Разделы презентаций


Система обучения иностранным языкам и культурам студентов языковых

Содержание

Вопросы для обсуждения Какие подсистемы входят в систему обучения иностранным языкам (ИЯ)?Что является обобщенной целью и результатом обучения ИЯ студентов языковых специальностей?Какие цели обучения ИЯ предусматривает современная методика?Чем отличается предметный аспект

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Система обучения иностранным языкам и культурам студентов языковых специальностей (преподавателей,

переводчиков)

Система обучения иностранным языкам и культурам студентов языковых специальностей (преподавателей, переводчиков)

Слайд 2Вопросы для обсуждения
Какие подсистемы входят в систему обучения иностранным языкам

(ИЯ)?
Что является обобщенной целью и результатом обучения ИЯ студентов языковых

специальностей?
Какие цели обучения ИЯ предусматривает современная методика?
Чем отличается предметный аспект содержания обучения ИЯ от процессуального ?
В чем разница между общедидактическими и методическими принципами обучения ИЯ?
Какой метод обучения ИЯ считается основным в современной методике?
Какие средства обучения ИЯ относятся к основным?
Какие организационные формы обучения ИЯ наиболее эффективны?

Вопросы для обсуждения Какие подсистемы входят в систему обучения иностранным языкам (ИЯ)?Что является обобщенной целью и результатом

Слайд 3  Система обучения ИЯ
Система - совокупность элементов, которые состоят в отношения

и связях друг с другом и образуют определенную целостность, единство.
Система

обучения ИЯ - совокупность основных компонентов учебного процесса, которые определяют отбор иноязычного материала для занятий, формы его представления, методы и способы обучения, а также способы его организации.

  Система обучения ИЯ Система - совокупность элементов, которые состоят в отношения и связях друг с другом

Слайд 4Особенности системы обучения ИЯ
Функциональность
Способность

функционирования системы в процессе обучения в зависимости от поставленной цели
  

Сложность 
Система охватывает много подсистем, которые в процессе обучения вступают в определенные взаимосвязи одна из одной и со средой как целостные образования, которые находятся в определенной иерархической зависимости 
 
Открытость 
Система поддается влиянию со стороны среды и готовая включать в свою структуру новые подсистемы, появление которых предопределено достижениями самой методики и смежных с ней наук

Особенности системы обучения ИЯ    Функциональность   Способность функционирования системы в процессе обучения в

Слайд 5Основные виды обучения ИЯ

Основные виды обучения ИЯ

Слайд 6Составляющие части учебного процесса

Составляющие части  учебного процесса

Слайд 7Организация обучения ИЯ
подходы к о. (исходные концептуальные положения)
цели о. («с

какой целью учить?»)
содержание о. («чему учить?»)
принципы о. («как организовать

учебный процесс?»)
методы о. («как учить?» - путь к поставленной цели)
средства о. («с помощью чего учить?»)
формы о. («какие занятия проводить?»)
условия о. («что обеспечивает эффективность организации обучения?») 

Организация обучения ИЯ подходы к о. (исходные концептуальные положения)цели о. («с какой целью учить?»)содержание о. («чему учить?»)

Слайд 8Подход к обучению ИЯ
Подход к обучению ИЯ

- базовая категория обучения ИЯ, которая определяет стратегию обучения и

выбор метода обучения, с помощью которой реализуется эта стратегия.

Подход к обучению ИЯ   Подход к обучению ИЯ - базовая категория обучения ИЯ, которая определяет

Слайд 9Основные подходы к обучению ИЯ
Компетентностный: формирование у студентов профессионально ориентированной

иноязычной коммуникативной компетенции
Коммуникативно-деятельностный (личностно- деятельностный): обучение иноязычной деятельности через иноязычную

деятельность
Культурологический: формирование у студентов межкультурной коммуникативной компетенции

Основные подходы к обучению ИЯ Компетентностный: формирование у студентов профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенцииКоммуникативно-деятельностный (личностно- деятельностный): обучение

Слайд 10Основные подходы к обучению ИЯ
Рефлексивный: формирование у студентов рефлексивной компетенции

(способности к самонаблюдению ...)
Уровневый: процесс обучения ИЯ ориентирован на уровни

владения языком, определенные Советом Европы (открытие, выживание, рубежный, продвинутый, автономный, компетентный)
Студентоцентрированный: учебный процесс ориентирован на студента
Профессионально ориентированный: взаимосвязанное формирование у студентов иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенций (преподавателя/переводчика)

Основные подходы к обучению ИЯ Рефлексивный: формирование у студентов рефлексивной компетенции (способности к самонаблюдению ...)Уровневый: процесс обучения

Слайд 11Что является стратегической целью и результатом обучения ИЯ студентов языковых

специальностей?

Что является стратегической целью и результатом обучения ИЯ студентов языковых специальностей?

Слайд 12 Стратегическая цель и результат обучения ИЯ
Результат любого языкового образования -

сформированная языковая личность.
Результат образования в отрасли иностранных языков - вторичная

языковая личность как показатель способности человека брать полноценное участие в межкультурной коммуникации.

Стратегическая цель и результат обучения ИЯ  Результат любого языкового образования - сформированная языковая личность.Результат образования

Слайд 13Языковая личность
Языковая личность - любой носитель того или

другого языка, охарактеризованный на основе анализа созданных им текстов с

точки зрения использования средств этого языка для отображения окружающей действительности (картины мира) (А.Н.Щукин, 2007 г.).

Языковая личность   Языковая личность - любой носитель того или другого языка, охарактеризованный на основе анализа

Слайд 14 Компоненты языковой личности (по В.В.Красных, 2001 г.)
1. Человек, который говорит
2. Собственно

языковая личность
3. Речевая личность
4.Коммуникативная личность

Компоненты языковой личности (по В.В.Красных, 2001 г.) 1. Человек, который говорит2. Собственно языковая личность3. Речевая личность4.Коммуникативная

Слайд 15 Компоненты содержания языковой личности (по В.А.Масловой, 2007 г.)
Ценностный
Личностный
Культурологический

Компоненты содержания языковой личности (по В.А.Масловой, 2007 г.) ЦенностныйЛичностныйКультурологический

Слайд 16 Модель языковой личности (по Ю.Н. Караулову, 1987 г.)
Нулевой уровень - вербально-семантический
Первый

уровень - когнитивный
Второй уровень - прагматический

Модель языковой личности (по Ю.Н. Караулову, 1987 г.) Нулевой уровень - вербально-семантическийПервый уровень - когнитивныйВторой уровень

Слайд 17 Модель языковой личности и задания методики обучения языку (по Ю.Н. Караулову,

1987 г.)
Нулевой уровень - формирование автоматизированных навыков использование типичных структур

Первый уровень - развертывание текста по темам и
семантическим полям; сжатие исходного текста к "проблеме

Второй уровень - выбор языковых средств, соответствующих коммуникативным требованиям их использования

Модель языковой личности и задания методики обучения языку (по Ю.Н. Караулову, 1987 г.)

Слайд 18 Вторичная языковая личность (по Н.Д. Гальсковой, 2004 г.)
Вторичная языковая

личность -совокупность способностей/готовности человека к продуцированию речевых действий в условиях

аутентичного общения с представителями других культур.

Вторичная языковая личность (по Н.Д. Гальсковой, 2004 г.)   Вторичная языковая личность -совокупность способностей/готовности человека

Слайд 19 Модель вторичной языковой личности (по И.И. Халеевой, 1989 г.)
Нулевой уровень - вербально-семантический
Первый

уровень – когнитивный
(тезаурус 1 + тезаурус 2)
Второй уровень -

прагматический
Модель вторичной языковой личности (по И.И. Халеевой, 1989 г.) Нулевой уровень - вербально-семантическийПервый уровень – когнитивный

Слайд 20 3. Какие целые обучения ИЯ предусматривает современная методика?

3. Какие целые обучения ИЯ предусматривает современная методика?

Слайд 21Цели обучения ИЯ

Цели обучения ИЯ

Слайд 22Вспомните термины
Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция (ПИКК) –

владение ИЯ как предметом и средством обучения межкультурному диалогу

в будущей деятельности преподавателя ИЯ / переводчика.

Вспомните термины  Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция (ПИКК) –   владение ИЯ как предметом и средством

Слайд 23 Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК)
умения успешно решать задания

взаимопонимания и взаимодействия с носителями языка, который изучается, в соответствии

с нормами и культурными традициями в условиях прямого и опосредствованного контактов.

Иноязычная коммуникативная  компетенция (ИКК)    умения успешно решать задания взаимопонимания и взаимодействия с

Слайд 24 Компоненты практической цели обучения ИЯ
Практическая ИКК
ИКК
Речевые компетенции
в Г, А,

Ч, П, Переводе
Лингвосоциокультурная компетенция
Языковые компетенции: фонетическая, лексическая, грамматическая, орфографическая
Учебно-стратегическая компетенция

Компоненты практической цели обучения ИЯ Практическая ИККИККРечевые компетенции в Г, А, Ч, П, ПереводеЛингвосоциокультурная компетенцияЯзыковые компетенции:

Слайд 25 Общеевропейские рекомендации по языковому образованию (ОЗЕР)

Общеевропейские рекомендации по языковому образованию (ОЗЕР)

Слайд 26 В 80-90-х годах-Проект № 12: «Овладение современными языками и

обучением для общения» ("Learning and teaching modern languages for communication")
Пороговые

уровни (threshold levels) как специфические цели овладения иностранным языком.
Три уровня начального (базового) овладения языком:
у р о в е н ь «в ы ж и в а н и я»
(survival level),
2) «н а пути к яз ы к у» (waystage level),
3) пороговый уровень (threshold level).
В 80-90-х годах-Проект № 12: «Овладение современными языками и обучением для общения» (

Слайд 27ESL Levels according to "Common European Framework of Reference: Learning,

Teaching, Assessment"

ESL Levels  according to

Слайд 28Уровни овладения иностранным языком

Уровни овладения иностранным языком

Слайд 29Уровни овладения иностранным языком будущими учителями/переводчиками по ОЗЕР

Уровни овладения иностранным языком будущими учителями/переводчиками по ОЗЕР

Слайд 30 Пример структурирования целей обучения (общее аудирование)

Пример структурирования целей обучения (общее аудирование)

Слайд 31 Подсистема целей обучения общего аудирования студентов 1 курса (пример)

Подсистема целей обучения общего аудирования студентов  1 курса (пример)

Слайд 32 Задание обучения аудированию студентов 1 курса в пределах модуля 1

(пример)

Задание обучения аудированию студентов 1 курса в пределах модуля 1 (пример)

Слайд 33 Подсистема целей обучения профессионально ориентированного аудированию будущих преподавателей (пример)

Подсистема целей обучения профессионально ориентированного аудированию будущих преподавателей (пример)

Слайд 34
4. Чем отличается предметный аспект содержания обучения ИЯ
от процессуального

4. Чем отличается предметный аспект содержания обучения ИЯ от процессуального ?

Слайд 35Компоненты содержания обучения ИЯ
Предметный
Процессуальный

Компоненты содержания  обучения ИЯПредметныйПроцессуальный

Слайд 36Предметный аспект содержания обучения
1. Сферы и виды общения, функции, ситуации и

роли невербальные средства коммуникации
Коммуникативные цели и намерения
Темы, проблемы и тексты
2. Лингвосоциокультурный

материал (страноведческий и лингвострановедческий)
Ориентация в социальной ситуации и управление ею
3. Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический)
4. Учебные и коммуникативные стратегии



Предметный аспект содержания обучения1.	Сферы и виды общения, функции, ситуации и роли невербальные средства коммуникацииКоммуникативные цели и намеренияТемы,

Слайд 37 Процессуальный аспект содержания обучения ИЯ
1. Профессиональные умения аудировать, говорить, читать, писать,

переводить и упражнения для их развития
• Соответствующие знания
2. Профессиональные умения вступать

в коммуникативные отношения и упражнения для их развития
Навыки оперирования лингвосоциокультурным материалом и упражнения для их формирования
Соответствующие знания
Навыки оперирования языковым материалом и упражнения для их формирования
• Соответствующие знания
3. Профессиональные умения оперирования учебными и коммуникативными стратегиями и упражнения для их развития
•Соответствующие знания
 

Процессуальный аспект содержания обучения ИЯ 1. Профессиональные умения аудировать, говорить, читать, писать, переводить и упражнения для

Слайд 38 Коммуникативно-речевая ситуация
Определение:
динамическая система взаимодействующих конкретных факторов

объективного и субъективного планов, которые вовлекают человека в речевое общение

и определяют ее поведение в пределах одного акта общения.
(В.Л. Скалкин, 1989 г.)

Коммуникативно-речевая ситуация   Определение:   динамическая система взаимодействующих конкретных факторов объективного и субъективного планов,

Слайд 39 Факторы коммуникативно-речевой ситуации

Факторы коммуникативно-речевой ситуации

Слайд 40Пример
Пример:
Вы приехали на стажировку в Великобританию. Вам необходимо найти место

для проживания. Вы нашли объявление в газете и решили позвонить

по телефону.
Текст объявления:
Назовите себя.
Расспросите об условиях проживания. Поинтересуйтесь размером оплаты. Выясните, на какой срок кажется комната.
Договоритесь о встрече.




