Разделы презентаций


Система педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении

Содержание

Г.С. Батищев «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Система педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении

Система  педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении

Слайд 2Г.С. Батищев
«Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт,

как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его

включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется…»

Г.С. Батищев «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но

Слайд 3Идеи теоретиков гуманистического воспитания
Семья — это место, где начинается формирование

человека, забота родителей о нравственности ребенка — их прямая обязанность.

Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка.


Идеи теоретиков гуманистического воспитанияСемья — это место, где начинается формирование человека, забота родителей о нравственности ребенка —

Слайд 4Идеи теоретиков гуманистического воспитания
Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следу­ет

признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах

страх и лицемерие.
Доступность образования для всех, независимо от обще­ственного и имущественного положения — есть залог развития гуманистического общества.

Идеи теоретиков гуманистического воспитанияНеобходимо бережно относиться к личности ребенка. Следу­ет признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и

Слайд 5Идеи теоретиков гуманистического воспитания
«Чем глубже культура учителя и чище его

нравы, тем более прочные ростки добродетели и учености он оставит

в детях сво­им преподаванием»,— утверждал Веджо Маффео (1407—1458) итальянский гуманист, поэт, юрист.
Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла. Семена добра необходимо взращивать.

Идеи теоретиков гуманистического воспитания«Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочные ростки добродетели и

Слайд 6Идеи теоретиков гуманистического воспитания
Следует признать всеобщую склонность людей к познанию,

неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособ­ность к обучению следует считать

неестественной. Все люди на­делены способностями, но разными. Умению педагогов распоз­навать, поддерживать и направлять эти способности нужно отво­дить первостепенную роль.
Идеи теоретиков гуманистического воспитанияСледует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособ­ность к

Слайд 7Вневременные истины
У каждого человека есть право на жизнь, и ни

у кого нет пра­ва лишать его жизни — человек теряет

в себе человеческое, пре­ступая это право.
Каждый человек имеет право быть собой, т. е. распоряжаться собой. И никто другой не имеет права использовать его в каче­стве средства для достижения своих целей.

Вневременные истиныУ каждого человека есть право на жизнь, и ни у кого нет пра­ва лишать его жизни

Слайд 8XXI век
определение себя как ответственной и свободной единицы человечества —

это главная цель образования че­ловека XXI века
образование представляет собой социально-педаго­гический

проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перс­пективы развития будущего. Развиваясь само, образование развива­ет людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.
XXI векопределение себя как ответственной и свободной единицы человечества — это главная цель образования че­ловека XXI векаобразование

Слайд 9Примеры социально-педагогических проектов
опыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И.

П. Иванова, многочис­ленных коммунарских объединений периода 60—70-х годов XX в.,

(например, «Орленок», создавший социальный феномен духовности и романтизма). Социально-педагогическим проектом являются школа А. Н. Тубельского (г. Москва), школа И. Д. Фрумина (г. Красноярск), в России немало школ, которые работают в идеологии создания воспи­тательной системы (научная школа Л. И. Новиковой).

Примеры социально-педагогических проектовопыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, многочис­ленных коммунарских объединений периода 60—70-х

Слайд 10Педагог-гуманист
человек, занимающий позицию «социаль­ного оптимиста». Жизнь не представляется ему в

виде «прожекта-меч­ты», и сам себя он не видит в качестве

героя. Социальный опти­мизм — это философия жизни

Педагог-гуманистчеловек, занимающий позицию «социаль­ного оптимиста». Жизнь не представляется ему в виде «прожекта-меч­ты», и сам себя он не

Слайд 11Актуальным для гуманистического подхода
является осмысление возможностей и самостоятельных усилий самого

человека для его подлинного самоосуществления (Н. Бердяев, М. Бубер, А.

Камю, С. Къеркегор, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж.П. Сартр, С. Франк М. Хайдеггер, Ф.А. Хайек, К. Ясперс и др.). Подлинное самоосуществление человека происходит через обретение свободы творчества и самоопределения.
Актуальным для гуманистического подходаявляется осмысление возможностей и самостоятельных усилий самого человека для его подлинного самоосуществления (Н. Бердяев,

Слайд 12Свобода
Н.Бердяев: «самоопределение изнутри, из глубины, и противоположна всякому определению

