Слайд 1Система государственных закупок
44-ФЗ; 223-ФЗ
основные изменения и пояснения по применению
01.06.2017 по 30.06.2017
Слайд 2Актуальные изменения 44-ФЗ 2017 г.
Унитарные предприятия - аптеки смогут проводить
больше закупок по 223-ФЗ
Федеральным законом от 07.06.2017
№ 108-ФЗ принято изменение, нацеленное на возможность унитарных предприятий, осуществляющих аптечную деятельность проводить свои закупки по правилам 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами».
Поправки вступили в силу 7 июня.
По Закону № 223-ФЗ аптечные унитарные предприятия смогут проводить закупки на средства не принадлежащие бюджетам бюджетной системы.
Чтобы уже в этом году воспользоваться новой возможностью, нужно до 1 сентября изменить или утвердить положение о закупке и план закупки. Их нужно разместить в ЕИС.
Напомним, с 1 января 2017 года
большинство унитарных предприятий
проводят закупки по Закону№ 44-ФЗ.
Применять Закон № 223-ФЗ они могут
в отдельных случаях.
Слайд 3Актуальные изменения 44-ФЗ 2017 г.
Дополнен перечень унитарных предприятий проведение закупок
которых выводится из под действия 44-ФЗ.
Распоряжением Правительства
РФ от 27.06.2017 № 1340-р дополнен перечень федеральных унитарных предприятий имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства .
В перечень вошли более 40 предприятий, на 29.06.2017(дата опубликования в официальном источнике) всего в перечне 116 унитарных предприятий.
Документ: Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 27.06.2017 № 1340-р
Слайд 4Актуальные изменения 44-ФЗ 2017 г.
Обеспечение обороноспособности РФ.
Опубликован Федеральный
закон от 07.06.2017 № 106-ФЗ «О внесении изменений в статьи
93 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».
Суть изменений:
Внесены изменения в статьи 93 и 94 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (в части осуществления закупки
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя),
а именно заключение государственных контрактов
на организацию воинских перевозок
различными видами транспорта.
Слайд 5Актуальные изменения 44-ФЗ 2017 г.
Правительство отменило постановление о запрете проводить
госзакупки у турецких компаний
Отмена носит технический характер, так
как запрет закупать у турецких компаний работы и услуги для государственных нужд перестал действовать с 31.05.2017 г.
Таким образом, правительство привело свои акты в соответствие с Указом Президента РФ № 244 от 31.05.2017 г.
Напомним, с этой даты заказчики не должны включать в закупочную документацию запрет на закупку у турецких компаний. Иначе должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 3 тыс. руб.
Из документации и извещения, которые размещены в ЕИС до 31 мая и содержат запрет заказчик может его не удалять.
Объясняется это тем, что на момент публикации
документы соответствовали законодательству.
Документ: Постановление Правительства РФ
от 02.06.2017 N 672
Слайд 6Разъяснения по 44-ФЗ
Участник гос. закупок не может подтверждать свой опыт
при помощи контракта, содержащего гос. тайну
Вывод Минэкономразвития
касается электронных аукционов на закупку строительных работ, если НМЦК выше 10 млн руб.
При таких закупках заказчик должен установить дополнительное требование об опыте, а участники – подтвердить документами, что ему соответствуют.
Напомним, в чем состоит дополнительные требование:
- у участника в пределах трех лет до даты подачи заявки должен быть опыт исполнения контракта или договора на строительство;
- работы должны относиться к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт;
- стоимость исполненного контракта или договора должна быть не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится закупка.
Документ: Письмо Минэкономразвития России
от 28.04.2017 N Д28и-1681
Слайд 7Разъяснения по 44-ФЗ
Госзаказчик вправе закупить не только новый товар
Сходное мнение госорган высказывал в марте 2017 года.
По Закону N 44-ФЗ заказчик, описывая объект закупки, учитывает, что товар должен быть новым.
Ведомство поясняет: это не обязанность, а право заказчика.
Развивая вывод, можно считать, что допускается закупка и бывшего употреблении, отремонтированного или восстановленного товара.
Документ: Письмо Минэкономразвития России
от 24.04.2017 N ОГ-Д28-5207
Слайд 8Разъяснения по 44-ФЗ
Документация о госзакупке должна содержать всю проектную
документацию
Наличие в документации требований к закупаемым товарам, работам,
услугам, а также проектной документации в полном объеме позволит участникам закупки формировать предложение по исполнению контракта.
Вывод ведомства связан с закупками строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства. Подобная позиция высказывалась и ранее, например в декабре 2016 года.
Сходного мнения придерживается ФАС. Она указывала: если заказчик не включил в документацию в полном объеме проектно-сметную документацию, то он не установил требования к объему закупаемых работ.
Позиции же судов по вопросу о том, можно ли не включать проектно-сметную документацию в закупочную, расходятся.
Напомним, если должностное лицо заказчика не включит проектную документацию в закупочную, ему грозит штраф 3 тыс. руб.
Документ: Письмо Минэкономразвития
от 20.04.2017г. № Д28и-1623
Слайд 9Разъяснения по 44-ФЗ
Минэкономразвития разъяснило, можно ли заявку на участие
в конкурсе по 44-ФЗ подписать факсимиле
Ведомство указало: Законом
№ 44-ФЗ не предусмотрена такая возможность. Участник или уполномоченное им лицо должны подписать прошитую и пронумерованную заявку на участие в конкурсе. Так же заявка должна быть скреплена печатью участника (при наличии).
Хотя в разъяснениях идет речь только об открытом конкурсе, эксперты полагают, что они так же применимы и к запросу котировок, и к запросу предложений.
Если должностное лицо заказчика признает конкурсную заявку надлежащей в случае, когда надо было отказать в допуске к участию,
это может обернуться штрафом. Его размер составит
1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб.
и не более 30 тыс. руб.
Документ: Письмо Минэкономразвития от 24.04.2017г.№ Д28и-1655
Слайд 10Разъяснения по 44-ФЗ
Минэкономразвития снова разъяснило особенности закупок в случае
присоединения к госзаказчику юрлица
Ведомство указало: план-график присоединенного учреждения
применять нельзя.
В связи с реорганизацией вновь созданный заказчик формирует свой собственный план-график и вносит в него сведения о предстоящих закупках.
Отдельно министерство отметило, что при присоединении совокупный годовой объем закупок рассчитывается с момента реорганизации.
При расчете нужно учитывать объем закупок присоединенных организаций.
Сходный вывод Минэкономразвития уже делало, например в декабре 2016 года.
Документ: Письмо Минэкономразвития от
26.04.2017.№ Д28и-1857
Слайд 11Разъяснения по 44-ФЗ
Госзаказчик вправе требовать, чтобы автотранспорт обслуживал и
ремонтировал только официальный дилер
Установить в закупочной документации такое
требование можно, если оно есть в техдокументации на автотранспорт.
Минэкономразвития сделало этот вывод по аналогии с положением Закона № 44-ФЗ об исключениях из обязательного условия о поставке эквивалента.
Таким образом, если технической документацией на автотранспорт допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно.
Документ: Письмо Минэкономразвития России
от 07.04.2017№
Слайд 12Разъяснения по 44-ФЗ
Минэкономразвития не рекомендует проводить запрос котировок, когда
от участника требуется лицензия
При проведении запроса котировок на
лицензируемый вид деятельности, заказчик в извещении обязан указать, что у участника должна быть лицензия на выполнение данного вида ТРУ.
Однако при этом в состав заявки ( ч.3, ст. 73 Закона 44-ФЗ) копия лицензии не включена, и требовать предоставления от участника документов, не перечисленных в составе заявки согласно данной части статьи заказчик, не может.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.
Учитывая изложенное, Минэкономразвитие не рекомендует осуществлять закупки товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок. Похожее мнение министерство высказывало еще в 2015
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1971
Слайд 13 По мнению ведомства, в контракт не должно быть
включено условие о возникновении у заказчика прав на участок, передаваемый
вместе со зданием.
Исключение - права на участок под нежилым зданием, необходимый для его использования.
Если договором не определено, какое именно право на участок передается, то считается переданным право пользования. Его срок равен сроку аренды, отмечает министерство, опираясь на положения ГК.
Документ: Письмо Минэкономразвития России
от 02.05.2017 № Д28и-1963
Разъяснения по 44-ФЗ
Минэкономразвития пояснило, может ли госконтракт на аренду здания содержать условие о праве на землю
Слайд 14 Согласно Приказу Минэкономразвития от 11.01.2017 № 2, опубликованному
26.06.2017 в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий,
строений, сооружений и закрепленных за ФГУ или ФГУПом, а также находящихся в казне РФ
в такие договоры включаются следующие условия:
1) условие об обязанности арендатора по использованию объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением;
2) условие об обязанности арендатора по проведению за свой счет текущего ремонта арендуемого объекта недвижимости;
3) условие об обязанности арендатора по содержанию объекта недвижимости в исправном состоянии (техническом, санитарном, противопожарном);
4) условие об обязанности арендатора по страхованию имущественных интересов, связанных с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц на весь срок действия договора, а также по страхованию имущественных интересов, связанных с риском утраты/гибели или повреждения объекта недвижимости, в пользу арендодателя на весь срок действия договора;
5) условие об обязанности арендатора предоставлять арендодателю информацию о заключенных договорах страхования, вносимых в них изменениях и (или) их расторжении, путем направления уведомления заказным письмом.
Разъяснения по 44-ФЗ
Определены условия, которые рекомендуется включать в договоры аренды
Слайд 15Разъяснения по 44-ФЗ
ФАС разъяснила, как госзаказчику установить требования к
остаточному сроку годности медизделий
Из разъяснений антимонопольной службы следует:
остаточный
срок годности надо обосновать. Он не может превышать планируемый период использования медицинского изделия.
От последнего правила можно отступить по объективным причинам;
срок надо определить как конкретный период или дату;
не нужно устанавливать срок в процентах;
можно включать в описание срока слова "не менее";
нельзя требовать от участников указывать срок в заявке.
Ранее ФАС поясняла только то, как прописать в закупочной документации требование к остаточному сроку годности лекарственных препаратов.
Документ: Письмо ФАС России от 24.05.2017 N ИА/34601/17
Слайд 16 По общему правилу, установленному Законом о контрактной системе,
изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Исключением являются случаи, когда изменение условий контракта было предусмотрено документацией о закупке и контрактом (увеличение или уменьшение количества закупаемого товара, объема работ или услуг, а также цены контракта не более чем на 10 процентов).
Если такое условие не было предусмотрено документацией
о закупке, то при возникновении необходимости
выполнения дополнительных работ, не предусмотренных
контрактом, проводится новая процедура закупки
в соответствии с положениями названного закона.
Документ: Письмо Минфина России
от 09.06.2017 N 24-03-05/36403
Разъяснения по 44-ФЗ
Закупка дополнительных работ, не предусмотренных госконтрактом, осуществляется в рамках новой процедуры
Слайд 17 В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа
рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена
с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Отмечено также, что поскольку цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.
Документ: Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713
Разъяснения по 44-ФЗ
Применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при обосновании НМЦК в соответствии с законом о контрактной системе
Слайд 18 В соответствии с другим письмом Минфина, согласно части
6 статьи 22 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) метод сопоставимых
рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Также установлено, что в случае невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчик вправе применить иные методы.
В этом случае в обоснование НМЦК цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Документ: Письмо Минфина России
от 16.06.2017 № 24-02-06/37730
Разъяснения по 44-ФЗ
Закон о контрактной системе не запрещает использование заказчиком при обосновании НМЦК иных методов, не указанных в законе
Слайд 19 В соответствии с п. 3, ч. 7 ст.
99 Закона о контрактной системе предоставляет право должностным лицам органов
внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в сфере закупок, содержащие конкретные действия для устранения нарушения.
По вопросу возникновения права подписания государственного (муниципального) контракта, заключение которого невозможно до даты исполнения такого предписания, Минфин России сообщает, что возможность подписания государственного (муниципального) контракта возникает с момента устранения выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено получение дополнительного согласования с органом внутреннего государственного (муниципального) контроля
возможности заключения контракта по соответствующей закупке
после исполнения ранее выданного предписания.
Документ: Письмо Минфина от 20 июня 2017 г. N 24-04-08/38409
Разъяснения по 44-ФЗ
Государственный контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, выданного органами внутреннего государственного финансового контроля
Слайд 20 Согласно 44-ФЗ заказчик при определении поставщика вправе установить
требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства
(СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Подтверждением надлежащего выполнения требования о привлечении к исполнению контракта СМП, СОНО может являться договор с поставщиком товара (субподрядчиком, соисполнителем) из числа соответствующих экономических субъектов.
При этом неисполнение обязанности по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО не может являться основанием для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в соответствии с ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
Минфин России обращает внимание на положения Закона, согласно которым в контракты, предусматривающие обязанность привлечения СМП, СОНО, также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение данного условия.
Документ: Письмо Минфина России от 20.06.2017 N 24-02-06/38404
Разъяснения по 44-ФЗ
Нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательного условия о привлечении СМП, СОНО к соисполнению гос.контракта влечет применение к нему мер гражданско-правовой ответственности
Слайд 21 По общему правилу в случае осуществления закупки товаров,
работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 21.03.2016 N 471-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Указанный перечень содержит наименования объектов закупок и кодов ОКПД2. Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции с учетом специфики закупки.
В связи с тем, что архитектурно-строительное проектирование содержится в нескольких кодах ОКПД2, имеется неопределенность в отнесении таких работ к конкретному коду ОКПД2.
Минфин России считает, что заказчик вправе осуществить такую закупку путем проведения электронного аукциона или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе открытого конкурса.
Документ: Письмо Минфина России
от 09.06.2017 № 24-02-08/36404
Разъяснения по 44-ФЗ
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке работ по архитектурно-строительному проектированию
Слайд 22 В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст.
31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ не допускается участие в
закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
В целях реализации данной нормы закона на сайте
Генеральной прокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц,
привлеченных к административной ответственности по статье 19.28
Кодекса РФ об административных правонарушениях для обеспечения заинтересованным лицам возможности получения содержащихся в нем сведений.
Ссылка на сайт: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/
Разъяснения по 44-ФЗ
Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение
Слайд 23 Выделим наиболее значимые нововведения, которые утвердило правительство Постановлением
от 20.05.2017г. № 608.
Постановление вступило в силу
07.06.2017г., за исключением отдельных пунктов.
1. Заказчики по 223-ФЗ будут готовить годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у малого и среднего бизнеса по новой форме. Форма начинает действовать с 2018 года, поэтому использовать ее заказчики будут при составлении отчета за текущий год.
2. В новой форме заказчикам потребуется указывать больше сведений, чем в прежней. Отдельно нужно будет указать данные о годовом объеме закупок у СМП.
3. С 01.06.2017г. дочерние и «внучатые» хозяйственные общества госкомпаний обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП независимо от объема выручки. Для ХозОбщ., доля участия в уставном капитале которых субъекта РФ или муниципального образования превышает 50%, обязанность осуществлять закупки у субъектов МСП с 01.06.2017г. возникает, если объем выручки за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей.
В 2017 году данные компании должны осуществить закупок у МСП в размере не менее чем 9% от совокупного стоимостного объема договоров, заключенных во втором полугодии 2017 года. Из них не менее 5% должны быть осуществлены только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для заказчиков по 223-ФЗ появились новшества в сфере закупок у малого и среднего бизнеса
Изменения 223-ФЗ с 01.01.2017
Слайд 24 По мнению Минэкономразвития, заказчик вправе самостоятельно в положении
о закупке установить порядок закупки лекарств. В том числе и
указание торговых наименований.
Чтобы действия заказчика не были признаны ограничивающими конкуренцию, рекомендуем в положении о закупке закрепить:
общее правило о том, что лекарства закупаются по международным непатентованным наименованиям, а если таковых нет - по химическим, группировочным наименованиям;
конкретные случаи, когда при закупке лекарств можно указать их торговые наименования.
Документ: Письмо Минэкономразвития России
от 26.04ю2017 № Д28и-1865
Разъяснения по 223-ФЗ
Указывать торговые наименования лекарств при закупке по 223-ФЗ можно, но с осторожностью
Слайд 25Разъяснения по 223-ФЗ
Заказчик по 223-ФЗ может ограничить участие
в своих закупках юр.лиц-нарушителей
Минэкономразвития считает: заказчик вправе потребовать
в документации, чтоб в отношении участника не было вступившего в силу решения суда.
Речь идет о решениях по применению санкций за нарушение договорных обязательств.
Чтобы включить в документацию такое требование, возможность его установить советуем закрепить в положении о закупке. Ведь именно положение о закупке по Закону № 223-ФЗ это основной документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 № Д28и-1866
Слайд 26Благодарим за внимание!
8(495)276-16-26