Разделы презентаций


Системы органов человека

Содержание

Критические (сенситивные) периоды в развитии детейВ 1897 г. русский ученый П.И. Броунов описал закономерность чередования периодов стойкости к внешним воздействиям и периодов повышения чувствительности и назвал последние "критическими периодами". Развитие представлений

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Системы органов человека

Системы органов человека

Слайд 2Критические (сенситивные) периоды в развитии детей
В 1897 г. русский ученый

П.И. Броунов описал закономерность чередования периодов стойкости к внешним воздействиям

и периодов повышения чувствительности и назвал последние "критическими периодами". Развитие представлений о сенситивных периодах за рубежом связано с именами К. Лоренца и Ц. Стоккарда. Согласно данным Ц. Стоккарда, в эмбриональном развитии животных и человека есть периоды бурного рост и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. Если по каким-либо причинам происходило блокирование механизмов нормального развития, это вело к его замедлению; если же имело место повреждающее воздействие факторов среды, наблюдался тератогенный эффект в развитии тех или иных органов .
Понятие о сенситивных периодах претерпело существенные изменения со времени своего появления .
Критические периоды также повторяются на протяжении онтогенеза. Л.С.Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Некоторые исследователи выделяют также критические периоды взрослости .
 
Критические (сенситивные) периоды в развитии детейВ 1897 г. русский ученый П.И. Броунов описал закономерность чередования периодов стойкости

Слайд 3Критические (сенситивные) периоды в развитии детей
В физиологии критические периоды получили

название возрастных кризисов. Возрастные кризисы (важнейшие из них - пубертатный

и климактерический) характеризуются как "реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды", как "...быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла".
Для них характерно усиление гетерохронии и дисгармонии в развитии органов и систем как на морфологическом, так и на функциональном уровнях. Например, дисгармония в росте сердца и сосудов в подростковом возрасте часто ведет к функциональным нарушениям в деятельности сердечно - сосудистой системы, а также нервной системы из-за недостаточного снабжения мозга питательными веществами.
Критические периоды представляют собой периоды обострения противоречий между уже сложившимися и вновь созревающими морфологическими структурами и функциональными механизмами .
Период, сенситивный для одной функции, сопровождается ухудшением другой функции или другой составляющей той же самой функции. Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей.
Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Согласно данным эмбриологии, изучающей период онтогенеза, характеризующийся наибольшей свернутостью во времени и недифференцированностью тканей, периоды бурного, ускоренного развития совпадают с повышением чувствительности к благоприятным и неблагоприятным воздействиям .

Критические (сенситивные) периоды в развитии детейВ физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы (важнейшие из

Слайд 4Сенситивные периоды в развитии детей
Сенситивный период – это период повышенной

пластичности , во время которого структура и функция в наибольшей

степени способны изменчивости под влиянием внешних условий.
В развитии ребенка выделяют 4 сенситивных периода:
- в 1 год
- в 3 года
- в 7 лет
- в 14 лет
Под этими периодами понимают – периоды времени которые отличаются качественными изменениями одновременно происходящих в разных физиологических системах:
- с 2 до 4 лет связан с повышенной двигательной активностью. Развивается речь, мышление, возрастает воспитательный контроль к ребенку, что приводит к напряженной работе нервной системы.
- с 6 до 8 лет связан с началом школьного обучения. Меняется образ жизни, снижается двигательная активность, растут статические нагрузки.
- с 12 до 14 лет связан с перестройкой гормональной системы. Усиливается влияние подкорковых структур. Повышаются социальные требования, возрастает самооценка.
Все это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма.

Сенситивные периоды в развитии детейСенситивный период – это период повышенной пластичности , во  время которого структура

Слайд 6Кровеносная система

Кровеносная система

Слайд 7Кровь
Кровь - жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы

и другие растворенные вещества, необходимые для метаболизма либо образующиеся в

результате обменных процессов. Кровь состоит из плазмы (прозрачной жидкости бледно-желтого цвета) и взвешенных в ней клеточных элементов.
Имеется три основных типа клеточных элементов крови: красные кровяные клетки (эритроциты), белые кровяные клетки (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Красный цвет придаёт пигмент гемоглобина. В артериях, по которым кровь, поступившая в сердце из легких, переносится к тканям организма, гемоглобин насыщен кислородом и окрашен в ярко-красный цвет; в венах, по которым кровь притекает от тканей к сердцу, гемоглобин практически лишен кислорода и темнее по цвету.
Объем крови взрослого мужчины - примерно 75 мл на килограмм веса тела; у взрослой женщины - примерно 66 мл. Соответственно общий объем крови у взрослого мужчины - в среднем около 5 л; более половины объема составляет плазма, а остальная часть приходится в основном на эритроциты.
КровьКровь - жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные вещества, необходимые для метаболизма

Слайд 8Основные функции крови
Функции крови

значительно сложнее, чем просто транспорт питательных веществ и отходов метаболизма.

