Слайд 1 Система
педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении
Слайд 2Г.С. Батищев
«Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его
включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется…»
Слайд 3Идеи теоретиков гуманистического воспитания
Семья — это место, где начинается формирование
человека, забота родителей о нравственности ребенка — их прямая обязанность.
Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка.
Слайд 4Идеи теоретиков гуманистического воспитания
Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует
признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах
страх и лицемерие.
Доступность образования для всех, независимо от общественного и имущественного положения — есть залог развития гуманистического общества.
Слайд 5Идеи теоретиков гуманистического воспитания
«Чем глубже культура учителя и чище его
нравы, тем более прочные ростки добродетели и учености он оставит
в детях своим преподаванием»,— утверждал Веджо Маффео (1407—1458) итальянский гуманист, поэт, юрист.
Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла. Семена добра необходимо взращивать.
Слайд 6Идеи теоретиков гуманистического воспитания
Следует признать всеобщую склонность людей к познанию,
неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать
неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
Слайд 7Вневременные истины
У каждого человека есть право на жизнь, и ни
у кого нет права лишать его жизни — человек теряет
в себе человеческое, преступая это право.
Каждый человек имеет право быть собой, т. е. распоряжаться собой. И никто другой не имеет права использовать его в качестве средства для достижения своих целей.
Слайд 8XXI век
определение себя как ответственной и свободной единицы человечества —
это главная цель образования человека XXI века
образование представляет собой социально-педагогический
проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.
Слайд 9Примеры социально-педагогических проектов
опыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И.
П. Иванова, многочисленных коммунарских объединений периода 60—70-х годов XX в.,
(например, «Орленок», создавший социальный феномен духовности и романтизма). Социально-педагогическим проектом являются школа А. Н. Тубельского (г. Москва), школа И. Д. Фрумина (г. Красноярск), в России немало школ, которые работают в идеологии создания воспитательной системы (научная школа Л. И. Новиковой).
Слайд 10Педагог-гуманист
человек, занимающий позицию «социального оптимиста». Жизнь не представляется ему в
виде «прожекта-мечты», и сам себя он не видит в качестве
героя. Социальный оптимизм — это философия жизни
Слайд 11Актуальным для гуманистического подхода
является осмысление возможностей и самостоятельных усилий самого
человека для его подлинного самоосуществления (Н. Бердяев, М. Бубер, А.
Камю, С. Къеркегор, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж.П. Сартр, С. Франк М. Хайдеггер, Ф.А. Хайек, К. Ясперс и др.). Подлинное самоосуществление человека происходит через обретение свободы творчества и самоопределения.
Слайд 12Свобода
Н.Бердяев: «самоопределение изнутри, из глубины, и противоположна всякому определению
извне, которое есть необходимость»
Ф.А. Хайека: «Только через отрицание свободы
как особой (необходимой) организации общества и утверждения ее как самостоятельности индивида человечество приходит к постижению свободы как состояния, которое нельзя измерить или декларировать, но которое дается человеку самим фактом его существования, самоопределения и самореализации»
Слайд 13 Воспитание в гуманистической
педагогике
воспитание — это привнесение в сознание подрастающего поколения идеи возможности
существования и развития общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности
Слайд 14Проблема педагогики
— это вечная проблема определения целей и средств
Слайд 15В основе исследования:
Концепция педагогической поддержки (О.С. Газман);
Парадигма педагогической поддержки (Г.Б.
Корнетов)
Теоретические подходы к сущности «поддерживающей» позиции педагога (В.П. Бедерханова, И.А.
Колесникова)
Слайд 16Саморазвитие
(М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман...)
любая активность субъекта, осуществляемая
сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящая к прогрессивным
изменениям психических, физических функций, социальных способностей;
2) как осознанная активность субъекта, направленная на развитие «самости», индивидуальности, целостности личности для самореализации
Слайд 17 Свободоспособность ребенка
основной результат педагогической поддержки
способность ребенка
самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную заданность) строить
свою судьбу, отношения с миром, реализовать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.
Слайд 18Сущностные характеристики педагогической поддержки ребенка
оказание внешней помощи в самостоятельных усилиях
человека;
проявление заботы о человеке, которая реализуется в практической деятельности
и направлена на укрепление его сил в самостоятельном движении к свободному самоосуществлению (М. Хайдеггер).
Слайд 19взгляд на ребенка как субъекта собственного развития;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:
Слайд 20ценностно-смысловое равенство участников образовательного процесса, отказ от ролевого подхода «учитель»
- «ученик»;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:
Слайд 21создание условий для самоопределения, самоидентификации и самореализации участников образовательного процесса;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:
Слайд 22помощь ребенку в решении собственных проблем.
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:
Слайд 23особый метод воспитания, направленный на оказание помощи ребенку в решении
проблем социализации и индивидуализации, возникающих в процессе школьной жизнедеятельности;
интегральную
характеристику всей педагогической деятельности.
Теоретическое осмысление различных подходов к сущности педагогической поддержки позволяет рассматривать ее как:
Слайд 24Образование - специально организованный процесс, направленный на развитие способности учащихся
самостоятельно решать жизненные проблемы на основе социального опыта, частью которого
является собственный опыт учащихся (О.Е. Лебедев).
Педагогическая поддержка – интегральная характеристика всей педагогической деятельности
Место педагогической поддержки
в современном образовании
Слайд 25Интерпретационная модель педагогической поддержки ребенка
социализация
педагогическая поддержка
индивидуализация
креативный блок
прогностический блок
нормативный блок
корректирующий блок
опыт
решения проблем
помощь
содействие
Слайд 26Такт и тактика педагога
педагогический такт - это педагогически грамотное общение в
сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ
взаимодействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение
тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств
Слайд 27Субъекты педагогической поддержки ребенка
ребенок, преобразующий обстоятельства и, тем самым, создающий
условия для собственного изменения и развития
детская общность, которая способствует самоидентификации
ребенка
взрослые, осуществляющие целенаправленную педагогическую деятельность по созданию условий
детско-взрослая общность, как необходимое условие воспитания подлинно демократических отношений
Слайд 28Принципы
согласие ребенка на помощь и поддержку;
опора на наличные силы
и потенциальные возможности личности;
вера в эти возможности;
ориентация на
способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность (анонимность);
доброжелательность и безоценочность;
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
реализация принципа «Не навреди»;
рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату
Слайд 29Поддерживающая позиция
равноправие между взрослым и ребенком - это не отношение
между
одинаковыми, а принцип ненасильственных отношений
между разными;
взрослый использует свою силу исключительно
как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка (через содействие ребенку в развитии этих возможностей);
Слайд 30Поддерживающая позиция
возможности ребенка заключены в его разуме, который потенциально способен
постичь любое требование, если оно направлено на его собственное благо;
взрослый
способен содействовать ребенку в организации таких отношений, посредством которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права, и в то же время осознать права другого человека и соотнестись с ними;
Слайд 31Поддерживающая позиция
развивая способности ребенка действовать в ситуации равноправия, воспитатель, тем
самым, обращает его к собственной воле и разуму как механизмам
саморегуляции в рамках нравственных отношений;
воспитатель прибегает к противодействию лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия, и они грозят нарушить свободу действий других. Таким образом, воспитатель выступает не только как защитник прав другого, но и как необходимый (а потому справедливый) ограничитель того зла, которое ребенок может сам себе причинить, будучи не в силах справиться с ситуацией в рамка равноправия с другим .
Слайд 32Тактики педагогической поддержки
Концептуальная модель — это образ целостной стратегии педагогической
поддержки
Конкретные тактики решают ее специфические задачи
Слайд 33
Тактики педагогической поддержки
Слайд 34«Педагогическая адвокатура»
защищает право ребенка на достойное образование;
ограждает ребенка от негативного,
враждебного отношения, к
нему других людей,
отстаивает «презумпцию невиновности» ребенка, столкнувшегося
с проблемой;
квалифицирует как недопустимое недостойное действие, попытку взрослых «навесить на ребенка ярлык «не успешности»
«Код»
Слайд 36Договор
это всегда выбор как минимум двух людей, построенный на расширении
одних возможностей и ограничении других. Расширению подлежат общие интересы, ограничению
— попытки одной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет ограничения прав другой стороны
Слайд 37Договор на условиях ребенка
педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив
это тем, что ему (ребенку) лучше знать, кто и как
должен действовать в его проблеме, чтобы она была действительно разрешена.
Педагог может уточнять, проблематизировать условия, выдвинутые ребенком, но он их не должен оспаривать, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.
Слайд 38Договор на условиях педагога
Данный договор выбирается тогда, когда ребенок затрудняется
самостоятельно выбрать вариант.
Педагог выступает в роли предлагающего варианты, но не
настаивающего на них. Варианты в данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка. Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему.
Ребенок учится у педагога конструировать варианты, но при этом обучает педагога относиться к себе как к человеку, свободно принимающему или отвергающему чужие предложения.
Слайд 39Договор-компромисс
Он появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных
на условиях одной стороны, которая как бы лидировала в договоре).
на
этапе согласования средств деятельности и проектирования программы возникают трудности, так как ребенок предлагает варианты деятельности для других, т. е. выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя».
Педагог проблематизирует такой подход, выбирая для себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно сделать без взрослого.
Через договор-компромисс педагог содействует разрешению проблемы ребенка, но главное — предоставляет ребенку возможность развивать способности восприятия как другого человека, так и себя как партнера.
Слайд 40Договор-сотрудничество
ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет
на риск, принимая полную ответственность за ее разрешение и за
то, что может последовать;
готов предпринять, а возможно, и предпринимает самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако его попытки не приводят к желаемым результатам, потому что ребенок не может проанализировать проблему в целом (видит только ее часть), у него не хватает конкретных знаний и умений, т. е. проблема объективно превышает наличные «могу» ребенка.
Педагог активно включается в проблему, действуя совместно с ребенком как равноправный субъект
Слайд 41Средства педагогической поддержки
Слайд 42
Средства педагогической поддержки
Слайд 43
Средства педагогической поддержки
Слайд 44наличие особой «поддерживающей» позиции субъекта, осуществляющего педагогическую деятельность;
умение определять цели
и конструировать содержание педагогической деятельности по поддержке ребенка;
владение педагогическими
приемами и средствами, адекватными «поддерживающей» позиции педагога;
владение способами определения результативности педагогической деятельности в аспекте педагогической поддержки ребенка.
Основные признаки педагогической деятельности по поддержке ребенка:
Слайд 45
совокупность компонентов педагогической деятельности по поддержке ребенка, интеграция и
взаимодействие которых обуславливает ее результативность (развитие способности ребенка самостоятельно решать
проблемы школьной жизнедеятельности)
Система педагогической поддержки
Слайд 46Выводы…
приоритет гуманистических ценностей, позволяющий видеть ребенка, а следовательно и осуществлять
взаимодействие с ним не с позиции каким он должен стать,
а с позиции каким он хочет быть и какие условия могут способствовать разворачиванию (раскрытию) этих потребностей;
опора на активность самого ребенка в достижении личностно-значимых результатов через решение актуальных проблем: ребенок проектирует и осуществляет сам себя, преодолевая собственную недостаточность;
Слайд 47 способность педагога осуществлять взаимодействие с ребенком на основе
сотрудничества, помогая и поддерживая его в «зоне» незнакомого: защищая, страхуя
в ситуациях риска, содействуя начинаниям и тем самым, создавая условия для приобретения необходимого, но отсутствующего созидательного опыта саморазвития (развития собственных ресурсов);
способность педагога признавать собственную недостаточность, тем самым, демонстрируя ребенку, что ошибка – это не тупик, а путь к открытию себя в новых жизненных обстоятельствах.
Слайд 48 Становление системы педагогической поддержки
создание профессионального содружества педагогов, основываясь на
понимании и принятии концептуальных основ педагогической поддержки;
выявление острых проблем (социализации
и индивидуализации ребенка) на основе детско-взрослой экспертизы;
разработка и реализация педагогического проекта, направленного на выявление условий, способов, и путей решения актуальных проблем.