Слайд 1Синектика
Выполнил: Ученик НОВГУ.
Группа: 9444. факультет стоматологии.
Сергеев Даниил А.
Слайд 2В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый
метод поиска творческих решений – синектика. В переводе с греческого
– «совмещение разнородных элементов».
В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей с обязательной предварительной подготовкой.
Слайд 3Качества синектора:
Умение абстрагироваться, мысленно отделяться ор предмета обсуждения;
Богатая фантазия;
Способность переключаться,
отходить от навязчивых идей;
Привычка находить необычное в обычном и в
необычном обычное;
Ассоциативное мышление;
Терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами;
Эрудиция, широкий кругозор.
Слайд 4Синекторы в своей работе используют аналогии.
Аналогия – сходство, соответствие двух
предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях.
Суть метода – нахождение
близкого по сущности последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий (поведений) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.
Слайд 5Синектика – это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий.
Типы аналогий,
используемые синекторами
Прямая
Личная
Символическая
Фантастическая
Слайд 6Прямая аналогия
Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области
техники или из живой природы для нахождения образца решения.
Задача: по
трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой – пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для её замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?
Синекторы в своих поисках рассмотрят, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить для предохранения заслонки от трения и стирания.
Слайд 7Личная аналогия (эмпатия)
Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом)
и пытается осознавать, как бы он действовал в данных обстоятельствах.
Представив
себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключается ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрывалась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.
Слайд 8
Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска
образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня,
невидимая кольчуга, отрастающий панцирь.
Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить её слоем нарастающего льда.
Слайд 9Фантастическая аналогия
Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы
его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и
возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и пр.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.
Ввести какие-нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи.
Слайд 10Примеры:
Немецкий астроном И.Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных
тел взаимной любви.
Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными
обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.
Слайд 11
Сравнение
В XVII в. Движение крови в организме сравнивали с морскими
приливами и отливами. Английский врач и физиолог У.Гарвей ввел новую
аналогию – насос – и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.
Слайд 12Этапы решения синектической задачи
Синекторы уточняют и формулируют проблему как она
дана (ПКД).
Синекторы формулируют проблему, как её понимают (ПКП). Проблема дробится
на подпроблемы.
Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей.
Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляется критическая оценка идей, консультации со специалистами, экспертами.