Слайд 1«Система подготовки спортсмена»
Подготовка спортсмена как многокомпонентная система.
Задачи, реализуемые в
системе подготовки спортсмена.
Подготовка спортсмена как многолетний процесс, структура спортивной тренировки
Закономерности формирования тренированности и принципы подготовки спортсмена.
Средства и методы подготовки спортсмена.
Основные разделы (стороны) подготовки спортсмена (спортивно-техническая, спортивно-тактическая, спортивно-психическая, физическая подготовка, интегральная).
Построение тренировки в макроциклах, мезоциклах, микроциклах.
Использование отягощающих факторов в системе подготовки спортсмена.
Слайд 2Компоненты, составляющие систему подготовки спортсмена
Система подготовки
спортсмена
Тренировочный
процесс
Материально-
техническое
обеспечение
Соревновательная
деятельность
Внетренировочные
средства
Слайд 3Задачи, реализуемые в системе подготовки спортсмена
Кондиционная подготовка и развитие осн.
двигательных способностей
Формирование специальной физической подготовленности
Обучение двигательным действиям, формирование двиг. навыков
Становление
тактического мастерства
Обеспечение теоретической готовности в ИВС
Совершенствование прикладных знаний и умений
Формирование толерантности к эмоциональному стрессу
Развитие специфических ощущений
Решение воспитательных задач
Обеспечение интегральной подготовленности
Слайд 4Спортивно-
физическая
прикладная
теоретическая
Спортивно-
психическая
Спортивно-
техническая
Спортивно-
тактическая
Интегральная
Слайд 5Факторы определяющие структуру многолетнего тренировочного процесса:
Основные факторы, определяющие продолжительность отдельных
этапов и структуру многолетнего тренировочного процесса:
закономерности естественного развития
организма человека и формирование его функций;
индивидуальные особенности спортсменов (половые, тип их биологического созревания);
структура соревновательной деятельности и подготовленность спортсменов, обеспечивающие высокие спортивные результаты;
закономерности становления различных сторон спортивного мастерства определенного вида спорта;
возраст, в котором спортсмен начал занятия и когда он приступил к специальным тренировкам;
содержание тренировочного процесса (состав средств, методов, динамика нагрузок и др. дополнительные факторы: специальное питание, восстановительные и стимулирующие средства, тренажеры).
Слайд 6Общая структура многолетней подготовки
Этапы
начальной
подготовки
1-3 года
100%
базовой подготовки
2-4 года
80-85%
специализированной
подготовки
5-7 лет
50-60%
этап максимальной
реализации потенциала
2-3 – 15-20 лет
5-10%
этап спортивного долголетия
не ограничено (лет)
около 10%
Слайд 7ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ:
Слайд 8Задачи этапов многолетней подготовки:
Этап начальной подготовки:
Задачи:
укрепление здоровья детей;
приобретение
разносторонней физической подготовленности;
устранение недостатков физического развития;
овладение основами техники
выполнения разнообразных физических упражнений;
привитие интереса к занятиям спортом;
определение вида спорта (специализации) для последующих занятий.
Этап предварительной базовой подготовки:
Задачи:
разносторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья;
устранение недостатков в уровне физического развития и физической подготовленности;
создание двигательного потенциала (в том числе соответствующего специфике будущей специализации);
уточнение спортивной специализации;
приобретение опыта участия в соревнованиях;
создание устойчивого интереса к многолетнему спортивному совершенствованию
Слайд 9Этап специальной базовой подготовки:
Задачи:
совершенствование специальной физической подготовленности;
совершенствование техники
избранного вида спорта;
совершенствование психической подготовленности;
приобретение опыта выступления в
ответственных соревнованиях.
Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей:
Задачи:
достижение максимального уровня специальной физической и функциональной подготовленности;
совершенствование технического мастерства;
совершенствование тактического мастерства;
достижение максимальных результатов в избранной спортивной дисциплине.
Этап сохранения достижений:
Задачи:
совершенствование технического мастерства;
поддержание ранее достигнутого уровня физических и функциональных возможностей;
устранение частных недостатков физической и технической подготовленности;
повышение психической готовности.
Слайд 10Структура спортивной тренировки
микроцикл
3-14 дней
малая
структура
средняя
структура
большая
структура
тренировка
втягивающий
подводящий
ударный
восстанавливающий
соревновательный
мезоцикл
4-12 микроциклов
втягивающий
базовый
контрольно-подготовительный
предсоревновательный
соревновательный
периоды
подготовительный
соревновательный
переходный
макроциклы
этапы
Слайд 11Закономерности формирования тренированности
Стремление к полезной цели
Поддержание относительной стабильности (гомеостаз)
Развитие компенсаторных
механизмов
Адекватность отражения
Устремлённость к реализации генетической программы
Слайд 12Принципы построения спортивной тренировки
Направленность к высшим достижениям
Непрерывность
Адекватность нагрузки и стремление
к максимуму
Волнообразность и цикличность
Взаимосвязь структуры подготовленности и структуры соревновательной деятельности
Слайд 13Средства подготовки спортсмена
средства
специфические
неспецифические
вспомогательные
специально-
подготовительные
соревновательные
психологические
педагогические
средства ОФП
средства психорегуляции и
восстановления
средства воспитания и
обучения
Слайд 14Методы подготовки спортсмена
методы
наглядности
обучения
развития
рассказ
показ
опробование
проводка
сенсорная
коррекция
ассоциация
целостное
разучивание
расчленённо-
конструктивное
разучивание
(разучивание
по частям)
частичной
(не строгой)
регламентации
строгой
регламентации
прерывные
непрерывные
Слайд 17«Система подготовки спортсмена»
Задачи, реализуемые в системе подготовки спортсмена.
Подготовка спортсмена как
многокомпонентная система.
Подготовка спортсмена как многолетний процесс, структура спортивной тренировки
Принципы
подготовки спортсмена и закономерности определяющие их.
Средства и методы подготовки спортсмена.
Основные разделы (стороны) подготовки спортсмена (спортивно-техническая, спортивно-тактическая, спортивно-психическая, физическая подготовка, интегральная).
Построение тренировки в макроциклах, мезоциклах, микроциклах.
Использование отягощающих факторов в подготовке спортсмена.
Слайд 18ОСНОВНЫЕ ВИДЫ (СТОРОНЫ)
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
спортивно-техническая
спортивно-тактическая
физическая
спортивно-психическая
теоретическая
прикладная
интегральная
Слайд 19Требования, предъявляемые к спортивной технике
техника
результативность
экономичность
стабильность
эффективность
тактическая
информативность
представление
умение
навык
вариативность
Слайд 20
тактика –
способ ведения борьбы
по сложности
по кол-ву участников
по активности
алгоритмическая
эвристическая
вероятностная
индивидуальная
групповая
командная
оборонительная
наступательная
индифферентная
Слайд 21сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за
счёт мышечных усилий
Сила как качество:
абсолютная сила
максимальная произвольная сила
относительная сила
силовые способности:
взрывная
сила
скоростно-силовые способности
быстрая сила
силовая выносливость
Основные факторы, определяющие силу:
объём мышцы (гипертрофия)
физиологический поперечник
композитный состав мышцы
внутри и межмышечная координация
энергетические субстраты и ферменты
Слайд 22Взрывная сила – достижение достаточно высоких показателей силы в максимально
короткое время (способность к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц).
Быстрая сила
– демонстрация высоких, но не предельных проявлений силы в короткое, но не предельно короткое время (многократное выполнение быстрых движений с преодолением сопротивления).
Силовая выносливость – способность долгое время преодолевать достаточно высокое внешнее сопротивление.
Максимальная сила –максимально возможное усилие, которое способен проявить спортсмен для преодоления внешнего сопротивления без учета времени действия.
Она может рассматриваться как абсолютная и относительная (на 1 кг собственного веса).
Слайд 23Выделяют 3 режима работы мышц:
статический режим
(изометрический режим)
в динамическом режиме:
миометрический режим или преодолевающий режим
плиометрический режим или уступающий режим
ауксотонический (смешанный
)или по другому статодинамический
Слайд 24Средства развития силовых способностей.
В качестве основных средств используются физические упражнения
направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным отягощениям –
это силовые упражнения.
По особенностям отягощения упражнения делят на 2 группы:
Упражнения с внешним отягощением
Упражнения с самоотягощением
- Упражнение со строго дозируемым внешним отягощением
- Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением
Упражнения в самосопротивлении.
Упражнения с комбинированным отягощением
По избирательности воздействия на мышечные группы выделяют:
Локальные – 1/3 всех мышц участвуют в работе
Региональные - 1/3 – 2/3 всех мышц
Тотальные или общего воздействия более 2/3 всех мышц.
Слайд 25Методические условия развития максимальной произвольной силы:
прерывный метод
отягощение 3 – 5
ПМ
нагрузка более 80% от максимальной
выполнение суперсерий
медленное уступающее движение
сочетание динамики с
изометрией
сенситивные периоды: 6-7, 13-15 лет
Слайд 26Быстрота – способность выполнять движение в минимально короткое время
факторы, влияющие
на быстроту:
генетика
сила
состояние ЦНС
техника
методические условия развития быстроты:
прерывный метод
предельный темп выполнения движения
продолжительность
упражнения 8-12 с
сочетание нагрузок
Слайд 27ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ:
Элементарные
Комплексные
Латентное время двигательной реакции;
Скорость одиночного движения;
Частота движения (темп);
Способность к быстрому началу движения (ускорению)
*Все эти формы относительно независимы и требуют различных средств развития
Скорость выполнения упражнения (комплексное проявление элементарных форм)
Быстрота реакции:
Простая двигательная реакция Сложная двигательная реакция
- реакция выбора (различное число
вариантов действий)
- РДО
Слайд 28Выносливость – способность длительное время противостоять утомлению
Виды выносливости:
общая, специальная; силовая,
скоростная;
аэробная, анаэробная
Основное условие развития выносливости – выполнение нагрузки на фоне
некомпенсированного утомления
Сенситивные периоды: 5-6, 12-14, 17-20 лет
Слайд 29ГИБКОСТЬ
Гибкостью принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным
образом мышечных и соединительных), определяющих пределы амплитуды движений звеньев тела.
(Матвеев)
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. (Холодов, Кузнецов)
Состояние гибкости зависит от:
от общего функционального состояния организма в данный момент и от внешних условий, влияющих на него.
времени суток – утром обычно гибкость хуже, чем днем (но это не исключает возможность максимального ее проявления).
повышения температуры - улучшает состояние гибкости (после разминки).
утомление ограничивает предельные проявление гибкости в активных движениях.
Показатели гибкости зависят от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение.
Слайд 30Гибкость – подвижность суставов
Факторы, влияющие на гибкость:
силовой потенциал
тонус мышц
эластичность тканей
конгруэнтность
суставных поверхностей
Методические условия развития гибкости:
качественная разминка
снижение количества силовых упражнений
систематическое растяжение
Слайд 31Выделяют 2 вида гибкости:
Активную
Пассивную
Активная гибкость проявляется в движениях, совершаемых благодаря
мышечным усилиям выполняющего их.
Пассивная гибкость проявляется под воздействием внешних растягивающих
сил (внешнего отягощения, усилий партнера).
Разница между показателями активной и пассивной гибкостями называется «резервной растяжимостью» (или «запас гибкости»).
Гибкость может быть общей и специальной (Курамшин Ю.Ф.)
Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.
Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.
Слайд 32ЛОВКОСТЬ:
способность выполнять сложные по координации действия
способность быстро обучаться новым движениям
способность
быстро переключаться на новые движения
большой арсенал двигательных умений
гармоничное сочетание силы,
быстроты, выносливости и гибкости
Методические условия:
максимальное разнообразие и сложность
Слайд 33Психическая подготовка – формирование психической устойчивости к перенесению тренировочных и
соревновательных нагрузок
психическая подготовка
специальная
общая
воспитание волевых качеств
соверш. толерантности к
эмоциональному стрессу
регуляция предстартовых
реакций
формирование помехоустойчивости
формирование
специфических
ощущений
формирование
временной антиципации
формирование
специфических
психических
свойств
Слайд 34Интегральная подготовка – параллельное совершенствование нескольких видов подготовки спортсмена (например,
в соревновательной деятельности)
средства – специально-подготовительные и соревновательные упражнения
методы – контрольный,
соревновательный, игровой
Слайд 35Спортивно-
физическая
прикладная
теоретическая
Спортивно-
психическая
Спортивно-
техническая
Спортивно-
тактическая
Интегральная
Слайд 38Основы построения спортивной тренировки
Микроциклы
Мезоциклы
Макроциклы
Втягивающий
Развивающий
Поддерживающий
Контрольно-
подготовительный
Собственно-
соревновательный
Базовый
Специально-
подготовительный
Соревновательный
Ординарный
Сдвоенный
Строенный
Слайд 39Микроциклы
Втягивающий:
Постепенное увеличение
нагрузки
объём
интенсивность
Подводящий:
объём
интенсивность
Ударный:
Предельные значения
объёма и
интенсивности
Восстанавливающий:
Низкая нагрузка с переключением
На средства ОФП
Объём и интенсивность низкие
Соревновательный:
Достижение формы
к моменту соревнований
Поддерживающий:
объём
интенсивность
(на фоне предельных нагрузок)
Слайд 40Типичная последовательность мезоциклов:
Втягивающий
Базовый
Специально-подготовительный
Контрольно-подготовительный
Предсоревновательный
Соревновательный
Слайд 43Отягощающие факторы
тренажёрные устройства
жилеты, пояса, манжеты, утяжелённый инвентарь, тормозящие устройства и
т.п.
медико-биологические средства
психологические средства
средовые факторы (повышенная температура и влажность, временной пояс,
среднегорье и т.п.)
Слайд 45Использование среднегорья в системе подготовки спортсмена
пониженное атмосферное давление
контрастные температуры
повышенная солнечная
радиация
повышенная ионизация
повышенная влажность воздуха
фаза острой акклиматизации: до 7-9 дней (первая
неделя);
фаза переходной акклиматизации:7-13 дней (вторая, третья неделя);
фаза стабильной акклиматизации: от 15-20 дней (с четвёртой недели).
Слайд 48Русская баня:
Температура: 65-80
Влажность: до 70%
Сауна:
Температура: 105-130
Влажность: до 25%
Первый заход короткий;
Второй,
третий – длинные;
Каждый последующий – на 1-1,5 мин короче
Использование парной
бани в системе подготовки
спортсмена