Слайд 1
Школьники и дошкольники с КИ: образовательные маршруты и новые школьные
стандарты
Беляева Ольга Леонидовна, кандидат пед. наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, сурдопедагог высшей категории
oliyass@mail.ru
http://surdoplus.ru/
http://www.kspu.ru/person/2539/
Слайд 24 ключевых вопроса
Что нового в «новом» законе об образовании в
РФ и новых ФГОС ?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными
для дошкольников с кохлеарными имплантами?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными для школьников с кохлеарными имплантами?
Какие условия должна предоставить образовательная организация детям с КИ?
Слайд 3Образовательные программы дошкольного образования (ФЗ №273 об образовании в РФ)
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Слайд 4ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая
2015 г. № 2/15)
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
–
описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
– адаптивная программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, описывающая образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную Программой.
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 6
Общий объем образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями
здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с:
Возрастом воспитанников,
Основными направлениями их развития,
Спецификой дошкольного образования
Слайд 7Задачами деятельности образовательной организации
реализующей программы дошкольного образования, по
выполнению образовательной программы в группах компенсирующей и комбинированной направленности являются:
–
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
– формирование предпосылок учебной деятельности;
– сохранение и укрепление здоровья;
– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей)и педагогического коллектива;
– формирование у детей общей культуры.
Слайд 8Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с
ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация образовательного процесса в группах компенсирующей
и комбинированной направленности предполагает соблюдение следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;
2) регламент и содержание работы тьютора;
3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) дошкольной образовательной организации.
Слайд 9В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
В группах комбинированной направленности
существуют две программы. Для ребенка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию.
Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.
Слайд 10Адаптированная образовательная программа
обсуждается и реализуется с участием родителей (законных
представителей) ребенка.
В ее структуру, в зависимости от психофизического развития
и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ,
комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.
Слайд 11Организационный раздел ООП ДО
Кадровые условия:
3.3.3. При работе в группах для
детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации должны быть дополнительно
предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчета не менее одной должности на группу детей.
При организации инклюзивного образования:
– при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
Слайд 12ФЗ №273 «Об образовании в РФ» Статья 79 (школы)
1. Содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Слайд 13Статья 79.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Статья 79.
Слайд 14
Статья 79.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
использование специальных образовательных программ
и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
Слайд 15Статья 79, пункт 3 (продолжение)
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
1. необходимую техническую помощь,
2. проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий,
3. обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
4. и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 16
Статья 79.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 17Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
5.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,
создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для
глухих, слабослышащих, позднооглохших,
слепых, слабовидящих,
с тяжелыми нарушениями речи,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития,
с умственной отсталостью,
с расстройствами аутистического спектра,
со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 18
Статья 79.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает
подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Слайд 19Все варианты АООП регламентируются
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
от « 19» декабря 2014
г. № 1598.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от « 19» декабря 2014 г. № 1599
Слайд 20Варианты АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Слайд 21Вариант I по всем группам детей с ОВЗ
Означает, что обучающийся
с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, образования здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
http://fgosreestr.ru/
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
Слайд 22
Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся
с ОВЗ;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий.
Слайд 23
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
1.
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает
возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать :
научные организации,
медицинские организации,
организации культуры,
физкультурно-спортивные
и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Слайд 24Варианты 1.2, 2.2
предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по
конечным достижениям, с образованием слышащих сверстников, НО в пролонгированные сроки:
пять лет (1 -5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование.
Формы образования по второму варианту:
а) в отдельном классе или б) в массовом классе по желанию родителей.
Однако пролонгированные сроки при этом сохраняются.
Слайд 25Варианты 1.3, 2.3
Третий вариант предполагает, что у ребенка сочетается основное
нарушения развития с интеллектуальным нарушением в легкой степени.
Формы образования по
третьему варианту:
а) в отдельном классе
б) в массовом классе по желанию родителей.
Однако, такой ребенок не может освоить основную образовательную программу, поэтому при окончании школы получит свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти
Слайд 26Вариант 1.4
Четвертый вариант предполагает, что у ребенка тяжелые множественные нарушения
развития, выраженные интеллектуальные нарушения
Формы образования по четвертому варианту:
а) в отдельном классе отдельной организации или СОШ
б) в массовом классе по желанию родителей.
Однако, такой ребенок не может освоить основную образовательную программу, поэтому при окончании школы получит свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти
Слайд 27
Требования Стандарта к кадровым условиям.
3.4.1. При необходимости в процессе
реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или
постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).
Слайд 28Определение варианта АООП НОО
2.13. для обучающегося с ОВЗ осуществляется
на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
ПМПК в своем заключении описывает кадровые и материально-технические условия, а также перечисляет специальные методы обучения, которые необходимо соблюдать в отношении образования обучающегося с ОВЗ
Слайд 29Возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой
Перевод
обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется
организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слайд 304 ключевых вопроса
Что нового в «новом» законе об образовании в
РФ и новых ФГОС ?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными
для дошкольников с кохлеарными имплантами?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными для школьников с кохлеарными имплантами?
Какие условия должна предоставить образовательная организация детям с КИ?
Слайд 31
Взгляд ведущих сотрудников ИКП РАО
на подбор образовательной среды для кохлеарно
имплантированных дошкольников
Слайд 32Примерная длительность запускающего этапа для разных групп детей с нарушенным
слухом с КИ
Слайд 34Рекомендации для запускающего этапа
Слайд 35Для дошкольника, воспитывающегося дома
Слайд 36
Возможные базы для получения такой помощи:
Слайд 37
Если семья приняла решение о посещении ребенком с КИ на
запускающем этапе детского сада…
Слайд 40
Вариант 2. Дошкольники с недостаточным и низким уровнем речевого развития
к моменту операции
Слайд 41Проблемы открытия групп комбинированной направленности
Слайд 43Неблагоприятные условия…как быть с такими детьми?...
ребенок не посещал регулярных
занятий со специалистами,
продолжал посещать группу детского сада для
неслышащих детей без обеспечения необходимой доли интеграции со слышащими,
родители не сумели в домашних условиях обеспечить соответствующий уровень проведения развивающих занятий и др.
Настройки импланта не достигли нужных параметров
Слайд 44Дошкольники с недостаточным и низким уровнем речевого развития к моменту
операции: наши выводы
Слайд 45Ведущие специалисты: СПб, НИИ ЛОР
Слайд 46Ведущие специалисты: СПб, НИИ ЛОР
Общеразвивающие группы ДОУ
Компенсирующие группы ДОУ:
для слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи
Комбинированные ДОУ
Слайд 47
Материально-техническое, программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение
Необходимые условия в ДОУ - Звукоусиливающая
аппаратура:
Электроакустический аппарат для реабилитации слуха и речи СУВАГ ИТ 2;
Стационарная индукционная система для создания звукового поля ILD1000G.
Слайд 48Стационарная индукционная система для создания звукового поля
Слайд 49Образовательно-игровой комплекс для формирования информационной и деятельностно-коммуникативной компетентности детей дошкольного
возраста;
Комплект ЛСДО «Мелкая моторика руки и графомоторные функции»;
Комплекс ЛСДО «Речь
и речевое общение»;
Комплекс ЛСДО «Мелодика, интонация, темп и ритм речи».
Слайд 50КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С КИ
Слайд 52
Включение родителей и близких в процесс образовательной реабилитации и
социализации дошкольников
Слайд 53
Базовая площадка:
проект «Современная образовательная и организационно-правовая модель комплексной (ре)абилитации и социализации
детей, пользующихся кохлеарным имплантом»
Мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Городская площадка дошкольного инклюзивного образования
Для вас:
личные консультации
коллективные семинары
вебинары
курсы повышения квалификации
МБДОУ №194 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
г. Красноярска
Слайд 544 ключевых вопроса
Что нового в «новом» законе об образовании в
РФ и новых ФГОС ?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными
для дошкольников с кохлеарными имплантами?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными для школьников с кохлеарными имплантами?
Какие условия должна предоставить образовательная организация детям с КИ?
Слайд 56Выбор индивидуального образовательного маршрута для школьников с нарушенным слухом, поступающих
в 1 класс
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в
развитии №3 - 2016»
Должен быть указан вариант ОМ, рекомендуемый ПМПК
Дополнительно может быть указан вариант ОМ, предпочитаемый родителями
В спорных случаях лучше «завысить» вариант ОМ, дать «шанс»
Слайд 574 ключевых вопроса
Что нового в «новом» законе об образовании в
РФ и новых ФГОС ?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными
для дошкольников с кохлеарными имплантами?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными для школьников с кохлеарными имплантами?
Какие условия должна предоставить образовательная организация детям с КИ?
Слайд 58Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по
слуху
Наличие у каждого ребёнка двух, одного индивидуальных слуховых аппаратов для
постоянного пользования.
Наличие технических устройств для коллективной работы в классе, актовом зале и других помещениях (FM-системы, радиоклассы, интерактивные доски, документ-камеры и др.).
Индивидуальные занятия по формированию механизма речевого слуха с каждым участником образовательного процесса всех возрастных групп, обучению и коррекции произношения.
Формирование/развитие/совершенствование связной речи в устной и письменной формах.
Обучение пониманию смысла текстов.
Помощь тьюторов /сопровождающих (в зависимости от конкретной ситуации).
Слайд 60
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение
Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы
для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например, индикатор
звучания ИНЗ, программы Hear the World, Speech W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др.)
Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги.
Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны.
Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).
Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.
Слайд 614 ключевых вопроса
Что нового в «новом» законе об образовании в
РФ и новых ФГОС ?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными
для дошкольников с кохлеарными имплантами?
Какие образовательные маршруты могут быть полезными для школьников с кохлеарными имплантами?
Какие условия должна предоставить образовательная организация детям с КИ?
Слайд 62Вопросы присылайте на официальные сайты:
МБДОУ №194 http://dou194.ru/vopros
Центр ППМиСП №5
«Сознание» г. Красноярска http://soznanie-kkr.ru/?p=7525