С кровью переносятся также гормоны, контролирующие множество жизненно важных процессов; кровь регулирует температуру тела и защищает организм от повреждений и инфекций в любой его части.
1. Транспортная:
– перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким; – доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям; – удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей; – перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная:
– участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная:
– регуляция температуры, водно-солевого обмена между кровью и тканями.
4. Гомеостатическая:
– поддержание стабильности показателей гомеостаза (рН, осмотического давления и др.).

1

2

3

4

Основные функции крови       Функции крови значительно сложнее, чем просто транспорт питательных

Слайд 9Жидкостная среда организма

Жидкостная среда организма

Слайд 10Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма

Слайд 12Жидкостная среда организма
Жидкие среды в организме человека занимают весомую часть.

Более 80 % веса человека составляет вода. Водные растворы —

электролиты входят в состав каждой клетки нашего тела. Биологическая система «Человек» сама создает необходимые для обеспечения жизни растворы.
Железы внутренней и внешней секреции производят сотни растворов-реактивов. Назначение у растворов самое разное. Секрет пищеварительных желез (до 10-12 л в сутки) участвует в реакциях расщепления продуктов питания.
Плазма — рабочая жидкость нервных проводов.
Лимфа — электролит, обеспечивающий функцию организма.
Жидкость в каждой клетке — это целый биологический химический комбинат.
Всему многообразию жидких сред в организме человека одно начало — кровь.
Кровь приносит в клетки все питательные вещества, уносит продукты жизнедеятельности, создает все рабочие жидкости в организме человека.
Жидкостная среда организмаЖидкие среды в организме человека занимают весомую часть. Более 80 % веса человека составляет вода.

Слайд 13Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа
Клетки

нашего организма функционируют в жидкой среде. Из нее клетки получают

необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности.
Кровь движется по системе замкнутых сосудов и непосредственно не контактирует с клетками ткани.
Тканевая жидкость образуется из жидкой части крови. получила такое название потому, что находится среди тканей тела. Питательные вещества из крови попадают в тканевую жидкость и в клетки. Продукты распада перемещаются в обратном направлении.
Лимфа. Избыток тканевой жидкости попадает в вены и лимфатические сосуды. В лимфатических капиллярах она изменяет свой состав и становится лимфой. Лимфа медленно движется по лимфатическим сосудам и в конце концов попадает снова в кровь. Предварительно лимфа проходит через лимфатические узлы, где она фильтруется и обеззараживается, обогащается лимфатическими клетками.
Жидкости, составляющие внутреннюю среду, обладают постоянным составом – гомеостазом. Он является результатом подвижного равновесия веществ, одни из которых приходят во внутреннюю среду, а другие покидают ее.
Внутреннюю среду организма составляют кровь,  тканевая жидкость и лимфа Клетки нашего организма функционируют в жидкой среде.

Слайд 14Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система

Слайд 15Сердечно-сосудистая система
Состоит из кровеносных сосудов и

сердца. Основной функцией системы кровообращения обеспечение органов питательными веществами, биологически

активными веществами, кислородом и энергией; а также с кровью «уходят» из органов продукты распада, направляясь в отделы, выводящие вредные и ненужные вещества из организма.
Сердечно-сосудистая система    Состоит из кровеносных сосудов и сердца. Основной функцией системы кровообращения обеспечение органов

Слайд 16Строение сердца
Сердце - полый мышечный орган, способный к ритмическим сокращениям,

обеспечивающим непрерывное движение крови внутри сосудов. Здоровое сердце представляет собой

сильный, непрерывно работающий орган, размером с кулак и весом около полкилограмма.
Сердце состоит из 4-х камер. Мышечная стенка (перегородка), делит сердце на левую и правую половины. В каждой половине 2 камеры. Верхние камеры называются предсердиями, нижние - желудочками.
Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой, а два желудочка - межжелудочковой перегородкой. Предсердие и желудочек каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. Это отверстие открывает и закрывает предсердно-желудочковый клапан. Левый предсердно-желудочковый клапан известен также как митральный клапан, а правый предсердно-желудочковый клапан - как трехстворчатый клапан.
Строение сердцаСердце - полый мышечный орган, способный к ритмическим сокращениям, обеспечивающим непрерывное движение крови внутри сосудов. Здоровое

Слайд 17Функции сердца
Это ритмическое нагнетание крови из вен в артерии,

то есть создание градиента давления, вследствие которого происходит её постоянное

