Слайд 1Система сопровождения детей с двигательной патологией в Российской Федерации
Слайд 2СТЕПЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.
ШКАЛА ГЛОБАЛЬНЫХ МОТОРНЫХ
ФУНКЦИЙ GMFCS
Слайд 3УРОВНИ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПО ШКАЛЕ
GMFCS
I уровень. Дети передвигаются самостоятельно без
ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными
навыками.
II уровень – передвигаются самостоятельно с ограничениями.
III уровень предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т. п.) по ровной поверхности.
IV уровень. Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются. Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.
V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.
Слайд 4ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ
ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
I уровень
До 2 лет:
начало самостоятельной ходьбы.
2–4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
4–6
лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
6–12, 12–18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.
II уровень
До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
2–4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры,
к 4 годам самостоятельно ходит.
4–6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
6–12, 12–18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.
Слайд 5III уровень
До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
2–4
года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие
расстояния с ручными приспособлениями.
4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.
IV уровень
До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.
Слайд 6V уровень
До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
2–4
года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
4–6,
6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.
Слайд 7Уровни организации движения (Н.А. Бернштейн)
уровень палеокинетических регуляций (рубро-спинальный уровень) (А);
уровень синергий и штампов (таламо-паллидарный уровень) (В);
уровень пространственных регуляций
(С), распадающийся на два подуровня: стриатный, относящийся к экстрапирамидной системе, и пирамидный, относящийся к системе кортикальных уровней.
Уровень D – уровень предметных действий и смысловых целей (теменно-премоторный).
Уровень Е – группа высших кортикальных уровней символических координаций (письмо, речь).
Слайд 8Соотнесение уровней организации движения по Н.А. Бернштейну
с развитием моторики детей
с
ДЦП
Развитие двигательных функций V уровня
Рубро-спинальный уровень
Патологические нарушения: расстройства тонуса: дистонии
(по типу децеребрационной ригидности) и тремор.
Для ДЦП характерно отсутствие произвольного контроля за положением головы, сохранность спинальных тонических рефлексов, обусловливающих позу ребенка в пространстве, тонические движения, вовлекающие мускулатуру всего тела, отсутствие выпрямительных реакций.
Слайд 9Соотнесение уровней организации движения по Н.А. Бернштейну
с развитием моторики детей
с
ДЦП
Развитие двигательных функций IV уровня
Таламо-паллидарный уровень
У детей с ДЦП с
IV уровнем сохранена опора на ноги при пассивной вертикализации, но в вертикальной позиции они обычно находятся в положении «тройного сгибания» (одновременного сгибания всех суставов конечностей).
Вследствие глобальной сгибательной синергии реципрокное ползание и самостоятельная ходьба на этом уровне развития движения недоступны.
Слайд 11Соотнесение уровней организации движения по Н.А. Бернштейну
с развитием моторики детей
с
ДЦП
Развитие двигательных функций III уровня
Стриатный уровень (пространственных регуляций)
Для ребенка с
ДЦП III уровня доступно реципрокное ползание, а также ходьба
с использованием различных опорных приспособлений (ходунков, тростей), на небольшие расстояния по ровной поверхности. На этом уровне возможно самостоятельное удержание вертикальной позы. Самостоятельная ходьба возможна в лучшем случае на несколько шагов по прямой – от опоры до опоры. Остановиться во время движения, не потеряв равновесия, ребенок не может.
Слайд 13Соотнесение уровней организации движения по Н.А. Бернштейну
с развитием моторики детей
с
ДЦП
Развитие двигательных функций II уровня
Пирамидный уровень
Качество ходьбы на этом уровне
развития движения у ребенка с ДЦП существенно отличается от нормального.
Затруднения возникают при ходьбе по неровной поверхности, в толпе, при необходимости совершать остановки,
повороты, перешагивать препятствия.
Слайд 14Соотнесение уровней организации движения по Н.А. Бернштейну
с развитием моторики детей
с
ДЦП
Развитие двигательных функций I уровня
Теменно-премоторный уровень
Для того чтобы правильно решить
двигательную задачу, необходимо в течение всего двигательного акта выверять его с помощью органов чувств, следить и контролировать каждое мгновение: так ли, как нужно, идет решение задачи, и каждое мгновение вносить необходимые поправки. Механизм этих поправок к движению является сенсорной коррекцией.
Слайд 17Педагогическая типология обучающихся с нарушением ОДА
1. дети только с двигательными
нарушениями
2. дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности, выраженными рече-двигательными
и парциальными нарушениями отдельных когнитивных функций
3. дети, которые не могут эффективно обучаться совместно со здоровыми сверстниками.
4. дети с сочетанием с двигательных нарушений и легкой УО
5. дети с тяжелыми двигательными нарушениями в сочетании с выраженной патологией речи, иногда с сенсорным или бисенсорным дефектом
Слайд 18Показатели развития, благоприятные для интеграции детей с нарушением ОДА в
ОО
Нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие
Отсутствие сопутствующих нарушений
Достаточно развитые
навыки самообслуживания
Хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям
Разборчивая речь
Слайд 19Показатели развития, препятствующие интеграции детей с нарушением ОДА в ОО
Сниженный
интеллект
Наличие судорожных припадков
Наличие нарушений зрения или (и) слуха
Отсутствие навыков самообслуживания
Отсутствие
манипулятивной функции рук
Низкая разборчивость речи или ее грубое недоразвитие