извне, которое есть необходимость»
Ф.А. Хайека: «Только через отрицание свободы

как особой (необходимой) организации общества и утверждения ее как самостоятельности индивида человечество приходит к постижению свободы как состояния, которое нельзя измерить или декларировать, но которое дается человеку самим фактом его существования, самоопределения и самореализации»
Свобода Н.Бердяев: «самоопределение изнутри, из глубины, и противоположна всякому определению извне, которое есть необходимость» Ф.А. Хайека: «Только

Слайд 13 Воспитание в гуманистической

педагогике
воспитание — это привнесение в сознание подрастаю­щего поколения идеи возможности

существования и развития общ­ности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности

Воспитание в гуманистической педагогикевоспитание — это привнесение в сознание подрастаю­щего

Слайд 14Проблема педагогики
— это вечная проблема определения целей и средств

Проблема педагогики— это вечная проблема определения целей и средств

Слайд 15В основе исследования:
Концепция педагогической поддержки (О.С. Газман);
Парадигма педагогической поддержки (Г.Б.

Корнетов)
Теоретические подходы к сущности «поддерживающей» позиции педагога (В.П. Бедерханова, И.А.

Колесникова)
В основе исследования:Концепция педагогической поддержки (О.С. Газман);Парадигма педагогической поддержки (Г.Б. Корнетов)Теоретические подходы к сущности «поддерживающей» позиции педагога

Слайд 16Саморазвитие (М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман...)
любая активность субъекта, осуществляемая

сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящая к прогрессивным

изменениям психических, физических функций, социальных способностей;
2) как осознанная активность субъекта, направленная на развитие «самости», индивидуальности, целостности личности для самореализации
Саморазвитие  (М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман...)любая активность субъекта, осуществляемая сознательно или подсознательно, прямо или косвенно

Слайд 17 Свободоспособность ребенка
основной результат педагогической поддержки
способность ребенка

самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную заданность) строить

свою судьбу, отношения с миром, реализовать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Свободоспособность ребенкаосновной результат педагогической поддержки способность ребенка самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и

Слайд 18Сущностные характеристики педагогической поддержки ребенка
оказание внешней помощи в самостоятельных усилиях

человека;
проявление заботы о человеке, которая реализуется в практической деятельности

и направлена на укрепление его сил в самостоятельном движении к свободному самоосуществлению (М. Хайдеггер).

Сущностные характеристики педагогической поддержки ребенкаоказание внешней помощи в самостоятельных усилиях человека; проявление заботы о человеке, которая реализуется

Слайд 19взгляд на ребенка как субъекта собственного развития;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

взгляд на ребенка как субъекта собственного развития;Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

Слайд 20ценностно-смысловое равенство участников образовательного процесса, отказ от ролевого подхода «учитель»

- «ученик»;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

ценностно-смысловое равенство участников образовательного процесса, отказ от ролевого подхода «учитель» - «ученик»; Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

Слайд 21создание условий для самоопределения, самоидентификации и самореализации участников образовательного процесса;


Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

создание условий для самоопределения, самоидентификации и самореализации участников образовательного процесса; Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

Слайд 22помощь ребенку в решении собственных проблем.
Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

помощь ребенку в решении собственных проблем.Педагогическая поддержка ребенка предполагает:

Слайд 23особый метод воспитания, направленный на оказание помощи ребенку в решении

проблем социализации и индивидуализации, возникающих в процессе школьной жизнедеятельности;
интегральную

характеристику всей педагогической деятельности.

Теоретическое осмысление различных подходов к сущности педагогической поддержки позволяет рассматривать ее как:

особый метод воспитания, направленный на оказание помощи ребенку в решении проблем социализации и индивидуализации, возникающих в процессе

Слайд 24Образование - специально организованный процесс, направленный на развитие способности учащихся

самостоятельно решать жизненные проблемы на основе социального опыта, частью которого

является собственный опыт учащихся (О.Е. Лебедев).


Педагогическая поддержка – интегральная характеристика всей педагогической деятельности

Место педагогической поддержки
в современном образовании

Образование - специально организованный процесс, направленный на развитие способности учащихся самостоятельно решать жизненные проблемы на основе социального

Слайд 25Интерпретационная модель педагогической поддержки ребенка
социализация
педагогическая поддержка
индивидуализация
креативный блок
прогностический блок
нормативный блок
корректирующий блок
опыт

решения проблем
помощь
содействие

Интерпретационная модель педагогической поддержки ребенкасоциализацияпедагогическая поддержкаиндивидуализациякреативный блокпрогностический блокнормативный блоккорректирующий блокопыт решения проблемпомощьсодействие

Слайд 26Такт и тактика педагога
педагогический такт - это педагогически грамотное общение в

сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ

взаимодействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение
тактика  - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств

Такт и тактика педагога педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически

Слайд 27Субъекты педагогической поддержки ребенка
ребенок, преобразующий обстоятельства и, тем самым, создающий

условия для собственного изменения и развития
детская общность, которая способствует самоидентификации

ребенка
взрослые, осуществляющие целенаправленную педагогическую деятельность по созданию условий
детско-взрослая общность, как необходимое условие воспитания подлинно демократических отношений

Субъекты педагогической поддержки ребенкаребенок, преобразующий обстоятельства и, тем самым, создающий условия для собственного изменения и развитиядетская общность,

Слайд 28Принципы
согласие ребенка на помощь и поддержку;
опора на наличные силы

и потенциальные возможности личности;
вера в эти возможности;
ориентация на

способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность (анонимность);
доброжелательность и безоценочность;
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
реализация принципа «Не навреди»;
рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату
Принципысогласие ребенка на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти

Слайд 29Поддерживающая позиция
равноправие между взрослым и ребенком - это не отношение между

одинаковыми, а принцип ненасильственных отношений между разными;
взрослый использует свою силу исключительно

как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка (через содействие ребенку в развитии этих возможностей);

Поддерживающая позицияравноправие между взрослым и ребенком - это не отношение между одинаковыми, а принцип ненасильственных отношений между

Слайд 30Поддерживающая позиция
возможности ребенка заключены в его разуме, который потенциально способен

постичь любое требование, если оно направлено на его собственное благо;
взрослый

способен содействовать ребенку в организации та­ких отношений, посредством которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права, и в то же время осознать права другого человека и соотнестись с ними;

Поддерживающая позициявозможности ребенка заключены в его разуме, который потенциально способен постичь любое требование, если оно направлено на

Слайд 31Поддерживающая позиция
развивая способности ребенка действовать в ситуации равноправия, воспитатель, тем

самым, обращает его к собственной воле и разуму как механизмам

саморегуляции в рамках нравственных отношений;
воспитатель прибегает к противодействию лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия, и они грозят нарушить свободу действий других. Таким образом, воспитатель выступает не только как защитник прав другого, но и как необходимый (а потому справедливый) ограничитель того зла, которое ребенок может сам себе причинить, будучи не в силах справиться с ситуацией в рамка равноправия с другим .

Поддерживающая позицияразвивая способности ребенка действовать в ситуации равноправия, воспитатель, тем самым, обращает его к собственной воле и

Слайд 32Тактики педагогической поддержки
Концептуальная модель — это образ целостной стратегии педагогической

поддержки
Конкретные тактики решают ее специфические задачи

Тактики педагогической поддержкиКонцептуальная модель — это образ целостной стратегии педагогической поддержкиКонкретные тактики решают ее специфические задачи

Слайд 33
Тактики педагогической поддержки

Тактики педагогической поддержки

Слайд 34«Педагогическая адвокатура»
­защищает право ребенка на достойное образование;
ограждает ребенка от негативного,

враждебного отношения, к нему других людей,
отстаивает «презумпцию невиновности» ребенка, столкнувшегося

с проблемой;
квалифицирует как недопустимое недостойное действие, попыт­ку взрослых «навесить на ребенка ярлык «не успешности»
«Код»
«Педагогическая адвокатура» ­защищает право ребенка на достойное образование;ограждает ребенка от негативного, враждебного отношения, к нему других людей,

Слайд 35Практические советы

Практические советы

Слайд 36Договор
это всегда выбор как минимум двух людей, построенный на расширении

одних возможностей и ограничении других. Расширению подлежат общие интересы, ограничению

— попытки одной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет ограничения прав другой стороны

Договорэто всегда выбор как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и ограничении других. Расширению подлежат

Слайд 37Договор на условиях ребенка
педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив

это тем, что ему (ребенку) лучше знать, кто и как

должен действовать в его проблеме, чтобы она была действительно разрешена.
Педагог может уточнять, проблематизировать условия, выдвинутые ребенком, но он их не должен оспаривать, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.

