Слайд 1Системный подход в менеджменте
1. Системный подход. Основные системные понятия
2. Системная
пентада
3. Система управления
4. Жесткий и гибкий системный подход
5. Основные
типы схем
Слайд 21. Основные системные понятия
Системный подход - методологическое направление, которое в
целостном процессе выделяет по определённому принципу некоторую группировку элементов (систему)
и рассматривает их взаимодействие внутри неё и с внешними объектам
Система — множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и внешней средой, образующих присущую данному объекту целостность, качественную определенность и целенаправленность.
Слайд 3Признаки системы:
1. Система является совокупностью элементов, связанных между собой определенным
образом. Например, вуз как образовательная система включает в себя следующие
компоненты: специальности, студенты, преподаватели, материально-техническую базу и т.д.
2. Принадлежность к системе влияет на ее элементы и наоборот, поведение системы изменяется, если какой-либо элемент исключается из нее.
3. Упорядоченная совокупность элементов выполняет некую функцию. Например, основные функции вуза – образовательная, научная, методическая и т.д.
4. Совокупность элементов определяется с позиций заинтересованного субъекта, то есть целями анализа.
Слайд 4Элемент системы – это компонент, который в контексте проводимого анализа
нецелесообразно разбивать на более мелкие составляющие.
Пример иерархии элементов системы
Слайд 5Подсистема – крупная функциональная составляющая сложной системы.
Граница системы позволяет определить
те компоненты, которые входят в систему, их взаимосвязь внутри системы
и связь с другими системами.
Линейный менеджер
Менеджер среднего звена
Высшее руководство
Слайд 6Связь — совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других
элементов системы. Установить связь между двумя элементами — это значит
выявить наличие зависимостей их свойств.
Взаимодействие — совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.
Функционирование системы – взаимодействие системы с внешней средой, взаимодействия внутри системы и результат этих взаимодействий.
Слайд 7Иерархические системы подразделяются:
естественные (А,Б) – физико-биологические (атом, молекула, клетка, особь,
стадо. популяция, биосфера и т.д.);
социальные (В)– человек, коллектив, общество, человечество;
искусственные
(Г) – машины, приборы, ЭВМ, комплексы с искусственным интеллектом.
Слайд 8Классы систем
Особь
Комплексы с искусственным интеллектом
Слайд 92. Системная пентада
Критерии
Слайд 10Цель – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата,
к достижению которого стремится система.
Слайд 123. Система управления
Система, формирующая управляющее воздействие u(t), называется управляющей подсистемой.
Система, "испытывающая" на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (объектом
управления).
Обе эти системы в совокупности, с учетом их взаимодействия, образуют уже новую систему — систему управления как совокупность двух подсистем (управляющей и управляемой).
Слайд 144. Жесткий и гибкий системный подход
1. Постановка проблемы
2. Системный анализ
3. Системное проектирование
4. Реализация
5. Эксплуатация
6. Итерация
Слайд 15
1. Общее описание проблемной ситуации
2. Формулировка проблемной ситуации
3. Формулировка основных
определений для системного анализа
4. Построение концептуальной модели
5. Сравнение этапов 2
и 4
6. Выявление возможных и желаемых изменений
7. Действия по улучшению проблемной ситуации
Слайд 165. Различные типы схем
Схема «Вход-выход»
ВХОД
ВЫХОД
а)
ВХОД
ВЫХОД
ТРЕБОВАНИЯ
РЕСУРСЫ
б)
Слайд 17Контур управления
Учебный процесс
ВХОД
ВЫХОД
Регулятор
Датчик
Информация о выходе
Управляющее решение
Слайд 18Системная карта
Учебное заведение
Кадры
Факультеты
Студенты
МТБ
Школы
Конкуренты
Рынок
Работодатели
Слайд 19Схема влияния
Учебное заведение
Кадры
Факультеты
Студенты
МТБ
Школы
Конкуренты
Рынок
Работодатели
Слайд 20Схема отношений
1 – деканат; 2 – ректорат; 3 –
учебный отдел;
4,5,6 – кафедры; 7 - библиотека
Слайд 21Схема функциональных потоков
Результаты вступительных экзаменов
Приемная
комиссия
Абитуриенты
Деканаты
Общенаучные кафедры
Специалист
Выпускающие кафедры
Слайд 23Схема последовательности действий
Слайд 25Причинно-следственная схема
Качество выпускников
МТБ
Кадры
Абитуриенты
УВП
ППС
Лаборатории
Поставщики: школы, лицеи
Метод. обеспечение
Ученая степень
Опыт
Слайд 26Выводы:
1. Системный подход обеспечивает лучшее понимание ситуации и её эффективный
анализ.
2. Для лучшего представления организации её описание можно вести с
позиций системной пентады: цель, объект управления, содержание, связи, субъект управления.
3. Применение схем, описывающих ситуацию графически, позволяет использовать системный подход в полном объеме.