Слайд 1Система цен и их классификация
Характеристика основных видов цен
Состав и структура
цены продукции
Слайд 2Система цен -
единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и
регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка
Слайд 3В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
По характеру обслуживаемого оборота:
оптовые
цены покупки и продажи (предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям,
сбытовым организациям обычно крупными партиями);
закупочные цены (с/х производители реализуют свою продукцию хозяйствующим субъектам для последующей переработки);
биржевые цены;
Слайд 4В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
По характеру обслуживаемого оборота:
розничные
цены (цены продажи индивидуальной или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению);
отпускная цена
на предприятиях общественного питания (особая форма розничной цены);
цены на услуги населению (особый вид розничной цены).
Слайд 5В сфере обращения действуют:
снабженческо-сбытовая надбавка – разница между ценой реализации
товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика;
торговая наценка – разница
между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами.
Слайд 6В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
В зависимости от государственного
воздействия, регулирования степени конкуренции на рынке:
свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями
продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке: цена спроса, цена предложения, цена производства
Слайд 8В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
В зависимости от государственного
воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке :
регулируемые цены устанавливаются соответствующими
органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия: предельные (выше которых предприятия не могут устанавливать цену), фиксированные (устанавливаются на определенном уровне).
Слайд 9В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
3. По способу установления,
фиксации:
твердая
подвижная
с последующей фиксацией
скользящая
Устанавливаются в контракте (договоре), поэтому называются контрактными
(цена,
зафиксированная в международной сделке по купле-продаже, указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара на согласованном базисе поставки).
Слайд 11Подвижная цена
в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту
исполнения сделки цена на рынке изменится, то соответствующим образом должна
измениться и цена, зафиксированная в контракте
(«оговорка о повышении
и понижении цены»)
Слайд 12Подвижная цена
при установлении цены в контракте указывается источник информации, по
которому можно судить об изменении рыночной цены;
подвижные цены обычно устанавливаются
на промышленные сырьевые товары, продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам.
Слайд 13Цена с последующей фиксацией
в контракте не указывается, оговариваются условия фиксации
и принцип определения уровня цены
(цена может устанавливаться по договоренности сторон
перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара или перед началом каждого календарного года)
Слайд 14Скользящая цена
цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра первоначальной
договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в
период исполнения контракта (инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы)
Слайд 16Скользящая цена
в контракт могут быть внесены некоторые ограничительные условия, в
частности, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках
которого пересмотр цены не производится; определен процент возможного изменения цены (например, не выше 10% от общей суммы затрат);
скольжение может распространяться не на всю сумму издержек, а на определенные их элементы;
скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия контракта, а на более короткий временной период.
Слайд 17В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
4. По способу получения
информации об
уровне цен:
публикуемые
расчетные
Слайд 19Расчетные цены
применяются в контрактах (договорах) на нестандартное оборудование, производимое обычно
по индивидуальным заказам;
рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа
с учетом технических и коммерческих условий данного заказа;
практикуются при размещении заказов при наличии устойчивых связей между контрагентами.
Слайд 20В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
5. В зависимости от
вида рынка различают:
цены товарных аукционов
биржевые котировки
цены торгов
Слайд 21Цены товарных аукционов
Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных
товаров в заранее установленное время в определенном месте.
Проводятся один
или несколько раз в год в традиционной для каждого аукциона форме.
Общие условия продажи определяются продавцом.
При аукционной продаже, в отличие от обычной, отсутствует ответственность продавца за качество проданного товара.
Слайд 22Цены товарных аукционов
это цены публичной продажи по максимально предложенному
уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот):
могут существенно отличаться
от рыночной цены (быть многократно выше)
в значительной степени зависят от мастерства лица, проводящего аукцион
используются на продукцию лесного, с/х хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства
Слайд 23Биржевые котировки
представляют собой цены специально организованного и, в отличие от
аукционов, постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных товаров –
товарные биржи:
регулярность торговли, ее приуроченность к строго определенному месту, условиям и срокам поставки
ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, осуществление договоров на поставку
заключение сделок с поставкой товаров как со склада, так и в будущем (фьючерсные контракты)
Слайд 24Биржевые котировки
являются ценами реальных контрактов, служат ориентиром для установления цен
по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам
чутко реагируют на изменение
конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов
формируются с учетом надбавок или скидок в зависимости от качества товаров, расстояния до места поставки, предусмотренного биржевым контрактом
Слайд 25Цены торгов
это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на
выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство
определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов
Слайд 26В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
6. С учетом фактора
времени различают:
постоянные
временные
сезонные
разовые
Слайд 27Постоянная цена
цена, для которой определен срок вступления в действие, конечный
срок функционирования не определяется
Временная цена
цена, для которой заранее определен срок
действия
Слайд 28Сезонная цена
цена, которая характеризуется изменением в течение календарного года
в результате неравнозначных условий производства продукции в течение года
Разовая цена
цена
на продукцию разовых заказов
Слайд 297. Внутрифирменные цены
Трансфертные цены
цены, применяемые корпоративными структурами в сделках между
своими предприятиями,филиалами и подразделениями, действующими в одной или нескольких странах:
могут
устанавливаться на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, работы, услуги
данные о трансфертных ценах, как правило, ограничены и составляют коммерческую тайну
Слайд 30В зависимости от классификационного
признака выделяют группы цен:
8. По условиям поставки
и продажи:
цена-нетто – цена на месте купли-продажи
цена-брутто (фактурная цена) –
определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки)
Слайд 31«Франко»
показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца
к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.
Например, «франко-склад продавца» означает, что
все расходы по доставке несет покупатель
«франко-склад потребителя» - все расходы оплачиваются продавцом
Слайд 32В российской практике применяются основные виды цен «франко»
цена «франко-станция (пристань)»
отправления – включает расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до
станции (пристани) отправления и погрузке продукции на транспортные средства
цена «франко-станция (пристань)» назначения – помимо вышеназванных расходов дополнительно включает расходы на перевозку продукции до станции назначения
Слайд 33Транспортный фактор
учитывается во внешнеторговых ценах
порядок обязанностей продавцов и покупателей
в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов
изложен в документе «ИНКОТЕРМС» - сборник Международных правил толкования торговых терминов, издаваемых Международной торговой палатой («ИНКОТЕРМС-2000» – последняя версия)
Слайд 349. Мировые цены -
цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в основных
центрах мировой торговли с платежами в СКВ:
определяются по одним товарам
(обычно -сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров
по другим товарам – ценами бирж, аукционов
по готовым изделиям – обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида
Слайд 35Верхний предел мировой цены
(без скидок) -
определяется поставщиком как средняя
цена основных текущих сделок, в рамках которых реализуется преобладающее количество
данного товара
Нижний предел мировой цены
минимальная экспортная цена, которую может позволить себе поставщик с учетом всевозможных скидок
Слайд 36Ценовые скидки,
применяемые во внешней торговле
Бонусные – предоставляются крупным оптовым
покупателям, как правило постоянным клиентам, за определенный объем оборота в
год.
Временные скидки – применяются в торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер.
Дилерские скидки – предоставляются оптовым и розничным продавцам, агентам, посредникам.
Слайд 37Ценовые скидки
4. «Сконто» - за оплату наличными или досрочное осуществление
платежа.
5. Специальные – для покупателей, занимающих особое положение.
Слайд 38«Состав цены»
это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (себестоимость и
прибыль, выраженные в рублях)
«Структура цены»
это удельный вес отдельных элементов
в цене товара, выраженных в процентах
Слайд 39Элементы цены продукции
себестоимость продукции
прибыль предприятия
оптовая
цена предприятия (без НДС)
акциз по подакцизным товарам
налог на добавленную стоимость
отпускная
цена предприятия (с НДС)
снабженческо-сбытовая надбавка
оптовая цена промышленности (цена оптового посредника)
торговая надбавка
розничная цена
Слайд 40 Определение структуры цены продукции:
позволяет принимать решения о
возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об
увеличении прибыли;
необходимо при разработке стратегии и тактики ценообразования (большая доля себестоимости сигнализирует о снижении конкурентоспособности, низкая – свидетельствует о возможности вести конкурентную борьбу путем снижения цен).
Слайд 41Себестоимость продукции
текущие затраты на ее производство и реализацию, исчисленные в
денежном выражении (производственная себестоимость);
состав затрат, включаемых в себестоимость продукции регламентируется
гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (с изм. и доп.);
для уточнения состава затрат, включаемых в себестоимость, следует проводить мониторинг действующих законодательных документов на соответствующую дату;
расходы, связанные с реализацией товара, называются внепроизводственными, в сумме с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость;
для целей ценообразования необходима плановая калькуляция себестоимости, базирующаяся на прогрессивных нормах расхода материальных и трудовых ресурсов.
Слайд 42Основные калькуляционные статьи
материалы (на изготовление продукции);
зарплата производственных рабочих;
отчисления на социальные
нужды:
прочие прямые затраты;
накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные).
Слайд 43Прибыль предприятия
является формой чистого дохода, за счет которого предприятие:
уплачивает налог
на прибыль, на имущество, на рекламу и др.;
осуществляет инвестиции, создает
резервы на случай чрезвычайных расходов;
осуществляет текущие (операционные) и внереализационные расходы;
уплачивает штрафы, пени, неустойки.
после уплаты налогов и обязательных платежей может использоваться на потребление (материальная, спонсорская помощь, благотворительность, выплату дивидендов и др.)
Слайд 44Налоги в составе цены продукции
являются главным источником формирования доходов государственного
бюджета;
влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению;
могут быть
фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост или снижение;
выполняют социальные функции – определяют степень справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
Слайд 45
В состав цены товара отечественного
производства включаются следующие виды налогов
Налог на добавленную стоимость
Акциз