Слайд 1СФ Европейский Университет
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА БИЗНЕСА
Подготовила студентка
Первого курса
Группы У-11з
Кучапина Анастасия
2013 год.
Слайд 2Что такое корпоративная социальная ответственность (КСО) ?
КСО определяется как ведение
бизнеса таким образом, чтобы соответствовать либо превышать этические, коммерческие или
публичные ожидания общества от бизнеса.
КСО – это ответственность бизнеса перед деловыми партнерами, сотрудниками, акционерами, перед местными сообществами и населением.
Слайд 3Корпоративная социальная ответственность
представляет собой добровольный вклад в развитие общества в
социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с
основной деятельностью компании и выходящий за рамки существующих юридических и этических норм.
Слайд 4ТИПОВЫЕ УСТАНОВКИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Соответствие
стратегии компании государственной экономической политике
Использование интеллектуального потенциала компании в
работе над общественно значимыми проектами
Выработка совместных решений c региональными администрациями об участии в развитии территорий
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Соблюдение правовых и общепринятых морально-этических норм ведения бизнеса
Развитие конструктивного диалога с заинтересованными сторонами, добровольный и целенаправленный вклад в развитие социального прогресса, стремление действовать в русле идей «корпоративного гражданства»
В ОТНОШЕНИИ ПАРТНЕРОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Компания - надежный поставщик качественной продукции
Построение взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений, развитие стратегического сотрудничества
Приоритет партнерам, разделяющим видение компанией принципов КСО
В ОТНОШЕНИИ ПЕРСОНАЛА
Обеспечение безопасных методов работы и условий труда
Справедливая и конкурентоспособная оплата труда, достойный социальный пакет, широкие возможности раскрытия способностей и развития компетенций сотрудников
Распространение ответственности компании на ветеранов предприятий и членов семей работников
В ОТНОШЕНИИ МЕСТНЫХ
СООБЩЕСТВ
Способствование гармоничному социально-экономическому развитию территорий и улучшению жизнедеятельности населения
Реагирование на нужды и проблемы различных общественных групп, участие в благотворительной и спонсорской деятельности
Ответственное природопользование и минимизация воздействия на окружающую среду, следование международным стандартам
КОМПАНИЯ
Слайд 5
Два подхода к социальной ответственности бизнеса:
1)Концепция «корпоративного эгоизма» (узко экономический
подход);
2)Концепция «корпоративного альтруизма» (более широкий подход с точки зрения «держателей
интереса».
Слайд 6Концепция «корпоративного эгоизма» (М. Фридман)
Связан с концепцией акционерного капитала: бизнес
- организации должны служить прежде всего экономическим интересам своих собственников
- акционеров, т.е. стремиться к получению максимальных прибылей при условии соблюдения правил ведения бизнеса, устанавливаемых обществом.
Слайд 7Концепция «корпоративного альтруизма» (П. Друкер)
Этот подход состоит в том,
что корпорации несут не только экономическую, но и социальную ответственность,
как перед акционерами, так и перед другими заинтересованными группами. Идея концепции заинтересованных групп заключается в том, что предприятие при достижении целей и реализации стратегии в той или иной мере зависит от участия и ресурсов указанных групп. В свою очередь эти группы интересов нуждаются во встречных услугах, чтобы осуществить свои цели.
Слайд 8Две точки зрения на концепции социальной ответственности бизнеса
Первая —
это минимизация бизнес-рисков, т. е. идентификация и заполнение всех пробелов,
которые существуют во взаимоотношениях компании и общества.
Вторая — превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса.
Слайд 9Социальная ответственность корпораций проявляется перед:
Заказчиками: как можно лучше удовлетворять потребности
покупателей, гарантировать добросовестную конкуренцию между предприятиями;
Сотрудниками: стремиться к обеспечению
рабочих мест, повышению реального дохода и гуманизации труда;
Инвесторами (акционерами): обеспечивать им начисление доходов на вложенный капитал, выплату дивидендов, премии за риск;
Обществом в целом: обеспечивать сохранение окружающей среды, развивать программы образования, здравоохранения, вкладывать средства в борьбу с преступностью, наркоманией. Корпорации должны создавать такое положение, при котором предприятие благодаря своей способности уплачивать налоги обеспечивало бы всему обществу возможность выполнения своих задач.
Слайд 10Корпоративная социальная ответственность
отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно
пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых
с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых, в основном, за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышение качества продукции и услуг и др.), улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.
Слайд 11Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности
это область взаимодействия
и взаимоотношений внутри компании, с партнерами, обществом — всеми заинтересованными
в деятельности компании сторонами, при реализации ее социальных программ, направленных на достижение преимуществ и выгоды для компании и общества.
Слайд 12Заинтересованные стороны
индивидуумы, организации или сообщества, имеющие непосредственное отношение к
деятельности компании или связанные с её деятельностью косвенно.
Слайд 13Выделяют следующие виды заинтересованных сторон
1) основные заинтересованные стороны – это
индивидуумы, организации и сообщества, которые имеют прямое отношение к деятельности
компании (собственники, сотрудники, клиенты, поставщики, бизнес – партнёры, а также местные сообщества);
2) косвенные заинтересованные стороны — это индивидуумы и организации, имеющие косвенное отношение к деятельности компании (органы государственного управления, некоммерческие и общественные организации, профессиональные объединения, активисты, конкуренты и СМИ).
Слайд 16
Управление социальной ответственностью — это непрерывно протекающий в компании системный
процесс, направленный на определение приоритетов социальной политики компании, формирование среды
корпоративной социальной ответственности, в том числе через обучение сотрудников, с помощью создаваемой компании специализированной структуры управления, которая осуществляет подготовку, реализацию и координацию социальных программ, а также занимается процессом оценки результатов их реализации и доводит до сведения заинтересованных лиц эти результаты.
Слайд 17Составляющие модели социальной ответственности и этики корпорации
экономическая,
правовая,
этическая и
добровольная ответственность корпорации.
Слайд 18Уровни социальной ответственности
Первый – уровень базовой ответственности, включающий обязательства
бизнеса в рамках этических норм и действующего законодательства в области
занятости, охраны труда, здоровья, окружающей среды, уплаты налогов и др.
Слайд 19Уровни социальной ответственности
Второй – уровень внутренней социальной ответственности, связанный
с осуществлением программ социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно
взятых компанией обязательств, направленных на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувства корпоративной принадлежности, приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании.
Слайд 20Уровни социальной ответственности
Третий – уровень социальной ответственности, связанный с оказанием
традиционной благотворительной помощи и спонсорством.
Четвертый – это комбинация второго
и третьего уровней, связанная как с осуществлением программ социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, так и с оказанием традиционной благотворительной помощи, спонсорством.
Слайд 21Уровни социальной ответственности
Пятый – уровень социальной ответственности, ориентированный на достижение
корпоративных целей и учитывающий интересы внутренних и внешних стейкхолдеров (уровень
социальной ответственности, максимизирующий финансово-экономические показатели деятельности компании, благодаря целенаправленной социальной политике.).
Слайд 22Уровни социальной ответственности
Шестой уровень - социальные инвестиции, направленные на реализацию
социально значимых программ, разработанные с учетом интересов основных внутренних и
внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный социальный и экономический эффект в долгосрочном периоде.
Слайд 23Уровни социальной ответственности
Седьмой уровень - венчурная филантропия, отражающая творческий, инновационный
подход к решению социальных проблем. Как и социальное инвестирование, венчурная
филантропия направлена на решение текущих социальных проблем и финансирование социальных проектов.
Слайд 24Уровни социальной ответственности
Восьмой - уровень социальной ответственности, включающий оказание помощи,
направленной исключительно на извлечение полезности от благотворительных акций, а не
на улучшение экономических показателей деятельности компании (уровень социальной ответственности, максимизирующий социальную полезность, то есть удовольствие или удовлетворение от осуществляемых благотворительных мероприятий).
Все это возможно на фоне постепенного сдвига общественных ценностей от эгоцентризма к социоцентризму, который наблюдается сейчас в европейских и, прежде всего, в скандинавских странах.
Слайд 25Таблица – Индексы социальной ответственности
Слайд 26Корпоративная этика и социальная ответственность – как прагматичные элементы стратегии
бизнеса
Приоритетные цели бизнеса в социальном контексте - обеспечение устойчивого развития
и повышение рыночной привлекательности.
Расширение социальной функции бизнеса за пределы минимально определенных обязательств.
Слайд 27Ценность корпоративной социальной ответственности (КСО) для бизнеса может быть измерена
различными способами, основываясь как на количественных, так и на качественных
показателях.
Слайд 28Значимые результаты и преимущества КСО:
улучшение финансовых показателей.
сокращение операционных издержек.
усиление торговой марки и репутации компании
рост производительности и качества
труда
способность привлекать и удерживать лучшие высокопрофессиональные кадры
снижение регулятивного воздействия (давления) со стороны государства
показатели улучшения доступа к капиталу
Слайд 29КСО: основные докризисные тенденции
Тенденции
Возможные пути решения проблем
Преобладание функции «коммуникативного инструмента»
по сравнению с функцией стратегического управления
Слабость обратных связей со стратегией
и политиками
Проблематичность диалога и гармонизации интересов стейкхолдеров, их равноценного отражения в отчетности
Завышенные ожидания и требования региональных властей и местных сообществ, профсоюзов
Незначительный, в большой степени формальный интерес со стороны бизнес-сообщества, прежде всего инвесторов
Осознание мажоритарными акционерами и высшим менеджментом значения и возможностей социальной отчетности
Оценка менеджмента по критериям стратегии в сфере устойчивого развития и КСО
Создание специализированной вертикали управления КСО
Сбалансированный подход
Разработка эффективных стандартных процедур
Представление в отчетности реальных проблем и противоречий, отказ от стереотипов, что «всё и всегда хорошо»
Диалог, проактивный подход
Следование стратегии компании – главный принцип
Ситуационный подход
Повышение информативности, достоверности, качества отчетов
Обеспечение связи социальной отчетности с основными интересами инвесторов – корпоративным управлением, финансовыми результатами, оценкой менеджмента
Слайд 30Юридическая ответственность бизнеса
Юридическая ответственность в отличие от социальной подразумевает
соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, определяющих, что может
и чего не может делать организация. Организация, соблюдающая все законы и нормы, ведет себя, как юридически ответственная, однако при этом она не всегда действует как социально ответственная Социальная же ответственность предусматривает определенную степень добровольной реакции организации на социальные проблемы.
Слайд 31Этика и современный менеджмент
Предметом бизнес-этики являются принципы, определяющие правильные и
неправильные подходы к ведению дел. Опросы общественного мнения показали, что
общество убеждено в снижении стандартов этичности бизнеса. По мнению Л.Осмера, «этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту, или как минимум к его вероятности, между показателями экономической деятельности организации, измеряемыми ее доходами, затратами и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, которые выражаются в ее обязательствах по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе». Стараясь улучшать этический климат, организации предпринимают самые разные шаги: составляют морально-этические кодексы, занимаются социальным аудитом и приводят тренинги по вопросам этики.
Слайд 32Современная деловая этика основывается на взаимном согласовании трех важнейших положений:
1)
Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально
важный процесс.
Ради этого существует любое предприятие.
2) Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижений различных общественно значимых целей.
3) Приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Слайд 33Деловая этика способна помочь людям:
· рассматривать нравственные проблемы в бизнесе
системно и более надежными методами, чем они могли бы это
делать, не пользуясь нашей наукой;
· она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы;
· она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить.
Слайд 34К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде всего, такие традиционные
ценности, выработанные за долгую историю мирового предпринимательства, как уважение к
закону, честность, верность слову и заключенному договору, надежность и взаимное доверие. Относительно новым принципом современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности, о котором всерьез стали задумываться на Западе всего пару десятилетий назад.
Слайд 36Подводя итог необходимо сказать следующее. Этика становится неотъемлемым элементом практики
ведения бизнеса. корпорации должны периодически устраивать "ревизии воздействия на этику".
Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им.
При этом единый "шаблон" морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании "конструируют" концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами.