Слайд 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет военного обучения
Кафедра
«Танковых войск»
Тактико-специальная подготовка
ЛЕКЦИЯ
Тема № 3 «Действия командира отделения при
подготовке к маршу и в ходе марша»
Слайд 2Учебные цели:
1. Дать студентам знания о последовательности и содержании работы
командира отделения после получения задачи на марш;
2. Изучить со
студентами порядок управления отделением в ходе марша.
Учебные вопросы:.
1. Основы марша. Показатели маршевых возможностей колонн. Районы и рубежи, назначаемые для совершения марша.
2. Последовательность и содержание работы командира отделения при подготовке к маршу.
3. Действия командира отделения в ходе совершения марша.
Слайд 31. Основы марша. Показатели маршевых возможностей колонн. Районы и рубежи,
назначаемые для совершения марша.
Марш – организованное передвижение подразделений своим ходом
в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.
Марш является основным способом передвижения подразделений. Части и подразделения совершают марш на боевых штатных и транспортных машинах, а мотострелковые подразделения при необходимости и пешим порядком или на автомобилях.
Началом марша считается момент прохождения исходного рубежа головой колонны главных сил.
Заканчивается марш прибытием войск в назначенный район или с выходом их на указанный рубеж.
Марш может совершаться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.
Слайд 4По условиям проведения принято различать:
марш в предвидении вступления в
бой
марш вне угрозы столкновения с противником.
Во всех случаях марш
совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости.
В любых условиях подразделения должны прибыть в назначенный район или на указанный рубеж своевременно, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.
Марш в предвидении вступления в бой совершается в том случае, когда непосредственно с марша подразделениям предстоит выполнить боевую задачу. Он, как правило, совершается в районе боевых действий, при выдвижении из состава второго эшелона или резерва для ввода в бой.
Марш вне угрозы столкновения с противником совершается обычно в тылу своих войск, при выдвижении из глубины расположения своих войск в районы боевых действий. В основном он характеризуется большой протяженностью, войска должны быть готовы к ведению напряженной борьбы со средствами воздушного нападения противника.
Слайд 5Маршевые возможности.
Под маршевыми возможностями подразделения принято понимать способность его к
передвижению своим ходом из одного района в другой, в установленные
сроки с сохранением боеспособности.
Показателями маршевых возможностей являются:
средняя скорость движения колонн подразделений;
величина суточного перехода и запас хода по моторесурсам, гусеницам и горючему.
Средняя скорость движения является важнейшим показателем при производстве расчётов на марш. Она определяется отношением расстояния суточного перехода к общему времени движения, исключая время на привалы и зависит от задач, маршевой выучки подразделений, технического состояния машин, количества и состояния маршрутов, погоды, времени года и суток.
Средняя скорость движения на марше может быть: смешанных и танковых колонн – 20–25 км/ч; автомобильных колонн – 25–30 км/ч.
В горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях средняя скорость уменьшается до 15–20 км/ч.
При совершении марша в пешем порядке средняя скорость движения 4–5 км/ч, на лыжах – 5–7 км/ч.
Величина суточного перехода может составлять: для смешанных и танковых колонн – до 250 км, для автомобильных – до 300 км.
Слайд 6Значительно снижается скорость движения при совершении марша ночью:
с полной светомаскировкой
и без приборов ночного видения;
в лесисто-болотистой местности;
в горах;
по колонным путям;
в
условиях сильной запыленности, в жару, в снегопад.
При планировании марша скорость движения определяется по участкам маршрута с учетом конкретных условий движения на них. При наличии на маршрутах движения серьезных естественных препятствий (крупные водные преграды, каньоны, перевалы) скорость движения при их преодолении определяется отдельно, в зависимости от состояния переправ. При втягивании в район или развертывании на заданном рубеже берётся половинная маршевая скорость, что составляет 10–15 км/ч. Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью.
Запас хода подразделения по горючему определяется отношением количества топлива в баках машины за вычетом неснижаемого запаса (0.3 заправки) к расходу горючего на 1 км пути. Он зависит от емкости топливной системы машины, расхода топлива на 1 км пути и наличия войсковых запасов. Для современной бронетанковой техники запас хода составляет 500 км и более.
Походный порядок.
Подразделения совершают марш в походных порядках.
Походный порядок – это построение подразделений для передвижения в колоннах. Он строится так, чтобы обеспечивались:
высокая скорость движения;
быстрое развертывание частей (подразделений) и вступление их в бой.
Походный порядок состоит:
из колонн, число которых может быть различным и зависит от масштаба войсковой инстанции;
её организационной структуры и количества маршрутов, предоставленных для передвижения.
Походный порядок подразделения всегда состоит из одной колонны.
Походный порядок главных сил может состоять из одной или нескольких походных колонн, передвигающихся по одному маршруту.
Походный порядок батальона состоит:
походного охранения;
колонны главных сил;
технического замыкания.
Слайд 8Походное охранение батальона должно обеспечить:
беспрепятственное движение главных сил;
исключить внезапное нападение
противника;
обеспечить выгодные условия для вступления в бой;
не допустить проникновения к
ним наземной разведки противника;
ведения разведки.
Для охранения колонны на марше от батальона высылаются: в направлении движения на удалении 5-10 км головная походная застава (ГПЗ) в составе усиленного взвода или роты. На фланги и в тыл при необходимости – дозорные отделения (танки) на удалении, обеспечивающим наблюдение за ними и поддержку их огнём, или боковые (тыловые) походные заставы силой до усиленного взвода на удалении до 5 км.
Колонна главных сил в зависимости от условий обстановки может иметь различное построение. Танковое подразделение, приданное мотострелковому батальону, следует обычно в голове колонны, а мотострелковое подразделение, приданное танковому батальону (роте), обычно распределяется между танковыми ротами (взводами) и следует в их походных порядках.
На базе взвода технического обслуживания батальона создается техническое замыкание, задачей которого является оказывать помощь экипажам застрявших и поврежденных машин. Время для оказания помощи в ходе совершения марша не должно превышать 1,5 часов.
Слайд 9Рубежи, пункты и районы, назначаемые на марше.
В целях обеспечения высокой
организованности марша назначаются исходный пункт и пункты регулирования, определяется время
их прохождения. При совершении марша по нескольким маршрутам назначаются исходный рубеж и рубежи регулирования.
Исходный рубеж (пункт) назначается для:
своевременного начала марша;
обеспечения возможности быстро занять своё место в походном порядке;
предотвращения задержки и смешивания подразделений.
Формирование колонн, их вытягивание к исходному рубежу (пункту) проводятся с таким расчётом, чтобы пройти его точно в установленное время. Исходный пункт назначается на удалении, которое обеспечивает вытягивание и набор заданной скорости колонной на марше, и в зависимости от глубины колонны и условий местности может быть на удалении 5–10 км от передней границы расположения. Каждое последующее подразделение проходит исходный рубеж (пункт) головой колонны в точно назначенное время.
Дистанция между машинами и подразделениями в колонне батальона может быть 25–50 м. При движении по пыльным дорогам и в других условиях ограниченной видимости, в гололёд и по дорогам, имеющим крутые подъёмы и спуски, а также при преодолении зон радиоактивного заражения дистанции между машинами увеличивается. Исходный рубеж (пункт) назначается на линии ясно выраженных ориентиров, хорошо заметных для совершающих марш подразделений местных предметов. В ночное время он может обозначаться световыми ориентирами.
Слайд 10Рубежи (пункты) регулирования назначаются для обеспечения планомерного и организованного совершения
марша подразделениями и дают возможность регулировать скорость движения колонн.
Рубежи
(пункты) регулирования обычно назначаются через 3–4 часа движения по хорошо заметным ориентирам или местным предметам.
Для отдыха личного состава, проверки состояния вооружения и техники и их технического обслуживания в ходе марша через 3–4 часа движения назначаются привалы продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2-х часов во второй половине суточного перехода. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых. При совершении марша на большое расстояние, в несколько суточных переходов, через каждые три – пять суточных перехода может назначаться суточный отдых.
Районы привалов, дневного (ночного), а также суточного отдыха выбираются на местности, которая должна обеспечивать рассредоточенное расположение подразделений, маскировку их от воздушного и наземного противника, защиту от оружия массового поражения, быстрое выдвижение из района для продолжения марша, а также иметь достаточное количество источников воды.
На привалах построение колонн подразделений не нарушается. Все подразделения останавливаются одновременно, дистанции между ними сохраняются. Боевые и транспортные машины останавливаются у правой обочины дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром. В машинах остаются наблюдатели за сигналами, дежурные расчёты зенитных средств и радисты командиров подразделений.
Слайд 11На привалах проводятся контрольный осмотр вооружения, боевой и другой техники,
устранение мелких неисправностей и техническое обслуживание. На привале продолжительностью до
2 часов личный состав обеспечивается горячей пищей. По необходимости подразделения пополняются боеприпасами и дозаправляются горючим. По окончанию привала все машины одновременно возобновляют движение, постепенно увеличивая скорость и дистанции.
Регулирование движения организуется старшим командиром (начальником) в целях планомерного безостановочного и быстрого совершения марша. Регулирование движения осуществляется на маршрутах движения, в районах привалов и отдыха, районах расположения и на рубежах развертывания. Оно организуется заблаговременно, как правило, за 2–4 часа до начала движения. Для регулирования движения на исходных рубежах, рубежах регулирования, переправах, перевалах, в узлах дорог и дефиле выставляются комендантские посты в составе двух-трёх человек во главе с офицером, которые обеспечиваются средствами связи. По мере прохождения подразделениями этих участков посты регулирования снимаются.
Слайд 122. Последовательность и содержание работы командира
отделения при подготовке к маршу.
Командир
отделения, получив задачу на марш в составе взвода:
- проверяет знание личным составом полученной задачи;
- сигналов оповещения, управления и взаимодействия, порядка действий по ним и назначает наблюдателя за сигналами, подаваемыми командиром взвода;
- доводит порядок работы на средствах связи;
- определяет личному составу секторы наблюдения, кому и в каком секторе вести наблюдение в ходе движения;
- указывает порядок действий в движении и на привалах, при нападении противника, преодолении зон (районов) заражения, разрушения, затопления;
- ставит задачу подчиненным по личной подготовке, подготовке вооружения и военной техники к маршу;
- руководит выполнением отданных распоряжений.
При подготовке к маршу командир отделения обязан проверить:
- исправность вооружения и военной техники, приборов ночного видения, средств защиты и пожаротушения, средств связи и светомаскировки;
заправку горючим;
наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной обработки, шанцевого инструмента, возимого комплекта разминирования и средств повышения проходимости.
Слайд 13При наличии времени командир отделения (танка) по карте командира взвода
изучает маршрут:
- протяженность и условия движения по участкам маршрута;
- наличие населенных пунктов;
- труднопроходимых мест;
- мостов и их грузоподъемность, другие сведения.
Составляет схему маршрута:
с разбивкой его по участкам;
указанием километража;
скорости движения;
населенных пунктов;
ориентиров в местах изменения направления движения;
мест остановок и привалов;
труднопроходимых участков.
О готовности к маршу в установленное время он докладывает командиру роты (взвода).
Слайд 143. Действия командира отделения в ходе совершения марша.
Командир отделения на
марше обязан строго соблюдать :
установленный порядок движения и маскировки;
не допускать
задержек на переправах, дамбах, межозерных (межболотных) дефиле, населенных пунктах;
вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и сигналами командира взвода;
своевременно оповещать личный состав о противнике, о радиоактивном, химическом и биологическом заражении.
От умелой организации марша, всестороннего обеспечения и особенно высокой маршевой выучки частей и подразделений зависит успешное выполнение боевых задач войсками.
Кроме того именно в этих действиях очень большую роль играют подразделения технического обеспечения – возможность и способность совершения марша, выполнения большого объёма мероприятий по подготовке к предстоящим действиям (наступлению, обороне, маршу).