Пример Пример:Вы приехали на стажировку в Великобританию. Вам необходимо найти место для проживания. Вы нашли объявление в

Слайд 41 Принципы отбора содержания обучения ИЯ

Принцип необходимости и достаточности содержания для

реализации целей обучения межкультурному общению
Принцип доступности для усвоения содержания обучения

в целом и его частей в частности
Принцип профессиональной направленности содержания обучения

Принципы отбора содержания обучения ИЯ Принцип необходимости и достаточности содержания для реализации целей обучения межкультурному общениюПринцип

Слайд 42 Языковые минимумы
Лексический
Грамматический
Фонетический

Языковые минимумы  ЛексическийГрамматическийФонетический

Слайд 43Образцы лексических минимумов

Образцы лексических минимумов

Слайд 44 Какой метод обучения ИЯ считается основным в современной методике?

Какой метод обучения ИЯ считается основным в современной методике?

Слайд 45Методы-направления обучения ИЯ
Прямые
Сознательные
Комбинированные
Интенсивные

Методы-направления обучения ИЯ ПрямыеСознательныеКомбинированныеИнтенсивные

Слайд 46 Принципы коммуникативного метода (методической системы) обучения ИЯ (по Ю.И. Пассову, 1991

г.)
Речевая направленность учебного процесса
Индивидуализация процесса обучения ИЯ при руководящей роли

ее личностного аспекта как главного средства создания мотивации и активности студентов
Функциональность, которая обеспечивает отбор иноязычного материала, адекватного процесса коммуникации
Ситуативность: средство речевой стимуляции как условие развития речевых навыков
Новизна: постоянное изменение предмета разговора, обстоятельств, заданий и тому подобное


Принципы коммуникативного метода (методической системы) обучения ИЯ (по Ю.И. Пассову, 1991 г.) Речевая направленность учебного

Слайд 47 Методы обучения ИЯ студентов языковых специальностей (метод-способ обеспечения взаимодействия студента

и преподавателя)
Методы преподавателя
Методы студента
Само/взаимоконтроль
контроль
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРЕНИРОВКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРАКТИКИ
ОБЩЕНИЯ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ
ОСМЫСЛЕНИЕ
ТРЕНИРОВКА
ПРАКТИКА

Методы обучения ИЯ студентов языковых специальностей (метод-способ обеспечения взаимодействия студента и преподавателя) Методы преподавателяМетоды студентаСамо/взаимоконтрольконтрольДЕМОНСТРАЦИЯОБЪЯСНЕНИЕОРГАНИЗАЦИЯТРЕНИРОВКИОРГАНИЗАЦИЯПРАКТИКИОБЩЕНИЯОЗНАКОМЛЕНИЕОСМЫСЛЕНИЕТРЕНИРОВКАПРАКТИКА

Слайд 48 Приемы реализации интерактивной обучения ИЯ (прием - элементарное методическое действие)
Кооперативное

обучение
Коллективное групповое обучение
Ситуативное модели-рование
Прорабатывание
дискуссионных
вопросов

Приемы реализации интерактивной обучения ИЯ (прием - элементарное методическое действие) Кооперативное обучениеКоллективное групповое обучениеСитуативное модели-рованиеПрорабатываниедискуссионныхвопросов

Слайд 49Технология обучения ИЯ
Определение: совокупность специально отобранных и расположенных

в определенном порядке приемов работы преподавателя, с помощью которых достигаются

поставленные на занятии цели формирования межкультурной коммуникативной компетенции с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени

Технология обучения ИЯ   Определение: совокупность специально отобранных и расположенных в определенном порядке приемов работы преподавателя,

Слайд 50 Основные характеристики технологии обучения ИЯ
Результативность
Экономичность
Эргономичность
Мотивированность

Основные характеристики технологии обучения ИЯ РезультативностьЭкономичность Эргономичность Мотивированность

Слайд 51Модель обучения ИЯ
Определение: Идеальная (модельная) реализация основных положений

определенного метода обучения в учебном процессе.
Цель разработки: Материализовать

предложенную технологию обучения, которая отвечает определенному методу.

Модель обучения ИЯ   Определение: Идеальная (модельная) реализация основных положений определенного метода обучения в учебном процессе.

Слайд 52 7. Какие средства обучения ИЯ относятся к основным?

7. Какие средства обучения ИЯ относятся к основным?

Слайд 53Средства обучения ИЯ
Определение: комплекс учебных пособий и технических

устройств, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по формированию

у студентов межкультурной коммуникативной компетенции и деятельностью студентов по овладению этой компетенцией.

Средства обучения ИЯ  Определение: комплекс учебных пособий и технических устройств, с помощью которых осуществляется управление деятельностью

Слайд 54Типологии средств обучения
Для преподавателя, для студентов, для преподавателя и студентов
Основные,

вспомогательные, дополнительные
Нетехнические, технические

Типологии средств обучения Для преподавателя, для студентов, для преподавателя и студентовОсновные, вспомогательные, дополнительныеНетехнические, технические

Слайд 55 Принципы (П.) создания системы средств обучения (по Е.С. Полат, 2002 г.)
П.

функциональности
П. сознания и творческой активности студентов
П. наглядности
П. позитивного эмоционального фона
П.

индивидуализации и дифференциации обучения

Принципы (П.) создания системы средств обучения (по Е.С. Полат, 2002 г.) П. функциональностиП. сознания и творческой

Слайд 56 Средства обучения ИЯ студентов языковых специальностей Государственный стандарт подготовки преподавателя/переводчика Типичная

и рабочая модульная программы по ИЯ Учебно-методический комплекс по ИЯ

Средства обучения ИЯ студентов языковых специальностей Государственный стандарт подготовки преподавателя/переводчика  Типичная и рабочая модульная

Слайд 57 Языковой портфель филолога как средство обучения ИЯ
Новое технологическое средство обучения, которое

содействует развитию как иноязычной коммуникативной деятельности студентов, так и их

личностному развитию как субъектов образовательного процесса.
Пакет рабочих материалов, которые отображают результаты учебной деятельности студентов.
Языковой портфель филолога как средство обучения ИЯ Новое технологическое средство обучения, которое содействует развитию как иноязычной

Слайд 58 8. Какие организационные формы обучения ИЯ наиболее эффективны?

8. Какие организационные формы обучения ИЯ наиболее эффективны?

Слайд 59 Организационные формы обучения ИЯ
Аудиторное практическое занятие
Внеаудиторное практическое занятие (включая домашнюю

подготовку)
Лабораторное занятие
Семинарское занятие
Консультация
Коллоквиум
Учебная практика
Зачет
Экзамен
Собеседование

Организационные формы  обучения ИЯ Аудиторное практическое занятиеВнеаудиторное практическое занятие (включая домашнюю подготовку)Лабораторное занятиеСеминарское занятие Консультация

Слайд 60 Типы занятий по ИЯ по дидактичной функции
Аудиторная работа
Типы интегрированных практических

занятий:
1) подача нового учебного материала
2) тренировка в общении
3) практика в

общении

Типы занятий по ИЯ по дидактичной функции Аудиторная работаТипы интегрированных практических занятий:1) подача нового учебного материала2)

Слайд 61Внеаудиторная работа
(1/3-2/3 учебных часа от аудиторной работы)
Типы внеаудиторных занятий :
направленные

на овладение знаниями
направленные на совершенствование речевых навыков
3) направленные на совершенствование

речевых навыков и развитие умений на овладение навыками общения
4) направленные на комплексное овладение знаниями, речевыми навыками и речевыми умениями
5) направленные на самоконтроль

Внеаудиторная работа(1/3-2/3 учебных часа от аудиторной работы)Типы внеаудиторных занятий :направленные на овладение знанияминаправленные на совершенствование речевых навыков3)

Слайд 62 Принципы модульной обучения ИЯ (по Е.Н. Солововой, 2008 г.)
Принцип модульности структурного

содержания
Принцип гибкости, динамической, нелинейности
Принцип рефлексивной деятельности и междисциплинарности
Принцип (П.) автономности

обучения и равной ответственности (п. осознания перспектив,
п. всестороннего методического консультирования, п. паритетности)

Принципы модульной обучения ИЯ (по Е.Н. Солововой, 2008 г.) Принцип модульности структурного содержанияПринцип гибкости, динамической, нелинейностиПринцип

Слайд 63Принципы управления образовательными системами
Ориентация на студента
Лидерство
Привлечение преподавателей
Процессуальность
Принятие решений

на основе фактов
Системность в менеджменте; непрерывное улучшение результатов работы
Взаимовыгодные взаимоотношения

со школами

Принципы управления образовательными системамиОриентация на студентаЛидерство Привлечение преподавателей Процессуальность Принятие решений на основе фактовСистемность в менеджменте; непрерывное

Слайд 64 Условия успешной реализации системы обучения ИЯ
Уровень сформированности у преподавателя межкультурной

коммуникативной и методической компетенций
Профессиональная направленность студентов
Мотивированность студентов и

преподавателей
Объемы учебной нагрузки студентов и преподавателей
Уровень автономности студентов
Эффективность работы всех служб учебного заведения

Условия успешной реализации системы обучения ИЯ  Уровень сформированности у преподавателя межкультурной коммуникативной и методической

Слайд 65 Какие знания Вы приобрели по этой проблеме?

Какие знания Вы приобрели по этой проблеме?

Слайд 66Ваши вопросы?

Ваши вопросы?

Слайд 67Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика