Слайд 1Шолохов Михаил Александрович
«Я хотел бы ,чтобы мои книги помогали людям
стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку».
Слайд 2«Донские рассказы»
«Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко,
и рассказываемое чувствуешь-перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык,
которым говорит казачество…» А.Серафимович.
Обложка первого издания.
Слайд 3«Поднятая целина»
В 1932 выходит "Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932-1960; Ленинская
премия, 1960) , ставшая событием в литературной жизни страны. Эпическое
повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов Шолохова. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений.
Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Разметнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова. Образ деда Щукаря — одно из замечательных открытий писателя.
Слайд 5Рассказ«Судьба человека»
(1956-57)
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в
чужие края военным ураганом невиданной силы…»
«Что ждёт их впереди? И
хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.»
Слайд 6Рассказ«Судьба человека»
Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в ее
обусловленности, в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями
в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщенно, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира человеческого и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, прогрессивное, утверждение подвига.
Слайд 7«Тихий Дон»
В конце 1926 начинает писать роман "Тихий Дон" (кн.
1-4, 1928-40; Государственная премия СССР, 1941), получивший признание и восторженные
отзывы М. Горького и А. Серафимовича. Роман, принесший писателю мировую известность. Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых.
Слайд 8Роман – эпопея – эпическое произведение, в котором судьба личности
прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи.
Слайд 9Роман-эпопея
В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах
народных". Исторический процесс предстает в эпосе Шолохова в широком движении
масс. Героем романа стал народ.
Действие романа охватывает примерно 10 лет (с 1912-1922). Эти годы вобрали в себя важнейшие события страны – Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война. В ходе этих событий герои решают поражающие своей глобальностью проблемы: определение путей народа и человека в переломную эпоху, выбор и ответственность, нравственность и насилие, любовь и смерть. Но главная проблема – определение человеком своего пути.
Слайд 10Основные проблемы романа:
– взаимоотношения человека и природы;
– раскрытие внутреннего
мира человека;
– противоречивой, многоликой жизни;
– определение человеком своего пути,
-
выбора нравственной истины жизни
– войны и мира, милосердия и жестокости, добра и зла, любви и ненависти.
Слайд 11Образ Григория Мелехова
Поиски правды, “разрешения” противоречий – смысл жизни Григория
Мелехова, главного героя романа.
Были моменты, когда у него бессильно металась
душа, были минуты ослепления, когда ему казалось, что нет в жизни настоящей большой правды, “под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, – и всё”.
Слайд 12
Казак
Харлампий Ермаков - прототип
Григория Мелехова
«Больше всего нужно для
писателя, ему самому- передать движение души человека. Я хотел рассказать
об этом очаровании человека в Григории Мелехове…»
Слайд 13 «Выбор человека зависит от
обстоятельств. Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми».
Фалес
«Человек сам творит свою судьбу. Люди – хозяева жизни».
У. Шекспир
Как разрешает проблему выбора главный герой романа Григорий Мелехов?
Слайд 14Фильм Герасимова «Тихий Дон»
Любовь Григория и Аксиньи – одна из
основных сюжетных линий романа.
Слайд 16 Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота,
верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей
героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню.
У Аксиньи нет ни детей, ни родни:
«У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.
Слайд 17Мирная жизнь или война?
Является ли революция фоном, на котором
развивается любовь героев?
Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и
ближе роман о революции и гражданской войне?
Слайд 18Анализ эпизода
“Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у
шеи строчку воротника. Он догнал его. Распаленный безумием, творившимся кругом,
занёс шашку… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза… Жмурясь, Григорий махнул шашкой… Муть свинцом налила темя … Путано-тяжел был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу…” (кн.1,ч.3, гл.5).
Слайд 19Красные или Белые?
А главное – против кого веду? Против
народа… Кто же прав?…”. Опьяняющая сила власти состарилась и поблекла
в его глазах. Тревога, горечь остались, наваливаясь непереносимой тяжестью, горбя плечи”.
Слайд 20«Cрубил человека зря и хвораю через него…Душа стенить..»
«…Огрубело сердце, зачерствело…
и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория
не впитывало жалости.»
« Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось…
…Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.»
Анализ текста
Слайд 21Анализ
заключительного
эпизода
“Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного
волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку,
конопляные хлопья, пузырёк с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью…
Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели”.
Слайд 23Катарсис (греч. – возвышение, очищение) –
категория философии и эстетики,
обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души
(«очищение через страдание»).
«В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». М. Сервантес
Слайд 24«Главное для писателя то, что ему самому нужно –
ДВИЖЕНИЕ
ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в
Григории Мелехове…»
Слайд 25Вручение Нобелевской премии
Событием стало присуждение Шолохову
в 1965 году
Нобелевской
премии
за роман
"Тихий Дон".
Слайд 26Стиль Шолохова
Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству.
Вот мнение шолоховеда М.Храпченко:
«Шолохов – художник
большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»