Слайд 1
Система учебных задач
в преподавании психологии
Слайд 2План
Учебная задача
Классификация учебных задач (Г.А.Бала, Д.Г. Толлингеровой)
Структура и типы
учебной ситуации (В.Я.Ляудис)
Слайд 3Учебная задача
Задача - это знаковая модель какой-то проблемной ситуации.
Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она
превращается в задачу.
Учебная задача - специально подобранная или сконструированная для целей обучения
Задание - требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, выполнить какое-то действие и т.д.
Учебная задача (по Д. Толлингеровой) – разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, «проект будущего учебного действия».
Слайд 4Классификация учебных задач Г.А. Балла
перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части
объекта и др.);
мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и
др.);
имажинативные (образные) представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;
мнемические задачи (запомнить, вспомнить...);
коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).
Слайд 5Классификация учебных задач (таксономия)
Д.Г. Толлингеровой
задачи на воспроизведение знаний;
задачи на
простые мыслительные операции (описание и систематизация фактов);
задачи на сложные мыслительные
операции (аргументация, объяснение);
задачи, предполагающие обобщение знаний (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);
задачи на продуктивное мышление (решение проблем)
Слайд 61. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний
1.1 Задачи на узнавание
1.2 Задачи на
воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий)
1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм,
правил и т.д.)
1.4. Задачи на воспроизведение текста (стихотворений и др.)
Слайд 72. Задачи, предполагающие
простые мыслительные операции
2.1. Задачи на определение фактов
(измерение, взвешивание, решение простых математических задач и пр.)
2.2. Задачи на
перечисление и описание фактов (список, перечень)
2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности
2.4. Задачи на анализ и синтез
2.5. Задачи на сравнение и различение
2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация)
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и пр.)
2.8. Задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение
2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле
Слайд 83. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции
3.1. Задачи на трансформацию (перевод,
выражение знаков в словах)
3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения
и пр.)
3.3. Задачи на индукцию
3.4. Задачи на дедукцию
3.5. Задачи на аргументацию (доказывание верности, верификация)
3.6. Задачи на оценку явлений, событий, процессов, решений
Слайд 94. Задачи, предполагающие обобщение знаний
и сочинение
4.1. Задачи на сочинение
обозрения (конспекты, резюме и пр.)
4.2. Задачи на сочинение доклада, отчета
и пр.
4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты, изложение экспериментов и пр.
Слайд 105. Задачи, предполагающие продуктивное мышление
5.1. Задачи на применение на практике
5.2.
Задачи на решение проблемных ситуаций
5.3. Задачи на целеполагание и постановку
вопросов
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления
Слайд 11Дополнение к классификации (В.Я. Ляудис)
шестой тип задач – рефлексивные
задачи, обеспечивающие переход к метапознавательной деятельности, т.е. к осознанному использованию
собственных приемов построения эвристических алгоритмов:
6.1. – освоение рефлексивных процедур по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания;
6.2. – освоение рефлексивных процедур по отношению к разным видам эвристик;
6.3. – построение письменного текста;
6.4. –построение стратегии совместного и индивидуального решения тех или иных проблем;
6.5. –выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.
Слайд 12Таксация
выбор задач из всех групп на основании определения уровня
требований учебной задачи к операционному составу познавательной деятельности обучаемых.
Учебные задачи могут решаться в условиях создания определенных типов учебных ситуаций
Слайд 13Структура учебных ситуаций (В.Я. Ляудис)
1. Цели включения участников в образовательную
ситуацию.
2.Объективное содержание учебного предмета, структурированное в целях его усвоения.
3.Процедуры,
организующие процесс усвоения содержания учебных предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной деятельности и переход от одного уровня и этапа усвоения к другому.
4.Система учебных взаимодействий преподавателя и учащихся и взаимодействий между учащимися как форма социальной регуляции ситуации развития личности в процессе обучения.
5.Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего процесса усвоения.
Слайд 14Типы проблемных ситуаций
1. Перцептивно-мнемические ситуации: задачи 1 и 2 классов.
2. Продуктивно-эвристические ситуации: задачи 3, 4, 5 классов, направленные на
освоение простых и сложных эвристических программ в ходе решения из соответствующего раздела учебного курса.
3. Продуктивно-рефлексивные ситуации: задачи 4, 5, 6 классов, направлены на самоорганизацию системы способов когнитивной деятельности в данном предметном содержании.
Слайд 15Литература
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер,
2005.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб.: Лидер, 2007.
Методика
преподавания психологии / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. – М.: Высшее образование, 2007.
Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. - М: ВЛАДОС, 2000.