Договор на условиях ребенкапедагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать,

Слайд 38Договор на условиях педагога
Данный договор выбирается тогда, когда ребенок затрудняется

самостоятельно выбрать вариант.
Педагог выступает в роли предлагающего варианты, но не

настаивающего на них. Варианты в данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка. Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему.
Ребенок учится у педагога конструировать варианты, но при этом обучает педагога относиться к себе как к человеку, свободно принимающему или отвергающему чужие предложения.
Договор на условиях педагога Данный договор выбирается тогда, когда ребенок затрудняется самостоятельно выбрать вариант.Педагог выступает в роли

Слайд 39Договор-компромисс
Он появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных

на условиях одной стороны, которая как бы лидировала в договоре).
на

этапе согласования средств деятельности и проектирования программы возникают трудности, так как ребенок предлагает варианты деятельности для других, т. е. выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя».
Педагог проблематизирует такой подход, выбирая для себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно сделать без взрослого.
Через договор-компромисс педагог содействует разрешению проблемы ребенка, но главное — предоставляет ребенку возможность развивать способности восприятия как другого человека, так и себя как партнера.
Договор-компромиссОн появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных на условиях одной стороны, которая как бы

Слайд 40Договор-сотрудничество
ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет

на риск, принимая полную ответственность за ее разрешение и за

то, что может последовать;
готов предпринять, а возможно, и предпринимает самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако его попытки не приводят к желаемым результатам, потому что ребенок не может проанализировать проблему в целом (видит только ее часть), у него не хватает конкретных знаний и умений, т. е. проблема объективно превышает наличные «могу» ребенка.
Педагог активно включается в проблему, действуя совместно с ребенком как равноправный субъект

Договор-сотрудничество ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет на риск, принимая полную ответственность за

Слайд 41Средства педагогической поддержки

Средства педагогической поддержки

Слайд 42
Средства педагогической поддержки

Средства педагогической поддержки

Слайд 43
Средства педагогической поддержки

Средства педагогической поддержки

Слайд 44наличие особой «поддерживающей» позиции субъекта, осуществляющего педагогическую деятельность;
умение определять цели

и конструировать содержание педагогической деятельности по поддержке ребенка;
владение педагогическими

приемами и средствами, адекватными «поддерживающей» позиции педагога;
владение способами определения результативности педагогической деятельности в аспекте педагогической поддержки ребенка.

Основные признаки педагогической деятельности по поддержке ребенка:

наличие особой «поддерживающей» позиции субъекта, осуществляющего педагогическую деятельность;умение определять цели и конструировать содержание педагогической деятельности по поддержке

Слайд 45
совокупность компонентов педагогической деятельности по поддержке ребенка, интеграция и

взаимодействие которых обуславливает ее результативность (развитие способности ребенка самостоятельно решать

проблемы школьной жизнедеятельности)

Система педагогической поддержки

совокупность компонентов педагогической деятельности по поддержке ребенка, интеграция и взаимодействие которых обуславливает ее результативность (развитие способности

Слайд 46Выводы…
приоритет гуманистических ценностей, позволяющий видеть ребенка, а следовательно и осуществлять

взаимодействие с ним не с позиции каким он должен стать,

а с позиции каким он хочет быть и какие условия могут способствовать разворачиванию (раскрытию) этих потребностей;
опора на активность самого ребенка в достижении личностно-значимых результатов через решение актуальных проблем: ребенок проектирует и осуществляет сам себя, преодолевая собственную недостаточность;

Выводы…приоритет гуманистических ценностей, позволяющий видеть ребенка, а следовательно и осуществлять взаимодействие с ним не с позиции каким

Слайд 47 способность педагога осуществлять взаимодействие с ребенком на основе

сотрудничества, помогая и поддерживая его в «зоне» незнакомого: защищая, страхуя

в ситуациях риска, содействуя начинаниям и тем самым, создавая условия для приобретения необходимого, но отсутствующего созидательного опыта саморазвития (развития собственных ресурсов);
способность педагога признавать собственную недостаточность, тем самым, демонстрируя ребенку, что ошибка – это не тупик, а путь к открытию себя в новых жизненных обстоятельствах.
способность педагога осуществлять  взаимодействие с ребенком на основе сотрудничества, помогая и поддерживая его в «зоне»

Слайд 48 Становление системы педагогической поддержки
создание профессионального содружества педагогов, основываясь на

понимании и принятии концептуальных основ педагогической поддержки;
выявление острых проблем (социализации

и индивидуализации ребенка) на основе детско-взрослой экспертизы;
разработка и реализация педагогического проекта, направленного на выявление условий, способов, и путей решения актуальных проблем.

Становление системы педагогической поддержкисоздание профессионального содружества педагогов, основываясь на понимании и принятии концептуальных основ педагогической поддержки;выявление

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика