Слайд 1Северо-Западный институт управления
Дисциплина
«Культурные ценности в таможенном деле»
(заочная форма обучения)
4
лекции., 8 семинары, 87 - с.р., экзамен
Эмирова Аделина Евгениевна ,
к.э.н., доцент
+7 905-285-72-57
+7 931-972-88-18
emir288@yandex.ru
Слайд 2учебная литература:
Основная литература
1. Борьба таможенных органов Российской Федерации с контрабандой
культурных ценностей [Электронный ресурс] : учеб. пособие / [Н.Е. Симонов
и др.] ; Федер. тамож. служба, Главное упр. по борьбе с контрабандой, Гос. казен. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. тамож. акад.". - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан. - М. : Рос. тамож. акад., 2011. - 246 c. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=340963
Дополнительная литература
1. Актуальные вопросы таможенного дела, экономики и управления в сфере культуры : сб. науч. трудов преподавателей, выпускников и студентов Моск. гос. ин-та культуры / под науч. ред. Л. В. Устюжаниной. - М. : Русайнс, 2016. - 279 c.
2. Жуков, Юрий Николаевич. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры, 1917-1920 гг. / Ю.Н. Жуков ; отв. ред. Н.М. Катунцева ; Акад. наук СССР, Ин-т истории СССР. - М. : Наука, 1989. - 304 c
3. Гуркина, Нина Константиновна. Охрана культурного наследия в России: история и современность : учеб. пособие / Н.К. Гуркина, А.П. Исаев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Сев.-Зап. акад. гос. службы". - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2011. - 111 c.
Слайд 3Нормативные правовые документы
Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г.
N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"
Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 13.05.2008 № 66-ФЗ; от 14.07.2008 № 118-ФЗ).
«О вывозе и ввозе культурных ценностей» Федеральный закон от 15.04.1993 № 4804-1 (с изменениями на 28 декабря 2017 года) редакция, действующая с 30 марта 2018 года)
Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей"
Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей: письмо Правительства РФ от 27.04.2001 № 322 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 3.10.2002 № 731; от 21.07.09 № 595).
О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»: приказ Россвязьохранкультуры РФ от 14.03.2008 № 117.
Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и Положения о порядке ввоза и (или) вывоза этих товаров: Товары, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30)
Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей. документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (приложение № 8 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30) (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.10.2015 № 131)
Слайд 4Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в дисциплину
Тема 2. Проблема сохранения
культурных ценностей в мировой истории
Тема 3. Охрана культурных ценностей в
России (развитие идеи и государственная политика)
Тема 4. Разработка основ государственной политики России в сфере охраны культурных ценностей в постсоветский период. Таможенный контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей
Тема 5. Культурное достояние России. Категории культурных ценностей
Слайд 5Международное регулирование
культурных ценностей
Конвенция о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта (14 мая 1954 г.);
Конвенция о мерах, направленных
на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.);
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.);
Конвенция об охране подводного культурного наследия (2 ноября 2001 г.)
Международный этический кодекс торговли культурными ценностями 1999 г.
Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (24 июня 1995 г.)
Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.)
Слайд 6Правовое регулирование культурных ценностей
регионального уровня
- Соглашение СНГ от 15
апреля 1994 г. о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания
и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утв. Решением глав правительств государств – участников СНГ 9.10.1997 г.
Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (пункт 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами)
Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей. документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (приложение № 8 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30) (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.10.2015 № 131)
Слайд 7Сохранение культурного наследия
Слайд 8Сохранение культурного наследия
№ 73-ФЗ
Слайд 10Структура ФЗ от 15.04.1993 № 4804-1 О вывозе и ввозе
культурных ценностей (с изменениями на 28 декабря 2017 года) (редакция,
действующая с 30 марта 2018 года
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей - Утратил силу
Раздел III. Ввоз и временный ввоз культурных ценностей
Раздел IV. Вывоз и временный вывоз культурных ценностей
Раздел V. Предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей и незаконной передачи права собственности на них
Раздел VI. Сборы и платежи - Утратил силу
Раздел VII. Ответственность за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей - Утратил силу
Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры - Утратил силу
Раздел IX. Заключительные положения
Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, а также на развитие международного культурного сотрудничества, взаимного ознакомления народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга.
Закон основывается на принципе единого таможенного пространства и устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории РФ, применяемый ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности. Определены основные понятия, используемые в документе.
Слайд 11Основные изменения в законе «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
действующие с 30 марта 2018 года (1)
Согласно изменениям, в отношении
стран - членов союза перемещение ценностей регулируется правом ЕАЭС.
Также закон прописывает порядок ввоза и вывоза культурных ценностей и порядок их возврата после временного вывоза. В частности, устанавливается, что физическим лицам для вывоза культурных ценностей для личного пользования необходимо получить соответствующее разрешение Минкультуры России.
Также вводится новая категория культурных ценностей, постоянный вывоз которых из России будет запрещен: это культурные ценности, имеющие особое значение.
Устанавливается перечень документов, необходимых для выдачи разрешительных документов на вывоз и временный вывоз культурных ценностей, а также перечень оснований для отказа в выдаче разрешительных документов.
Вводится аттестация экспертов по культурным ценностям и появится реестр этих специалистов.
Слайд 12Основные изменения в законе «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
и «Налоговом кодексе» (2)
В целях освобождения лиц от уплаты таможенных
платежей законом упрощается ввоз культурных ценностей. Например, теперь экспертиза ввозимых культурных ценностей будет проводится по желанию заявителей.
Устанавливаются обязательные требования к страхованию временно вывозимых культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях и архивах.
Предусматривается создание Совета по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями, который будет принимать участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере. В его состав войдут представители музейного сообщества (их будет не менее 50% в составе), органов власти, а также деятели культуры и независимые эксперты.
Установлен новый порядок и размер взимания государственной пошлины за выдачу разрешительного документа на вывоз и временный вывоз культурных ценностей.
Вводится новый вид государственной пошлины - за выдачу паспорта на музыкальный инструмент.
Вводятся налоговые льготы негосударственным организациям, осуществляющим ввоз культурных ценностей, при наличии экспертного заключения, содержащего вывод об отнесении ввозимого предмета к культурным ценностям.
Слайд 13Пересмотрены размеры госпошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз
культурных ценностей из России ( вступили в силу 29 января
2018 года) :
физическим лицам - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1 000 000 рублей;
физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическим лицам - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;";
за выдачу уведомления, подтверждающего, что в отношении культурных ценностей правом Евразийского экономического союза НЕ установлен разрешительный порядок вывоза, - 3 000 рублей;
за выдачу паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок - 1 500 рублей;
за выдачу удостоверения эксперта по культурным ценностям - 4 000 рублей.
При этом из ст. 333.34 НК РФ исключена норма о порядке исчисления и особенностях уплаты госпошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей
Слайд 15Понятие культурных ценностей
Впервые определение культурных ценностей было дано в Гаагской
конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта». Она установила, что культурными ценностями признаются предметы, независимо от их происхождения и владельца
культурные ценности - движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение;
культурные ценности, имеющие особое значение, - культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение;
коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных движимых предметов, которые независимо от отнесения к культурным ценностям каждого из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное, научное или культурное значение;
Слайд 16Культурные ценности имеют следующие особенности:
их приобретают. Большая часть человеческого
поведения обусловлена обучением. Культурные ценности определяют и направляют поведение потребителей
через установленные культурные нормы;
они адаптивны (эволюционируют вместе с развитием общества);
они очерчивают рамки, в которых думает и действует большинство потребителей;
их влияние часто не осознается. Человек ведет себя, думает и чувствует в манере, согласованной с другими членами той же культуры, потому что это представляется правильным;
они передаются из поколения в поколение.
Слайд 21ЕТН ВЭД содержит в себе товарную группу
97 – «Произведения
искусства, предметы коллекционирования и антиквариат»
шесть товарных позиций:
9701100000 – Картины,
рисунки и пастели;
9701900000 – Прочие;
9702000000 – Подлинники гравюр, эстампов и литографий;
970300000 – Подлинники скульптур и статуэток из любых материалов;
9704000000 – Марки почтовые или марки госпошлин, знаки почтовой оплаты и др.;
9705000000 – Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии, или нумизматике;
9706000000 – Антиквариат возрастом более 100 лет.
Слайд 22Международная торговля культурными ценностями
Международная торговля культурными ценностями является одной из
наиболее спорных сфер международного права. Это связано с особым характером
объекта отношений в данной сфере – предметов культуры.
Тенденции на рынке предметов искусства:
1) повышение спроса на такие предметы в связи с желанием ценителей искусства не только обогатить свой духовный мир, но и выгодно инвестировать свои средства;
2) расширение экономического оборота в связи с увеличением интенсивности рыночных отношений в мире;
3) интернационализация связей в рамках торговли культурными ценностями.
Слайд 23Участники международной торговли культурными ценностями
Государства. Принято различать "страны происхождения культурных
ценностей" (это страны, которые являются основными поставщиками предметов культуры на
мировой рынок; как правило, это развивающиеся государства – страны Латинской Америки, Африки и т. д.) и "страны – рынки сбыта" (к ним относятся развитые государства: США, Германия, Великобритания, Канада, Япония).
Частные лица. Юридические лица – музеи, галереи – и физические лица – коллекционеры, торговцы культурными ценностями, а также специалисты, интересующиеся этой областью, – археологи, историки, этнологи.
Названный баланс устанавливается в основном правовом механизме регулирования международной торговли культурными ценностями, который государства чаще всего используют при перемещении культурных ценностей.
Экспортный контроль – система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю вывоза тех или иных товаров. Одним из первых примеров законодательного закрепления института экспортного контроля может служить акт, изданный Папой Пием II в 1464 г. в отношении папских владений. Широкое распространение такие акты получили лишь в XX в.
Основными международно-правовыми актами, устанавливающими стандарты контрольных механизмов, считаются Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. и Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г. Необходимо отметить, что именно в этих конвенциях закреплена обязанность государств-участников установить разрешительный порядок вывоза культурных ценностей. Большинство стран привело свое экспортное законодательство в соответствие с положениями этих международно-правовых договоров.
Слайд 24Таможенное регулирование торговли и перемещений культурных ценностей
вывоз культурных ценностей -
перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не
являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного ввоза;
ввоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного вывоза;
временный вывоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок;
временный ввоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного вывоза;
Слайд 25Таможенное регулирование торговли и перемещений культурных ценностей
незаконные вывоз и ввоз
культурных ценностей - вывоз культурных ценностей или ввоз культурных ценностей,
осуществленные с нарушением законодательства Российской Федерации, права Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации;
уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры;
экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по культурным ценностям), в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.
Слайд 26Сущность контрабанды Термин «контрабанда» означает обман таможни, состоящий в перемещении
товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. Такое определение
дается в Международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений», принятой в Найроби 9 июня 1977 г. Исследование правоохранительной практики позволяет утверждать, что в сфере нелегального оборота культурных ценностей функционируют специально подготовленные преступные группировки, действующие со строгим распределением криминального труда по следующей схеме: заказ – хищение – доставка к границе – контрабандный вывоз – передача заказчику. Совершаются эти действия в условиях глубокой конспирации и с использованием коррумпированных связей по обе стороны границы. Криминальные схемы и способы незаконного перемещения культурных ценностей постоянно совершенствуются и зачастую носят международный характер, когда организатор, отправитель и получатель находятся не только в России, но и за рубежом. Незаконные операции приносят преступникам большие прибыли, которые направляются на финансирование новых преступлений. Об этом свидетельствуют следующие данные: на территории СНГ насчитывается порядка 30 преступных группировок, которые занимаются контрабандой и торговлей предметами старины и искусства
Слайд 27Контрабанда культурных ценностей
количество попыток контрабандного вывоза культурных ценностей остается на
достаточно высоком уровне;
в большинстве своем через государственную границу незаконно перемещаются
предметы, ранее похищенные из музеев или иных мест их хранения;
достаточно часто вывозятся не отдельные предметы, а целые коллекции;
транзитными странами для вывоза культурных ценностей из России в основном являются Финляндия, Беларусь, Закавказье;
Сокрытие ценностей производится, как правило, в 52 % случаев в багаже пассажиров,
20 % — в личных вещах,
15 % — в транспортных средствах,
в одежде — 5 %,
в грузах — 3 %;
наиболее часто предметами контрабанды культурных ценностей бывают иконы, старинные монеты, ордена и медали, рукописи, старопечатные и редкие книги, часы, картины, предметы религиозного культа и т. д.
Слайд 28Незаконное перемещение через таможенную границу культурных ценностей в крупном размере
(если их стоимость, превышает 100 тысяч рублей) признается преступлением, ответственность
за которое предусмотрено статьей 226.1 Уголовного кодекса РФ:
по ч. 1 – наказанием в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового;
по ч. 2 – наказанием в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового (за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 226.1 УК РФ совершенное: а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль);
по ч. 3 – наказанием в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового (за деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 226. 1 УК РФ совершенные организованной группой).
Если стоимость культурных ценностей менее 100 тыс. рублей лица, незаконно перемещающие культурные ценности, привлекаются к административной ответственности по ст. 16.1 или 16.2 КоАП РФ.
Слайд 29Основными чертами, относящимися к состоянию и динамике контрабанды культурных ценностей
являются следующие: - количество попыток совершения данного преступления остается на
стабильном уровне; - высокая степень латентности данного преступления; - высокая степень общественной опасности контрабанды культурных ценностей; - частое совершение данного преступления в соучастии, более того, организованными группами; - международный характер контрабанды культурных ценностей; - проблема контрабанды культурных ценностей является таковой не только для России и для иных государств с богатым культурным наследием, как правило, не относящимся к странам с развитой экономикой.