Слайд 1Школьная медиация .
Подходы и принципы
Слайд 2Медиация
одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR)
с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте
стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Слайд 3Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия
для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о
приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Слайд 4Правовая основа медиации
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Федеральный закон
от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Слайд 5Принципы медиации:
добровольность,
конфиденциальность,
взаимоуважение и принятие,
равноправие сторон,
нейтральность и беспристрастность медиатора,
прозрачность процедуры,
ответственность
сторон,
сотрудничество.
Слайд 6Медиатор
независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в
урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу
спора (ФЗ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»).
Слайд 7Требования к медиатору
Лица, достигшие возраста 25 лет;
Имеющие высшее профессиональное образование;
Прошедшие
курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации (Приказом Министерства образования и науки РФ №187 от 14.02.2011г.);
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору;
Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения.
Слайд 8Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне
юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при
проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Слайд 9Перечень документов
приказ директора образовательного учреждения о создании службы примирения
и назначении куратора,
договор школьной службы примирения с территориальной службой
примирения,
положение о школьной службе примирения,
положение о территориальной службе примирения,
формы мониторинга деятельности служб примирения,
регистрационная карточка,
примирительный договор,
порядок работы медиатора,
журнал регистрации конфликтов,
отчёт.
Слайд 10
Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая
стремится:
1. при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также
силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;
2. реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления;
3. строить процесс воспитания на основе таких ценностей, как справедливость и ответственность;
4. дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.
Слайд 12Социальное расслоение школьников.
А) материально необеспеченные семьи
Б) низкий социальный статус родителей
В)
отягощенная семейная ситуация
Г) плохое овладение школьными предметами.
Д) внешняя непривлекательность
Е)
психологическая неустойчивость
По этим и другим причинам происходит нерегулируемое взрослыми расслаивание детей и примитивизация отношений. Это выражается в том, что сплетни, манипуляции, насилие и угрозы насилия (выяснение, кто сильнее), решение вопросов, с кем и против кого дружить, клеймение изгоев и т.д. определяют направление социализации. И причина этого не только в скученности школьной жизни и влиянии телевидения, но и в том, что по мере взросления школьников большинство педагогов все меньше и меньше влияют на жизнь детей в школе.
Слайд 14Факторы, влияющие на успешность процедуры медиации:
профессионализм и личностные качества медиатора
(влиятельность, проницательность, толерантность);
специфика конфликта;
особенности противоборствующих сторон.
Слайд 15Инструменты медиации
Как договориться с конфликтующими сторонами о проведении медиации?
Организация процесса
медиации: установление даты, времени и места переговоров
Формирование и поддержка позитивной
атмосферы переговоров
Установление временных сроков медиации
Формулирование принципов проведения медиации
Динамика медиации: три этапа переговоров
Дивергентный подход в медиации: нахождение альтернативных решений, выбор наиболее эффективного решения
Разработка договора между сторонами по результатам медиации
Обсуждение вариантов решений по договору
Способы контроля результатов договоренностей
Слайд 18Школьная восстановительная конференция
«Расширенный» вариант медиации (до 60 человек). ШВК могут
помочь при урегулировании затяжных конфликтов между классами, между учеником и
классом, классом и учителем (учителями)
Участники: школьники, родители, учителя , психологи, медиаторы (только заинтересованные в ситуации)
Посадка группами исходя из цели.
Координатор в центре, медиаторы между группами.
Слайд 19ПРОГРАММА «КРУГ СООБЩЕСТВА»
(«КРУГ ПРИМИРЕНИЯ»)
Круг поддержки сообщества проводят по проблемной
ситуации, которую признают важной для себя все его участники. Круг
готовит и проводит Совет Круга, в который входит Хранитель Круга вместе с командой помощников - волонтеров, прошедших обучение проведению Кругов сообщества.
Участники только дети, заинтересованные в конфликте.
Слайд 20ПРОГРАММА «СЕМЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»
Ответственность за разработку плана по выходу из проблемной
ситуации передаётся семье. Программа устроена таким образом, чтобы создать условия
для выработки семьей такого плана. На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие родственники. Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты (психологи, представители полиции или КДНиЗП) в составлении плана не участвуют.
Слайд 23Письмо оппоненту
Кому …
От кого…
Чтобы решить возникшую между нами ситуацию, потому
что …
Больше делать (что?)
Столько же делать (что?)
Меньше делать (что?)