движение. Основной функцией сердца является обеспечение кровообращения сообщением крови кинетической энергии. Его отличают исключительно высокие производительность, скорость и гладкость переходных процессов, запас прочности и постоянное обновление тканей.
Для обеспечения нормального существования организма в различных условиях сердце может работать в достаточно широком диапазоне частот. Такое возможно благодаря некоторым свойствам, таким как:
Автоматия сердца - это способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, зарождающихся в нем самом.
Возбудимость сердца - это способность сердечной мышцы возбуждаться от различных раздражителей физической или химической природы, сопровождающееся изменениями физико – химических свойств ткани.
Проводимость сердца - осуществляется в сердце электрическим путем вследствие образования потенциала действия в клетках пейс-мейкерах. Местом перехода возбуждения с одной клетки на другую, служат нексусы.
Сократимость сердца – Сила сокращения сердечной мышцы прямо пропорциональна начальной длине мышечных волокон
Рефрактерность миокарда – такое временое состояние не возбудимости тканей

Функции сердца Это ритмическое нагнетание крови из вен в артерии, то есть создание градиента давления, вследствие которого

Слайд 21Строение и функции органов пищеварения

Строение и функции органов пищеварения

Слайд 22Пищеварительная система человека состоит из:
ротовая полость
глотка
пищевод
желудок
тонкий

кишечник
толстый кишечник
С пищеварительным трактом протоками связаны большие пищеварительные

железы: слюнные, печень и поджелудочная железа.
Длина пищеварительного тракта человека составляет 8 -10 метров.
Пищеварительная система человека состоит из: ротовая полость глотка пищевод желудок тонкий кишечник толстый кишечник С пищеварительным трактом

Слайд 23Функции пищеварения
Это сложный физиологический процесс механической и химической обработки пищи,

всасывания питательных веществ, выделения не переварившихся остатков пищи. Пищеварительная система

- функции:  
секреторная,
моторная,
всасывательная,   
выделительная.
Секреторная функция - выработка пищеварительных соков железистыми клетками, входящими в состав пищеварительных желез.
Моторная функция - сокращение мышц, входящих в состав стенок пищеварительного тракта и механическое измельчение пищи, ее перемешивание и продвижение по пищеварительному тракту.
Всасывательная функция – поступление продуктов ферментативного расщепления (питательных веществ) в кровь и лимфу через стенку отделов пищеварительной системы.
Выделительная функция - выведение из пищеварительного тракта не переварившихся веществ, и некоторых продуктов обмена.
Пищеварительные соки обеспечивают увлажнение, разжижение пищи, создают определенную среду (рН) и содержат воду, слизь, пищеварительные ферменты, биологически активные вещества, минеральные соли и др. Под действием пищеварительных ферментов сложные полимерные молекулы пищевых веществ расщепляются до более простых, которые могут всасываться в кровь и лимфу и усваиваться клетками.

Функции пищеваренияЭто сложный физиологический процесс механической и химической обработки пищи, всасывания питательных веществ, выделения не переварившихся остатков

Слайд 30Пищеварение

Пищеварение

Слайд 31Строение и функции органов дыхания

Строение и функции органов дыхания

Слайд 32Строение и функции органов дыхания
Дыхание. Благодаря дыханию организм получает кислород

и освобождается от излишков углекислоты, образующейся в результате обмена веществ. 

Дыхание и кровообращение обеспечивают все органы и ткани нашего тела необходимой для жизни энергией.  Освобождение энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, происходит на уровне клеток и тканей в результате биологического окисления (клеточного дыхания).
Дыхательный процесс включает несколько этапов:
наполнение легких атмосферным воздухом (вентиляция легких);
переход кислорода из легочных альвеол в кровь, протекающую через капилляры легких, и выделение из крови в альвеолы, а затем в атмосферу — углекислоты;
доставка кислорода кровью к тканям и углекислоты из тканей к легким;
потребление кислорода клетками — клеточное дыхание.
При вдохе грудная полость расширяется, диафрагма опускается, легкие растягиваются. При выдохе объем грудной полости уменьшается, диафрагма расслабляется и поднимается. В дыхательных движениях участвуют наружные межреберные мышцы, мышцы диафрагмы, внутренние межреберные мышцы. При усиленном дыхании участвуют все мышцы груди, поднимающие ребра и грудину, мышцы брюшной стенки.

Строение и функции органов дыхания Дыхание. Благодаря дыханию организм получает кислород и освобождается от излишков углекислоты, образующейся

Слайд 33Схема строения легких
1— трахея;  2 — бронх;  3 — кровеносный

сосуд;  4 — центральная (прикорневая) зона легкого;  5 — верхушка

легкого.
Диафрагма (главная дыхательная мышца) в этот момент также сокращается, отчего ее купол становится более плоским и опускается, отодвигая брюшные органы вниз, в стороны и вперед.  Давление в плевральной полости становится отрицательным, легкие пассивно расширяются, и воздух через трахею и бронхи втягивается в легочные альвеолы.  Так происходит первая фаза дыхания — вдох.
При выдохе межреберные мышцы и диафрагма расслабляются, ребра опускаются, купол диафрагмы приподнимается.  Легкие сдавливаются, и воздух из них как бы вытесняется наружу.  После выдоха - короткая пауза.
Ткань легких состоит из мельчайших наполненных воздухом пузырьков — альвеол, стенки которых густо оплетены кровеносными сосудами.
Легкие имеют двойное кровоснабжение: систему кровеносных сосудов, обеспечивающих газообмен в легких —и спец. артерии, питающие легочную ткань, бронхи и стенку легочной артерии.
Капилляры легочных альвеол - это густая сеть с расстоянием между отдельными петлями в несколько микрометров (мкм).  Это расстояние увеличивается при растяжении стенок альвеол во время вдоха.  Общая внутренняя поверхность всех капилляров, находящихся в легких, достигает примерно 70 м2.  Одномоментно в легочных капиллярах может находиться до 140 мл крови, при физической работе количество протекающей крови может достигать 30 л в 1 мин.

Схема строения легких1— трахея;  2 — бронх;  3 — кровеносный сосуд;  4 — центральная (прикорневая) зона легкого; 

Слайд 34Дыхательная система
выполняет функцию газообмена, доставки в организм кислорода и

выведении из него углекислого газа. Воздухоносными путями служат :
полость носа,


носоглотка,
гортань, трахея,
бронхи,
бронхиолы ,
легкие.
В верхних дыхательных путях воздух согревается, очищается от различных частиц и увлажняется. В альвеолах легких происходит газообмен. В полости носа, которая выстлана слизистой оболочкой и покрыта ресничным эпителием, выделяется слизь. Она увлажняет вдыхаемый воздух, обволакивает твердые частички. Слизистая оболочка согревает воздух, т.к. она обильно снабжается кровеносными сосудами. Воздух через носовые ходы поступает в носоглотку и затем в гортань т. д.
Дыхательная система выполняет функцию газообмена, доставки в организм кислорода и выведении из него углекислого газа. Воздухоносными путями

Слайд 35Выделительная система

Выделительная система

Слайд 36Органы выделения
Основными органами выделения (очищения) человека являются: система внешнего

дыхания (носоглотка, бронхи, лёгкие), кожа, почки и желудочно - кишечный

тракт.
Пары воды и углекислый газ удаляются из организма лёгкими. Жидкие продукты распада, содержащие азотистые, серные, фосфорные соединения и др., выводятся из организма почками и потовыми железами.
Их работа по выведению недоокисленных веществ, продуктов распада, токсических чужеродных веществ (шлаков), согласованна и взаимозависима. Если снижается выделительная функция одной системы, тогда более интенсивно начинают работать другие. Например, при заболеваниях почек, когда затруднено выведение шлаков с мочой, в повышенных количествах они появляются в выделениях кожи, носоглотки, желудка. 
Основная функция органов выделения – поддержание постоянства внутренней среды организма, и прежде всего плазмы крови. 
Организм имеет несколько путей избавления от продуктов распада, иначе происходит отравление организма.   Эту   функцию   выполняют выделительные системы: мочевая система - мочевой пузырь и почки; кишечник/толстый кишечник; желчный  пузырь и потовые железы на коже.
             

Органы выделения Основными органами выделения (очищения) человека являются: система внешнего дыхания (носоглотка, бронхи, лёгкие), кожа, почки и

Слайд 37Выделительная система
Почка - парный орган, в котором образуется моча. В

ворота почки вступают почечные артерии и почечные вены, а также

лимфатические сосуды. Из ворот открываются мочеотводящие пути, состоящие из почечных чашечек, почечных лоханок и мочеточников. Через них из организма непрерывно удаляются избыток воды, минеральных солей, почти вся мочевина, образующаяся в организме, мочевая кислота и некоторые другие продукты распада белков, а также ядовитые вещества, попадающие во внутреннюю среду организма из органов пище варения или из дыхательных путей.
 Мочеточник и мочеиспускательный канал полый трубчатый орган, соединяющий почку с мочевым пузырём.
Функция мочеточника  - проведение мочи от почек к мочевому пузырю за счет непроизвольных перистальтических сокращений мышечной оболочки стенок мочеточников.
Мочевой пузырь. Полый мышечный орган выделительной системы позвоночных животных и человека, расположенный в малом тазу. Служит для накопления оттекающей из почек мочи и периодического её выведения через мочеиспускательный канал.
Мочеиспускательный канал . Трубчатый орган, соединяющий мочевой пузырь со внешней средой. Мочеиспускательный канал служит для выведения мочи.

