный план включает две части: обязательную и
формируемую участниками образовательного процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных
предметов обязательных предметных областей; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает курсы, предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами, а также, отражающие специфику ОУ.
1.6. …
Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 00» на 20__-20__ уч. год
Слайд 63Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 00» на 20__-20__ уч. год
2. Учебный план
начального общего образования ОУ «СОШ № 00».
2.1. Содержание образования на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ № 00» реализуется средствами образовательной системы «……» / учебно-методическим комплексом «…..» / системами учебников и/или учебниками, принадлежащими к завершенным предметным линиям (указать какими):
…
2.2. Учебным планом ОУ предусмотрено следующее распределение часов части, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с диагностикой, проводимой администрацией ОУ:
во 2 классах
учебные занятия по … (отдельным учебным предметам обязательной части) с целью …;
учебные занятия по …, обеспечивающие различные интересы обучающихся (указать какие);
занятия по …, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся (указать особенность, специфику).
Слайд 64Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 00» на 20__-20__ уч. год
2.3. В начальных
классах производится деление на подгруппы при организации занятий:
по иностранному языку;
…
2.4. …
2.5. Организация внеурочной деятельности МОУ «СОШ № 00» на 20__-20__ учебный год представлена в приложении к учебному плану.
2.6. …
Слайд 65Сетка часов учебного плана начального общего образования ОУ «СОШ №
00» на 20__-20__ учебный год.
Учебный план начального общего образования
на 20__-20__
учебный год
1 классы
Слайд 66Приложение к учебному плану начального общего образования ОУ «СОШ №
00» на 20__-20__ учебный год
Слайд 673. Сетка часов учебного плана основного общего образования (перспективного)
Слайд 683. Сетка часов учебного плана основного общего образования (перспективного)
Слайд 69Учебный план основного общего образования
на 20__-20__ учебный год
5 классы
Слайд 70Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
(СанПиН 2.4.2.2821-10)
Слайд 7110.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня
должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов настоящих санитарных правил).
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
(СанПиН 2.4.2.2821-10)
Слайд 7210.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов настоящих санитарных правил).
10.8.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
(СанПиН 2.4.2.2821-10)
Слайд 7310.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна
превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность
регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.
10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
(СанПиН 2.4.2.2821-10)
Слайд 7410.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только
в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3 разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
(СанПиН 2.4.2.2821-10)
Слайд 75Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями
установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста
приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Слайд 76Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Поэтому распределение учебной
нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее
объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Слайд 77Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов
Слайд 78Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9
классах
Слайд 79Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9
классах
Слайд 80Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11
классах
Слайд 81Практический аспект
по формированию учебных планов
Слайд 82ФГОС НОО Учебный план I ступени ОУ
«СОШ № ……»
Слайд 83ФГОС НОО Учебный план I ступени ОУ
«СОШ № ……»
Слайд 84ФКГОС
Учебный план I ступени ОУ «СОШ № ……»
Слайд 85 ФКГОС
Учебный план II ступени ОУ «СОШ № ……»
Слайд 86ФКГОС
Учебный план III ступени ОУ «СОШ № ……»
Слайд 87 Губанова Е.В. Нормативное обеспечение учебного процесса в общеобразовательном учреждении:
вопросы обновления содержания образования и конструирование учебного плана. - Саратов:
ООО Изд-во «Научная книга». 2007. - 80 с.
Губанова Е.В. Формирование образовательного плана образовательного учреждения. - Саратов: Изд-во ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 72 с.
Губанова Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов (практический аспект - М.: Сентябрь, 2012. — 224 с.
Губанова Е.В., Логвинова И.М. Конструирование учебного плана образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО // Управление начальной школой. 2013. - №8.– С.5 – 18
Губанова Е.В., Логвинова И.М. Особенности формирования (конструирования) учебного плана образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ООО // Справочник заместителя директора школы. 2013. №6. – С.5-21
Литература
Слайд 886. Губанова Е.В. Формирование учебного плана для специальных (коррекционных) классов
начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. - №12.–
С.8-13
7. Губанова Е.В. Циклограмма приказов образовательного учреждения на учебный год // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2013. №8 – С.57-68
8. Содержание образования в условиях совершенствования системы оценки качества образования// Справочник заместителя директора школы. 2013. №10. – С.35-56
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М., 2010.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. №05-2680
Литература