Слайд 1ТЕМА: «Школьно-письменные и канцелярские товары»
Слайд 2План:
1. Основные понятия темы, потребительские свойства, факторы, формирующие потребительские свойства
бумаги и картона.
2. Классификация и характеристика бумаги и картона.
3. Изделия
из бумаги и картона. Требования к качеству, особенности маркировки.
4. Принадлежности для письма, черчения и рисования. Факторы качества, ассортимент, показатели качества.
Слайд 3 Рынок школьно-письменных и канцелярских товаров разнообразен по назначению, потребительским свойствам
и применяемым материалам.
Он включает в себя:
Бумагу и картон.
Изделия из
бумаги и картона.
Слайд 4Принадлежности для письма.
Принадлежности для черчения и рисования.
Слайд 5Школьно-канцелярские товары.
Слайд 7Потребительские свойства:
Функциональные;
Надежность;
Эргономические;
Эстетические.
Слайд 8Функциональные свойства:
Композиция - % соотношение полуфабрикатов;
Масса – зависит от состава
и степени помола, определяется на 1 м2;
Толщина – измеряется в
МКМ или ММ;
Слайд 9Линейная плотность – определяется делением массы 1 м2 на толщину,
выражается в г / см3;
Водо- и влагопроницаемость, воздухопроницаемость, жиропроницаемость –
для бумаги специального назначения.
Слайд 10Надежность:
Сопротивление разрыву – характеризуется разрывной длиной в метрах (М) или
разрывной нагрузкой (КГС – килограмм сила).
По прочности на разрыв бумагу
делят на:
-очень прочную (калька бумажная) - 5000 м;
-прочную (чертежная) – 3500-5000 м;
-средней прочности (писчая) – 2000-3500 м;
-слабую (промокательная) – до 2000 м.
Слайд 11Сопротивление излому – определяется
путем многократного перегиба бумаги на 180º. До
полного перелома.
Этот показатель важен для чертежной, картографической бумаги и для
документов и т.д.
Сопротивление продавливанию –это способность бумаги противостоять силам, действующим перпендикулярно ее поверхности (кг/ см2).
Важен для копировальной бумаги.
Слайд 12Сопротивление деформации – это
способность бумаги сохранять свои размеры и форму
после увлажнения и последующей сушке.
Важен для картографической бумаги.
Сопротивление надлому
– рассчитывается по величине угла надлома, при котором разрушается поверхность. Определяется только для картона.
Слайд 13Эргономические свойства:
Степень проклейки выражается мм. и оценивается в штрихах, нанесенного
чернилами тушью, не прошедшего на обратную сторону листа.
По степени проклейки
бумагу делят на:
- Неклееная – 0,25 мм;
- Слабоклееная - 0,25-0,75;
- Клееная-0,75 - 1,75;
- Высококлееная – ˃ 1,75.
Гладкость – степень обработки поверхности бумаги.
Слайд 14Эстетические свойства:
Белизна – выражается в % по отношению к эталону
белого цвета (пластина, покрытая сернистым барием).
В основном 70-80%.
Цвет –
определяется для цветной бумаги путем сравнения с эталонами цветов.
Прозрачность – способность бумаги пропускать или не пропускать световые потоки.
Слайд 15Сорность – количество посторонних включений размером от 0,5 до 2
мм на 1 м2, имеющий иной тон.
Допустимая сорность:
- писчая
бумага – 120-200;
- чертежная бумага – 300;
- рисовальная бумага – 100-200.
Слайд 16Факторы, формирующие потребительские свойства бумаги и картона это сырье и
производство.
Основное волокнистое сырье:
Древесная масса (ель, пихта, осина, бук, тополь);
Целлюлоза (древесная,
хлопковая, соломенная, тросниковая);
Полуцеллюлоза;
Бумажная макулатура;
Тряпичная полумасса.
Слайд 17Производство бумаги:
Приготовление бумажной массы (помол, подбор полуфабрикатов в % соотношении,
введение минеральных добавок, проклеивающих и красящих веществ).
Отлив бумаги.
Отделка: придание гладкости,
тиснение, крепирование, нанесение покрытий, линовка.
Слайд 18Картон:
Для изготовления картона применяют в основном макулатура, соломенная и древесная
масса, реже целлюлоза и тряпичная масса.
Картон отличается большей толщиной и
массой более 250 г/ м2.
Номер картона определяется делением массы 1 м2 в граммах на 100.
Слайд 19Ассортимент бумаги и картона.
Бумага – это тонкий листовой материал, состоящий
в основном из специально обработанных волокон, прочно связанных между собой
силами поверхностного сцепления, массой до 250 г/ м2.
Слайд 20Классификация бумаги:
По размеру бумагу делят на форматы трех рядов А,В,С.
Формат
обозначается буквой ряда и цифрой, указывающей, сколько раз исходный формат
данного ряда разделен пополам.
Исходные форматы:
Аₒ - 841 х 1189 мм;
Вₒ - 1000 х 1414 мм;
Сₒ - 917 х 1297 мм.
Слайд 21По назначению:
Делят на 10 групп:
1-я – бумага для печати;
2-я –
бумага для письма, черчения, рисования и машинописи;
3-я – бумага декоративная;
4-10-я
– бумага промышленно-технического назначения.
Слайд 22Бумага для печати.
Газетная, типографская, документальная,
литографская,
картографическая.
Слайд 23Бумага для письма.
разновидности:
писчая,
писчая потребительских форматов,
писчая цветная,
тетрадная,
нотная,
почтовая.
Слайд 24Писчая бумага.
Предназначена для изготовления беловых товаров (блокнотов, записных книжек и
др.).
Клееная (1,25 мм).
Высокой степени гладкости (120-150 с).
Белизна 70-80%.
Трех номеров: №
0, № 1, № 2 (отличаются массой, белизной, прочностью на разрыв и сорностью). Наиболее высокий показатель у № 0.
Слайд 25Писчая бумага потребительских форматов.
Представляет собой листы определенного формата, нарезанные из
писчей бумаги
№ 0, № 1, №.2.
По отделке: матовая,
лощеная, тисненая, с водными знаками.
По линовке: гладкая и линованная.
Слайд 29Писчая цветная бумага.
С окрашенной поверхностью в различные цвета и оттенки.
Предназначена
для изготовления бланков, конвертов, форм учетно-отчетной документации.
Выпускают двух номеров: №
1 и № 2
Слайд 30Тетрадная бумага.
Повышенная гладкость, белизна, хорошая проклейка ( 1,5 мм), низкая
сорность (100 соринок на 1 м2)
Выпускается только линованной.
Слайд 31Нотная бумага.
Представляет
собой плотную
бумагу с нанесенными
на нее по 5
линий с
промежутками.
Слайд 32Почтовая бумага.
Изготовляется из писчей,
тетрадной, цветной
светлых тонов.
Различается по отделке,
линовке, форматам.
Выпускают № 1 и № 2.
Слайд 33Бумага для черчения.
разновидности:
Чертежная;
Чертежная прозрачная;
Калька;
Масштабно-координатная.
Слайд 34Чертежная
Проклейка 2 мм.
Белизна 80%.
Незначительная деформация после намокания – до 1%.
Низкая
сорность – до 200 соринок.
Масса на 1м2 – 160 –
200 г.
Марок: А. Б, В. (различаются составом).
Ватман – разновидность белой чертежной бумаги, с шероховатой поверхностью и высокой стойкостью к истиранию.
Слайд 35Чертежная прозрачная бумага-
предназначена для нанесения чертежей карандашом или тушью и
непосредственного копирования с них светокопий на диазотипной (светочувствительная бумага для
переводных изображений) бумаге.
Слайд 36
Калька – более гладкая, блестящая, большей сорностью, меньшим сопротивлением излому.
Слайд 37Масштабно-координатная (миллиметровая).
Имеет графление в виде клеток
( 1х1,5х5,10х10,50х50 мм).
Вырабатывают на
писчей бумаги № 1.
Слайд 38Бумага для рисования.
Прочная, высококлееная с гладкой или структурной поверхностью для
рисования карандашом, тушью, акварельными красками. Выпускают 5 марок.
Слайд 39Бумага декоративная.
Изготавливают из предварительно окрашенной бумажной массы с последующей отделкой
поверхности.
Под мрамор. Бархат.
Слайд 45Картон.
Виды:
Тарный;
Упаковочный;
Полиграфический;
Фильтрованный;
Технический;
Строительный.
Переплетный;
Пресс-шпан.
Слайд 46Переплетный картон.
Выпускают марок А. Б. В.
Высококачественный марки В (содержит 90%
небеленой древесной целлюлозы).
Слайд 47Пресс-шпан.
Сильно уплотненный с лощеной поверхностью, толщиной 0,35 – 1,2 мм.
Применяется
в переплете книг, папок, скоросшивателей, альбомов.
Слайд 48Изделия из бумаги и картона.
Беловые товары: тетради, альбомы, блокноты, записные
книжки, почтовые наборы, конверты.
Печатные издания: бланки документов, календари.
Изделия из картона:
скоросшиватели, папки.
Хозяйственные изделия: салфетки, скатерти, туалетная бумага.
Слайд 49Отличительные признаки:
Количество листов.
Состав и качество бумаги.
Способ скрепления листов (клей, нитки,
проволочная скоба, спираль).
Листы в блоках могут быть неотрывными, отрывными,
сменными.
Вид линовки.
Характер оформления обложки.
Назначение.
Слайд 60Принадлежности для письма.
Виды:
Ручки;
Карандаши;
Фломастеры;
Маркеры;
Перья;
Чернила;
Тушь.
Слайд 61Ручки.
Классификация:
По типу пишущего узла: шариковые, перьевые, гелевые.
По применяемому сырью.
По форме
корпуса.
По количеству цветов.
По конструкции шариковые ручки могут быть: с неподвижным
пишущим узлом, с выдвижным пишущим узлом, с винтовым выдвижением пишущего узла.
Слайд 62Перьевые ручки отличаются:
Видом пера (открытые, закрытые, полуоткрытые).
Видом применяемого сырья для
изготовления перьев и корпуса.
Способом набора чернил (поршневой, пипеточный).
К разновидностям относят:
ручки-карандаши и ручки типа «пиши-стирай» (с маркером обесцвечивающим чернила).
Слайд 64Карандаши. Состоят из стержня и оболочки.
Характеризуются:
Видом стержня: (чернографитные, копировальные, цветные).
Степенью
твердости на 15 групп (от 6 М до 7 Т).
Диаметром
стержня,
Длиной.
Диаметром и формой рубашки (оболочки).
Прочностью стержня на излом.
Цветные – цветом.
Слайд 65Существуют специальные карандаши с особыми свойствами пишущего стержня:
Для отметок на
стекле.
Коже.
Дереве.
«Ретушь» – для ретуширования фотографий.
Слайд 67Фломастеры.
Имеют пористый капиллярный цветной стержень на водной основе с вентилирующим
колпачком.
Акварельные фломастеры имеют более мягкий стержень.
Слайд 68Маркеры.
Для письма по любой поверхности.
По назначению:
перманентные (непрозрачные, многоцветные),
текстовые (прозрачные,
цветные).
По конструкции: стержневые со скошенным или конусообразным стержнем, шириной 1-5
мм. и наливные (заправляются специальными чернилами многократно). Чернила для маркеров водостойкие, быстро сохнут, не размазываются и не имеют запаха.
Слайд 69Перья.
Изготавливают из углеродистой стали методом штампования.
По назначению и конструкции делят
на:
Обыкновенные,
Для авторучек,
Плакатные,
Конструкторские,
Нотные.
Слайд 72Чернила.
Представляют собой водный и спиртовой краситель с добавлением загустителя и
антисептика.
Классифицируют по консистенции, назначению и цвету.
Слайд 73
Фоточернила (они же - водорастворимые чернила).
Для струйных принтеров. Являются
растворами (смесью) жидкостей.
Используются в 6-, 5-, 4-цветных принтерах. Наименее
прихотливые, не так быстро засыхают как пигментные.
Недостатки: быстрее выгорают чем другие типы, размываются водой на обычной офисной бумаге.
Слайд 74Пигментные чернила.
В пигментных чернилах в качестве красителя используется твердый пигмент.
Эти чернила обладают более высокой водостойкостью, чем на жидких красителях,
и большей долговечностью, однако хуже передают полутона (оттенки) и имеют более высокую стоимость.
Слайд 75Сублимационные чернила.
Используются для печати для последующего термопереноса на кружки,
футболки, кепки и т.п.
Сублимационные чернила дают стойкое изображение, которое
не может потрескаться, отслоиться или помутнеть в течение длительного времени.
Слайд 76 Ультрахромные чернила.
Применяются для максимальной цветопередачи и сохраняемости изображения,
пользуются спросом в основном среди профессионалов.
Используются на принтерах с
8 цветами и больше.
Слайд 77Невидимые чернила
Симпатические (невидимые) чернила — это чернила, записи которыми являются
изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев,
освещение, химический проявитель и т. д.).
Слайд 78Экосольвентные чернила.
Экосольветные чернила – это чернила с низким содержанием
растворителя, которые могут использоваться как для наружной рекламы, так и
для использования внутри помещения и интерьерном оформлении.
Негорючие, не образуют осадка при длительном хранении и нетоксичны при вдыхании паров. Гарантия устойчивости отпечатков к внешней среде составляет не менее 3-х лет.
Слайд 79Тушь - это
раствор казеина в нашатырном спирте и буре с
добавлением антисептика.
Красящим веществом является сажа или цветной краситель.
Классифицируют по назначению
и цвету.
Слайд 80Принадлежности для черчения.
Циркуль. Рейсфедер.
Слайд 88Масштабная линейка.
Масштабы: 1:625:750:1000:1250:1500:2000:2500:5000
Масштабы: 1:10:15:20:25:33:33 и 1/3:40:50:75:125
Слайд 91Принадлежности для рисования.
Виды:
Краски.
Кисти.
Холсты.
Мольберты.
Лаки.
Масла.
Разбавители.
Слайд 92Краски для рисования - это
Природные или синтетические пигменты затертые на
связующих веществах (масло, клеевая эмульсия и др.)
Виды:
Акварельные.
Гуашь.
Масляные.
Темпера.
Пигменты.
По консистенции бывают жидкие
и густые.
Слайд 93Акварельные краски.
Связующим веществом являются растительные прозрачные клеи легко растворимые водой;
Могут содержать: мед, глицерин, сахар-леденец, воск и некоторые смолы.
Для
предотвращения разрушения красок плесенью в них вводятся антисептик - фенол.
Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.
Слайд 95Гуашь.
Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Гуашевые
краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил.
Гуашью можно
работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.
Флуоресцентная гуашь обладает свойством при облучении усиливать свою яркость, что используется при декорационных эффектах в темноте.
Слайд 97Масляные краски художественные.
Густые пасты, приготовленные путем растирания пигмента со связующим
веществом, в котором главной составной частью является масло, называются масляными
красками.
В состав связующих художественных красок обычно входят уплотненные масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло, последнее в качестве разжижителя густотертых красочных паст.
Слайд 100Темперные краски.
Изготавливают на основе сухих порошковых натуральных пигментов и
(или) их синтетических аналогов.
Связующим веществом темперных
красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
Слайд 108Факторы, влияющие на выбор кисти:
- материал, используемый при работе;
- используемая
техника рисования;
Слайд 109Форма -
Круглая форма
Одна из наиболее универсальных форм кистей. Кисти с
круглой формой предназначены для нанесения краски как линией с неизменной
толщиной, так и линией, варьирующейся по толщине. Форма удачно подходит для создания фактуры и работы над деталями.
Линейная форма
Кисти линейной формы длиннее круглых. Предназначены для точных линий и длинных мазков, а так же для нанесения надписей.
Слайд 110Трафаретная
Кончик волоса этой кисти тупой и плоский, а
краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисть служит для нанесения
ровного слоя через трафарет.
Кошачий язык
Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Такой кисточкой можно писать как обычной плоской кистью, так и как круглой. Кистью довольно эффектно можно выполнить переход одного цвета в другой. Незаменима для нанесения очень точного мазка.
Слайд 112Тип краски: масло, акрил, темпера
Описание: Кисти щетина изготавливают из отборного
ушного волоса свиньи, отбеленного в процессе обезжирки. Обладает высокой упругостью.
Расщепленный кончик волоса способствует хорошей наполняемости кисти жидкостью.
Слайд 114Тип краски: масло, акрил
Кисти созданы из тонкого химического волокна с
острой вершинкой. Обладают хорошей упругостью, предназначены для работ с маслом,
акрилом, темперой, гуашью.
Хорошо удерживают жидкость.
Слайд 116Тип краски: акварель
Изготавливают из стриженой шерсти брюшной части козы. Волос
средней жесткости - трубчатый, разной толщины и цвета (черный, белый,
серый). Волос в обязательном порядке обезжиривают, отбеливают и вытягивают. Очень плохо впитывают воду и при намокании волоски придают кисти фору веера.
Слайд 118Тип краски: акварель, гуашь
Лучше других впитывает жидкость, имеют острый кончик,
но недостаточно упруги, чтобы быть универсальными. Применяются, в основном, для
работы с водными красками.
Слайд 120Тип краски: акварель, гуашь
Волос кисти пони несколько толще, чем у белки, ввиду
чего расстояние между волосками больше – а значит, воду такая
кисточка наполняет меньше, чем кисть из белки или колонка.
Слайд 121Волос колонка (хищное млекопитающее из рода ласок и хорей)
Слайд 122Тип краски: акварель, гуашь
Колонковый ворс, пригодный для живописной кисти называется
остью, он более длинный; с рыжеватым или коричневым оттенком. Колонковую кисть следует
держать в воде несколько дольше, поскольку она медленно набирает воду, чем беличья, в результате этого акварель, написанная колонком, не такая сочная, но это удобно для начинающих художников. Данным инструментом удобно дорабатывать детали картины: волос тонкий и жесткий, что обеспечивает упругость пучка и отсутствие излишней влаги. По этой причине пучок более 6 мм. заменяют сравнительно дешевой кистью белка
Слайд 124Тип краски масло, акрил
Мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно
разбавленными красками. Волос кисти из щетины барсука имеет коническую форму,
а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая.
Слайд 125Как проверить качество, стоя у прилавка?
Дотроньтесь до ворса – так
Вы определите твердость/мягкость кисти.
- Слегка потяните за ворс – если
несколько волосков выпадут из обоймы и останутся между зажатых пальцев руки – кисть недостойна Вашего внимания. Обойма должна тщательно фиксировать волоски.
- Подержите кисть в руке и представьте, что Вы рисуете, т.е. насколько удобно Вам будет такой кистью работать.
Слайд 126Окуните кисть в воду. Вам потребуется времени больше обычного, чтобы
новая кисть ее впитала.
- Слегка постучите кистью по указательному пальцу:
пучок высококачественной кисти примет остроконечную форму. Волос кистей низкого качества приобретает неопрятный вид.
После проверки на образование острого кончика и упругости проведите кистью по поверхности для определения свойств текучести.
Слайд 127Щетинных кистей - внимательно проверьте щетину. Если в щетине присутствует
много волосков с расщепленным кончиком, такая кисть непригодна для рисования.
-
Синтетических кистей – проведите кистью по пальцам — почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с краской? Если ворс жесткий, и царапает кожу эта кисть Вам не подойдет.