Выделительная системаПочка - парный орган, в котором образуется моча. В ворота почки вступают почечные артерии и почечные

Слайд 38Выделительная функция кожи
Кожа относится к выделительным системам организма, потому что

функция выделения является одной из наиболее значимых функций кожи за

счет системы потовых желез.
Через них удаляются жидкие продукты распада, содержащие азотистые, серные, фосфорные соединения и др.
Выделительная функция кожиКожа относится к выделительным системам организма, потому что функция выделения является одной из наиболее значимых

Слайд 39Биоритмы человека

Биоритмы человека

Слайд 40Циркадные/циркадианные ритмы человека
Впервые эндогенные циркадные

ритмы были открыты ученым Жан-Жанком Д’Орту де Марэн в 18-м

веке, когда тот описал, что листья растений продолжают циклически двигаться даже в полной темноте и период этого цикла близок к 24-м часам.
Существует гипотеза, что эти ритмы возникли еще у самых ранних одноклеточных организмов и, что основная задача этих ритмов заключалась в том, чтобы защитить реплицирующуюся (делящуюся) клетку, а точнее ее ДНК от повреждающего действия ультрафиолета: репликация осуществлялась в “ночной” период цикла. На сегодняшний день такая регуляция наблюдается у гриба Neurospora crassa. У грибов мутантных по генам циркадных ритмов отсутствует светозависимая регуляция жизненного цикла
Циркадные (циркадианные) ритмы (от лат. circa — около, кругом и лат. dies — день) — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Несмотря на связь с внешними стимулами, циркадные ритмы имеют эндогенное происхождение, это «внутренние часы» организма. Циркадные ритмы присутствуют у таких организмов как цианобактерии, водоросли, грибы, растения, животные. Период циркадных ритмов близок к 24 часам.
Суточный биоритм связан с вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи. Он дает периоды спада и подъема физической и психической активности в течение суток.


Циркадные/циркадианные ритмы человека     Впервые эндогенные циркадные ритмы были открыты ученым Жан-Жанком Д’Орту де

Слайд 41  Основные особенности и типы циркадных ритмов
Ритм сохраняется при постоянных

условиях и имеет период близкий к 24-м часам.
Ритм может быть

синхронизован под действием внешнего освещения.
Ритм не зависит от температуры, пока она изменяется в диапазоне пригодном для жизнедеятельности.
По продолжительности можно выделить следующие типы ритмов жизни человека: 1. Ультрадианные – ритмы повторяются чаще одного раза в сутки. Например, сердечный цикл, работа желудка, электрическая активность мозга (90 минут). Циклические колебания познавательной деятельности человека, колебания внимания с периодом 90-100 минут. 2. Циркадные (от лат. circa – около и dies -день) – суточные ритмы. Эти ритмы помогают организму приспособиться к вращению Земли вокруг своей оси. У человека примерно 300 циркадных ритмов.
Главный циркадный ритм – цикл сна и бодрствования, с ним синхронизированы многие другие, например, суточные колебания температуры тела, выделение гормонов, мочеотделение, подъем и спад умственной и физической работоспособности, скорость обмена веществ и т.д. Большинство процессов протекает более активно днем и затухает ночью. Бывает и наоборот. Например, рост тканей интенсивнее ночью (дети «растут во сне»), рост волос – тоже (мужчины вынуждены бриться каждое утро), выработка мелатонина. 3. Инфрадивные (от лат. infra – меньше) ритмы длиннее суточных – недельные, месячные, годовые.

  Основные особенности и типы циркадных ритмовРитм сохраняется при постоянных условиях и имеет период близкий к 24-м

Слайд 42Внутренние часы человека
У человека и у многих других животных есть

внутренние часы, которые идут даже в отсутствии внешних сигналов. Одним

из наиболее распространенных внешних сигналов является свет. У человека рецепторы, находящиеся в сетчатке, реагируют на свет и посылают сигнал в супрахиазмальное ядро. Дальнейшее распространение сигнала приводит к выработке гормонов регулирующих циркадную активность организма.
Однако при этом такие органы как сердце, печень, почки имеют свои «внутренние часы» и могут выбиваться из ритма, устанавливаемого супрахиазматическим ядром. Сигнал, поступающий в шишковидную железу, вызывает синтез и выделение в кровоток вызывающего сон нейрогормона мелатонина.
У пожилых людей выделяется меньше мелатонина что, вероятно, объясняет, почему старые люди чаще страдают бессонницей. Учёные полагают, что супрахиазматическое ядро отвечает за циркадные ритмы и за колебания параметров, связанных с циклом сон — бодрствование, таких как температура тела, давление и продукция мочи.

Внутренние часы человекаУ человека и у многих других животных есть внутренние часы, которые идут даже в отсутствии

Слайд 43Инфрадианный ритм психологического состояния студентов в динамике сезонов года

Инфрадианный ритм психологического состояния  студентов в динамике сезонов года

Слайд 44Максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18

часов, веса тела - в 20 часов, минутного объема дыхания

- в 13, лейкоцитов в крови в 24 часа. 
Максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18 часов, веса тела - в 20 часов,

Слайд 45
Биоритмы - это программы жизнедеятельности отдельных организмов, систем и всего

организма в целом. Они регулируют время и продолжительность сна, скорость

роста, прибавку в веса и другие параметры детского развития.
До трех лет жизни налаживаются и формируются биологические ритмы ребенка. Именно ориентация на детские биоритмы поможет правильно организовать режим дня. По сути, биоритмы – это программы функционирования и жизнедеятельности всех органов и систем человека.
Ориентируясь на детские биоритмы можно легко регулировать сон ребенка, его рост и развитие, прибавку в весе, выбирать оптимальное время для закаливания обучения, игр и спорта.

Биоритмы ребенка

Биоритмы - это программы жизнедеятельности отдельных организмов, систем и всего организма в целом. Они регулируют время

Слайд 46Суточное расписание биоритмов ребёнка
5-00. Организм отдыхает, мышцы расслаблены, обмен веществ

замедлен, почки в неактивной фазе. Организм ребёнка почти готов к

пробуждению.
6-00. Ребенок еще спит, но надпочечники вырабатывают гормоны адреналин и норадреналин, давление повышается, сердце работает активнее.
7-00. Пик активности иммунной системы. Бактерии и вирусы активно уничтожаются, а лекарства и витамины хорошо усваиваются.
8-00. Печень берется за чистку и «уборку» всего организма, нейтрализуя вредные и вещества и токсины, которые накопились за сутки. Исключаем любую тяжелую, жирную пищу на завтрак, не нагружаем печень. Хорошим завтраком - молочная каша, фрукты, йогурт, сыр, творожок.
9-00. Активность психики увеличивается, сердце работает на «полную мощность», а чувствительность к боли значительно снижается.
10-00-11-00. Организм приближается к наиболее активной своей фазе, которая продлится до часу дня. Поэтому на это время планируйте активную интеллектуальную деятельность, учебу.
12-00. Середина дня. Организм сейчас способен использовать все имеющиеся у него ресурсы. Лучшие часы для детской площадки или в спортивной секции.
13-00. Организм требует отдыха, активность внутренних процессов спадает, печень и поджелудочная работают в полсилы, производя мало глюкозы для мозга. Время обеда и сна.
14-00 -15-00. Силы ребенка сейчас на нуле, мозг практически не воспринимает новую информацию, реакции замедлены, кровь после обеда отлила к желудку.
16-00. Фаза интеллектуального и физического спада но не надолго. Время полдника и спокойных игр, чтения книг, рисования, мозаики и пазлов.
Суточное расписание биоритмов ребёнка5-00. Организм отдыхает, мышцы расслаблены, обмен веществ замедлен, почки в неактивной фазе. Организм ребёнка

Слайд 47Суточное расписание биоритмов ребёнка (продолж.)
17-00. Организм ребёнка вновь на пике

активности, интеллект готов воспринимать и развиваться. В это время можно

посещать музыкальные, спортивные и интеллектуальные кружки и занятия.
18-00. Время для прогулки, мозг нуждается в кислороде, а умственная работоспособность идет на спад.
19-00. Время, когда накопленная за день усталость может проявиться в виде истерик, капризов и ссор на ровном месте. Спокойные игры, рисование и лепка, мультики, но недолго.
20-00. Время ужинать, готовиться ко сну.
21-00. Перед сном память ребенка особенно обострена и способна усваивать много информации. Самое время почитать ребенку детскую энциклопедию или другую книжку.
22-00. Лейкоциты в крови зашкаливают – 12 тысяч белых телец на 1 мл вместо обычных 5-8 тыс. Иммунная система проводит генеральное патрулирование организма, температура тела немного снижается, чтобы обеспечить глубокий ровный и спокойный сон.
23-00-24-00. Мышцы тела все больше расслабляются, происходят восстановительные процессы и регенерация тканей, вырабатывается гормон роста. Появляются сновидения, мозг активно раскладывает новую информацию по полочкам, анализируя и сопоставляя. 1-00. Сон ребенка очень чуток в это время, повышается чувствительность к боли. Поэтому если малыша мучает зубная или любая другая боль, попробуйте унять ее до засыпания.
2-00–3-00. Печень начинает свою работу, все остальное спит. Предельно редкий пульс и дыхание, низкое артериальное давление.
4-00. Мозг мало снабжается кровью и кислородом, организм пока не готов к пробуждению. А вот слух обострен до предела, малейший шорох может сейчас разбудить ребенка.

