Слайд 1
Школы общественного здоровья
Слайд 2Цель:
изучить опыт работы школ общественного здоровья в России и за
рубежом.
Слайд 3Для достижения поставленной цели обучающийся должен знать:
Исторические этапы подготовки специалистов
в области общественного здоровья;
Программы подготовки в ШОЗ;
Характеристику отдельных ШОЗ за
рубежом и в России;
уметь:
Обосновывать необходимость введения ШОЗ в России;
Проводить критический анализ литературы по проблемам деятельности ШОЗ;
Обсуждать и высказывать свою позицию по проблемам подготовки в ШОЗ.
Слайд 4Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска
– организационная
форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы
проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Слайд 5Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их
семей,
лица с факторами риска и др.)
существуют в форме постоянно действующего
интерактивного общения (например, «коронарные клубы», «школы больных сахарным диабетом», «школы больных астмой», «школы больных гипертонией » и др.).
Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, а также соответствующего информационного обеспечения.
Слайд 6Подготовка в ШОЗ может проходить :
– В виде долгосрочных и
прерывистых циклов обучения;
– В виде краткосрочного обучения (курсы по конкретным
узким темам, летние школы.
Слайд 7Обзор Ассоциации школ общественного здравоохранения позволяет выделить 6 формальных типов
образовательных структур:
Факультет общественного здравоохранения в медицинском институте;
Кафедра общественного здравоохранения на
медицинском факультете университета;
Кафедра общественного здравоохранения в других школах (например, школах социальных наук), университетах и межфакультетских программах;
Школы общественного здравоохранения как подразделения министерств здравоохранения;
Отдельный (самостоятельный) институт общественного здравоохранения;
Независимый научно-исследовательский институт внутри университета.
Слайд 8В учебных планах и программах около 30 ШОЗ наиболее часто
встречаются следующие основные дисциплины:
Введение в общественное здоровье;
Менеджмент общественного здравоохранения;
Эпидемиология;
Биостатистика;
Основы психологии;
Охрана
окружающей среды.
Слайд 9Программы ШОЗ должны:
Формировать у обучающихся установку на лидерство (специалистам общественного
здравоохранения требуются навыки лидеров, чтобы возглавлять коллективы специалистов и вовлекать
в работу представителей общественности и населения) с целью достижения здоровья для всех;
Обеспечивать знания о состоянии здоровья и о системах здравоохранения в странах Европы; предоставлять возможность проведения в некоторых случаях углубленных исследований (как часть учебного курса);
Вовлекать в обучение представителей всех профессий, имеющих отношение к общественному здравоохранению;
Вовлекать в обучение тех, кто уже имеет достаточный опыт в своей области;
Стремиться, чтобы обучение как можно больше соответствовало реальным условиям будущей деятельности.
Слайд 10Основные составляющие учебной программы:
Эпидемиология острых и хронических заболеваний;
Проблемы здоровья
матери, ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека;
Экономика здравоохранения (в том
числе анализ затрат и результатов);
Социологические аспекты здоровья;
Факторы риска окружающей среды и профессиональные факторы риска;
Питание;
Просвещение, основы здорового образа жизни;
Информационные системы, мониторинг и методы проведения научных исследований;
Национальные системы здравоохранения и их деятельность;
Глобальное здоровье;
Менеджмент: принципы и методы.
Слайд 11Недостатки
Чрезмерный акцент на подготовке специалистов для оказания высокоспециализированной помощи в
стационарных условиях.
Недостаточное развитие амбулаторной помощи.
Отсутствие навыков работы в составе группы
для оказания медико-санитарной помощи.
Недостаточные знания и навыки в области первичной медицинской помощи, особенно профилактической, у врачей общей практики.
Слабые навыки коммуникации.
Недостаточные знания по общественному здравоохранению общественному здоровью.
Недостаточные знания по информатике.
Слабые навыки по организации направлений пациентов к врачам-специалистам .
Слабые навыки в области управления.
Излишняя концентрация в процессе подготовки специалистов напатогенетической модели медицины.
Слайд 12
Факультет управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова создан в 1996 году
и осуществляет двухлетнюю подготовку ординаторов по специальности «Организация здравоохранения и
общественное здоровье» по программе 3456 часов.