Слайд 1Аскерханова А.М.
Декабрь 2016
Схема анализа
стихотворения
Слайд 7 Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства
или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему
нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.
Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.
Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.
Аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.
Перифраз придает загадочность .
Оксюморон создаёт новое понятие или представление .
Ирония придает комический эффект.
Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.
Антитеза. Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Слайд 9Параллелизм подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую
выразительность.
Задача анафоры и эпифоры - выделить слово, задержать на нём
внимание читателей.
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность.
Риторические обращения, вопросы , восклицания придают художественной речи авторскую интонацию: торжественность, восторженность, сердечность, доверительность, иронию и т.п.
Асиндетон (бессоюзие) придаёт речи стремительность, выразительность, передаёт убыстрённую интонацию. Благодаря асиндетону речь приобретает большую сжатость, компактность.
Полисиндетон (многосоюзие) – способствует выделению отдельных слов, замедляет интонацию,усиливает выразительность речи,подчёркивает целеустремленность и единство перечисляемого.
Содержательная функция эллипсиса (пропуск слов) – в создании эффекта лирической «недоговорённости», нарочитой небрежности, подчёркнутой динамичности речи.
Односоставные предложения :
- назывные позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние;
- определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредотачивается на действии;
неопределённо-личные предложения подчеркивают неопределённость действующего лица, здесь важно само действие;
- обобщённо-личные предложения – удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны;
- безличные предложения – это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Они делают повествования боле лиричным.
Слайд 10
Двусоставные предложения (уравновешенная структура : всякому действию соответствует исполнитель). Двусоставные
предложения способны передать ровное, без страстных порывов, эмоциональное состояние и
созерцательное настроение, в целом элегическое.
Сложносочинённые предложения выражают присущие им значения: последовательности, одновременности, чередования, противопоставления.
Сложноподчинённые выражают разнообразные смысловые отношения: условные, временные, причинно – следственные и другие.
Бессоюзные предложения, способные передавать различные смысловые отношения, выразительнее сложноподчинённых предложений, потому что им свойственна эмоциональная напряжённость и динамичность, создаваемые за счёт отсутствия союзов (сложноподчиненные предложения более строгие, логичные, они гораздо реже встречаются в поэтических текстах). Бессоюзные предложения позволяют воссоздать сложную картину – зрительную или звуковую - , обладают большой выразительностью и экспрессией.
В поэтическом тексте важно обратить внимание на характеристику предложений по цели высказывания, по интонации, на наличие прямой речи и диалог. Отметить, кому принадлежит прямая речь, каков характер диалога – с реальным лицом или воображаемым собеседником.