Суточное расписание биоритмов ребёнка (продолж.)17-00. Организм ребёнка вновь на пике активности, интеллект готов воспринимать и развиваться. В

Слайд 48Возрастные особенности рационального питания

Возрастные особенности рационального питания

Слайд 49Рациональное питание
Составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Следует помнить

о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый

закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Рациональное питаниеСоставляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно

Слайд 50Возрастные особенности рационального питания
Среди факторов внешней среды, обеспечивающих здоровье и

гармоничное развитие ребенка, одно из ведущих мест занимает рациональное питание,

составленное с учетом особенностей детского организма.
Детям необходимо не только восполнять запасы энергии, но и расти, и интенсивно развиваться. Нехватка любых пищевых веществ может сказаться задержкой роста, физического и умственного развития, а также нарушением формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей младшего школьного возраста.
Следует помнить о том, что вреден не только недокорм, но и избыточное или однообразное питание (академик Студеникин М.Я., "О здоровье детей").
Качественный состав пищи зависит от возраста ребенка, школьной и внешкольной нагрузки и климатических условий.
Возрастные особенности рационального питанияСреди факторов внешней среды, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие ребенка, одно из ведущих мест

Слайд 51При составлении пищевых рационов для детей и подростков нужно учесть

ряд особенностей
1.Интенсивный обмен веществ, быстрое

нарастание массы тела. Для обеспечения этих процессов в рационе питания детей должны содержаться источники биологически ценных белков и других незаменимых веществ в относительно больших количествах на единицу массы тела, чем у взрослых. 2.Повышенная мышечная активность. Потребность в легкоусвояемых углеводах выше, чем у взрослых. 3. Несовершенство регуляторных механизмов — нервной и гуморальной систем. Фактором, увеличивающих нагрузку на психоэмоциональную сферу, явл. обилие информации (телевидение, радио). Поэтому повышается эмоциональная возбудимость, нередко приводящая к торможению пищевого центра, ослаблению аппетита и секреции пищеварительных соков. 4.Сниженная адаптационная возможность всех систем организма, в том числе пищеварительной, в связи с незавершенностью формирования компенсаторных физиологических механизмов. У детей наблюдаются резкие колебания секреции и активности пищеварительных соков. Это даёт высокую чувствительность растущего организма к нарушению сбалансированности питания. 5. В связи с этими особенностями для питания детей необходим отбор продуктов рационального состава, их правильное сочетание для дополнения недостающих нутриентов, применение щадящих методов кулинарной обработки и неуклонное соблюдение режима питания. Питание детей должно быть дифференцировано в зависимости от возраста.

При составлении пищевых рационов для детей и  подростков нужно учесть ряд особенностей

Слайд 52Какой должна быть пища ребёнка
Пища ребенка должна быть смешанной (мясо-молочно-растительной)

с достаточных количеством витаминов и минералов. Вегетарианство в наши дни становится

все более популярным, однако не рекомендуется отказывать ребенку в мясных блюдах.
Именно в этих продуктах содержатся нужные ребенку вещества, которых нет в растительной пище. Это полноценные животные белки, некоторые витамины и минералы: витамины группы В, витамин D, кальций, железо, цинк. Рыба является источником витаминов РР, группы В, а также фосфора. Нехватка данных веществ грозит ребенку анемией, снижением гемоглобина, что в свою очередь приводит к ухудшению снабжения тканей кислородом. Детям с пониженным уровнем гемоглобина вегетарианство противопоказано. Нехватка полноценного белка отрицательно сказывается на росте и развитии ребенка (низкорослость и мышечная слабость).
Вывод однозначен: малыш должен по возможности каждый день получать с пищей полноценный белок. Но избыток белка увеличивает нагрузку на почки ребенка, засоряет организм большим количеством продуктов распада, а усиление гнилостных процессов в организме сказываются на общем самочувствии. Исключать из рациона малыша продукты животного происхождения можно только на короткое время. Обязательны для включения в детский рацион продукты растительного происхождения. Растения основной источник важных для организма витаминов, минеральных солей, микро- и макроэлементов: цинка, меди, селена, калия, магния. Также с ними поступают в организм человека фитонциды, клеточные оболочки, органические кислоты. Клетчатка благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта, усиливает его моторику, препятствует запорам.

Какой должна быть пища ребёнкаПища ребенка должна быть смешанной (мясо-молочно-растительной) с достаточных количеством витаминов и минералов. Вегетарианство

Слайд 53Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков
должна быть

на 10% выше их энергетических затрат, так как часть питательных

веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма.
Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов показаны в таблице

Энергетическая ценность суточного рациона питания  детей и подростков должна быть на 10% выше их энергетических затрат,

Слайд 54Потребность в пищевых веществах у детей
Она обратно пропорциональна их возрасту

(чем меньше ребенок, тем потребность больше), так как особенно усиленно

ребенок растет в первые годы жизни.
Большое внимание в питании детей и подростков уделяют его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани.
При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции.
При сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста – не мене 50 мл. В рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, крупы – продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.
Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами А, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5-10% общего количества). Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном питании должна быть не менее 30%. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость болезням, замедляется рост.
У детей наблюдается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10-15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение играют легкоусвояемые углеводы, источники - фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.

Потребность в пищевых веществах у детейОна обратно пропорциональна их возрасту (чем меньше ребенок, тем потребность больше), так

Слайд 55Разное

Разное

Слайд 56Вегетативная нервная система и стресс
Вегетативная нервная система не только связана

с ритмом сердца, отвечает за рост организма, получение энергии через

легкие и кишечник, за циркуляцию крови. В ее ведении находится реализация программы стрессовой борьбы организма (которая запускается соматической нервной системой).
Например, возникает «ситуация-SOS» — организм начинает на нее реагировать. В кровь поступает адреналин, мы собираемся защищаться или же бежать, мы кричим, у нас расширяются зрачки и т. Например, у вас сессия. Когда стоишь у двери кабинета, где идет экзамен, в животе вдруг возникает спазм и рези. Откуда это берется? Это на стрессовую ситуацию откликнулась ВНС (парасимпатический отдел). Возникло нарушение работы вегетативной системы.
Режим стресса включается при нехватке в окружающей среде и в самом организме ресурсов для решения наших текущих проблем.
Вегетативная нервная система и стрессВегетативная нервная система не только связана с ритмом сердца, отвечает за рост организма,

Слайд 57Вегетативная нервная система и стресс (продолж.)
При стрессе страдают органы, которые

для усвоения глюкозы из крови используют инсулин, они остаются голодными,

без энергии. Если стресс хронический, то наступают болезни этих органов. Стресс осуществляется гормоном надпочечников кортизолом.
Природа стресса может быть другой, исходящей изнутри. Например, после черепно-мозговой травмы велика вероятность сбоя нервной системы, когда «повреждённый» головной мозг, как испорченный телефон, начинает отдавать совсем не те команды. Возникает подобие стрессовой ситуации. А ВНС на это реагирует. И мы испытываем панику без всякой видимой причины.
ВНС работает с сигналами, исходящими от внутренних органов, регулируя тонус сосудов и движение крови и лимфы. Сигналы эти тихие, малой амплитуды, и «услышать» их мозгу очень сложно. А невидимым маленьким «начальникам», которые отдают команды краснеть нам или, наоборот, бледнеть и падать в обморок, плакать или смеяться, мы вполне можем им помочь, взять под наблюдение свои реакции и отчасти снять нагрузку с маленьких борцов со стрессом.



Вегетативная нервная система и стресс (продолж.)При стрессе страдают органы, которые для усвоения глюкозы из крови используют инсулин,

Слайд 58Общее значение вегетативной регуляции
Вегетативная нервная система приспосабливает работу внутренних органов

к изменениям окружающей среды. ВНС обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды

организма).
ВНС также участвует во многих поведенческих актах, осуществляемых под управлением головного мозга, влияя не только на физическую, но и на психическую деятельность человека.

Общее значение вегетативной регуляции Вегетативная нервная система приспосабливает работу внутренних органов к изменениям окружающей среды. ВНС обеспечивает

Слайд 59Вегетативная нервная система человека
Вегетати́вная не́рвная систе́ма (от лат. vegetatio — возбуждение; ВНС,

автономная нервная система, ганглионарная нервная система, органная нервная система, висцеральная

нервная система, чревная нервная система, systema nervosum autonomicum, PNA) — часть нервной системы организма, комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень внутренней жизни организма, необходимый для адекватной реакции всех его систем.
Вегетативная нервная система — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желёз внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов.
Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных.

Вегетативная нервная система человекаВегетати́вная не́рвная систе́ма (от лат. vegetatio — возбуждение; ВНС, автономная нервная система, ганглионарная нервная система, органная

Слайд 60Принципы работы симпатической и парасимпатической нервных систем

Принципы работы симпатической и парасимпатической нервных систем

Слайд 61Рисунок 1.5.17. Функция симпатического и парасимпатического отделов нервной системы Парасимпатическая нервная

система 1,2,4,5 - сужение; 3 - усиление секреции; 6 - замедление;

7,13 - расслабление; 8 - уменьшение; 9,11 - усиление моторики; 10 - уменьшение секреции; 12 - сокращение Симпатическая нервная система 14,15,17,18 - расширение; 16 - снижение секреции; 19 - ускорение и усиление сокращения; 20 - сокращение; 21 - усиление; 22,24 - ослабление моторики; 23 - усиление секреции; 25 - расслабление; 26 - возбуждение A - сосуды головного мозга; B - зрачок; C - слюнные железы; D - периферийные сосуды; E - бронхи; F - сердце; G - мышца, поднимающая волос; H - потоотделение; I - желудок; J - печень; K - почка; L - надпочечник; M - кишечник; N - мочевой пузырь; O - половые органы
Рисунок 1.5.17. Функция симпатического и парасимпатического отделов нервной системы Парасимпатическая нервная система 1,2,4,5 - сужение; 3 -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика