Слайд 2Периодизация философской мысли Беларуси
1) 11-15 вв. – средневековый период.
2)
16 – первая половина 17 вв. – период Возрождения и
Реформации.
3) Вторая половина 17 – первая половина 18 вв. – период Контрреформации.
4) Вторая половина 18 – начало 19 вв. – период Просвещения.
5) 20-50-е гг. 19 в. – период романтизма.
5) Вторая половина 19 – начало 20 вв. – период формирования национально ориентированной белорусской философии.
6) 1920-1980-я г. – период господства марксистско-ленинской философии.
7) С 1990-х гг. – современный период.
Слайд 3Средневековый период (11-15 вв.)
В данный период происходит формирование элементов философской
мысли на территории Беларуси (раннефеодальные княжества – Полоцкое, Туровское, Смоленское,
с середины 13 в. – Великое княжество Литовское).
Данный процесс происходил путем усвоения в интеллектуальной культуре земель современной Беларуси греко-византийской патристики в результате принятия христианства из Византии.
Слайд 4Особенности философской мысли средневекового периода
Сущностью философской мысли выступает идея «мудрости»
в качестве гармонического единства знаний, приобретенных в различных сферах действительности
и помогающих человеку в выработке собственной жизненной позиции. Это обусловило несистемность философских знаний, приближение философии к обобщенному жизненному опыту.
По форме философская мысль выступает как заимствование византийской философии и ее основных ориентаций.
Центральной является проблема человека и его взаимоотношений с Богом; поэтому в рамках философской мысли преобладают вопросы этического и социально-политического характера.
Слайд 5Основные представители философской мысли средневекового периода
Климент Смолятич
Кирилл Туровский
Слайд 6Период Возрождения и Реформации (16 в.)
В данный период земли Беларуси
являлись центральным ядром Великого княжества Литовского. В 1569 г. ВКЛ
соединяется с Польским Королевством в федеративное государство – Речь Посполитую.
Философская мысль данного периода развивается под влиянием прежде всего идей западноевропейской философии.
Определяющее влияние на особенности философской мысли данного периода имели идеи Возрождения и Реформации (религиозного движения 16 в., направленного на радикальную трансформацию традиционной церкви, в результате чего возник ряд протестантских и иных постреформационных конфессий).
Слайд 7Особенности философской мысли периода Возрождения и Реформации
Неотделимость философии от других
форм интеллектуальной культуры;
Использование философских идей в религиозной полемике между различными
конфессиями;
Тесная связь ренессансных и реформационных идей;
Преобладание в рамках философской мысли проблем антропологии и социальной философии (вопросы преемственности моральных ценностей, счастья, соотношения индивидуального и всеобщего блага, идеального государства);
Утверждение идей гражданской и политической свободы в рамках шляхетского государства;
Обоснование принципа религиозной толерантности.
Слайд 8Основные представители философской мысли периода Возрождения и Реформации
Философская мысль Возрождения:
Франциск
Скорина
Михалон Литвин
Станислав Кашуцкий
Философская мысль Реформации:
Андрей Волан
Сымон Будны
Мартин Чеховиц
Слайд 9Период Контрреформации (17 – первая половина 18 вв.)
Земли Беларуси на
протяжении данного периода входят в состав ВКЛ и Речи Посполитой.
На
развитие философской мысли данного периода определяющее влияние оказало усиление доминирующих позиций католической церкви в результате движения Контрреформации (общеевропейского религиозного движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в общественной и культурной жизни, утраченных в результате Реформации).
В контрреформационном движении ведущую роль сыграли иезуиты и другие католические монашеские ордена. По их инициативе в ВКЛ возникает сеть средних учебных заведений, а также высшее учебное заведение – Виленская иезуитская академия (с 1579 г.), в которых осуществлялось систематическое преподавание философии.
По образцу католических учебных заведений возникли униатские и православные учебные заведения аналогичного типа.
Слайд 10Особенности философской мысли периода Контрреформации
Формирование академической философии, определяющим направлением которой
становится неосхоластика;
Тесная связь с религиозно-конфессиональной идеологией;
Влияние идеологии сарматизма, в основе
которой находится обоснование особого статуса шляхты в качестве господствующего сословия в общественной системе, ее специфического мировоззрения и образа жизни.
Слайд 11Неосхоластика
Под неосхоластикой понимается философская система, сформировавшаяся во второй половине 16
– первой половине 18 вв. на основе переосмысления средневековой схоластики
в качестве интеллектуальной реакции на идеи Возрождения и Реформации.
Необходимость полемики с гуманистической философией обусловила в то же время включение некоторых ее идей в систему неосхоластики.
Для неосхоластики характерна тенденция к систематичности. Вся философия разделялась на:
- теоретическую (логика, физика, метафизика)
- практическую (этика, экономика, политика).
В рамках Виленской академии сформировалась особая виленская школа неосхоластики. Для нее характерны приоритетное внимание к проблемам логики и теории познания, с одной стороны, и к проблемам этики и социальной философии, с другой.
Слайд 12Основные представители виленской неохоластики
Мартин Смиглецкий
Альберт Коялович
Матей Казимир Сарбевский
Лука Залусский
Слайд 13Период Просвещения (вторая половина 18 – начало 19 вв.)
В данный
период Речь Посполитая претерпевает политический кризис. Попытки реформирования ее социально-политической
системы не имели успеха и в конце 18 в. данное государство прекратило свое существование (разделы 1772, 1793, 1795 гг.). Вся территория Беларуси оказалась под властью Российской империи.
Центром развития философских идей остается Виленская академия, которая с 1773г. Выводится из-под руководства иезуитов и приобретает светский характер (с 1773 г. – Главная школа ВКЛ, с 1796 г. – Главная Виленская школа, с 1803 г. – Виленский университет). В 1812 г. создается Полоцкая иезуитская академия, в которой также велось систематическое преподавание философии.
Определяющее влияние на развитие философской мысли данного периода имели идеи Просвещения.
Слайд 14Особенности философии Просвещения в Беларуси
Просветительская философия на землях Беларуси имела
в значительной степени характер заимствования основных тем и идей западноевропейского
Просвещения;
Компромиссность и умеренность в критике социальной действительности и традиционного религиозного мировоззрения;
Выделение на первый план в системе философского знания вопросов логики и теории познания, методологии естествознания, а также социальной философии;
Обоснование в социальной философии идей физиократизма – учения, согласно которому все явления социальной и духовной реальности объясняются на основе неизменных естественных законов природы.
Слайд 15Основные представители просветительской философии в Беларуси
Направление, связанное с логикой и
теорией познания:
Казимир Нарбут
Ян Снядэцкий
Аниол Довгирд
Физиократизм:
Иероним Стройновский
Иоахим Хрептович
Слайд 16Период романтизма (20-50-е гг. 19 в.)
В данный период территория Беларуси
находится в составе Российской империи.
В результате проводимой царскими властями
политики в 20-30-е гг. 19 в. были закрыты Полоцкая иезуитская академия и Виленский университет – на территории Беларуси не осталось высших учебных заведений, происходит разрыв традиции систематического исследования философских проблем.
В данный период определяющее влияние на философскую мысль Беларуси имеют идеи романтизма, а также немецкой классической философии (кантианство, гегельянство).
Слайд 17Особенности философской мысли романтизма
Под романтизмом понимается общеевропейское культурное течение первой
половины 19 в., возникшее в качестве реакции на кризис идей
Просвещения.
В основании философии романтизма находится антропологический поворот – переориентация философской мысли на проблему человека; при этом человек рассматривается не только как рациональное существо, а как сложный многоуровневый феномен.
В рамках философской мысли приоритетное значение приобретают такие проблемы, как сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории.
Слайд 18Основные представители философской мысли периода романтизма
Юзеф Войцех Голуховский
Флориан Бохвиц
Адам Мицкевич
Слайд 19Период формирования национально ориентированной белорусской философии (вторая половниа 19 –
начало 20 вв.).
В данный период территория Беларуси находится в составе
Российской империи до ее распада в 1917 г. В 1918-1919 гг. происходят первые попытки создания белорусской государственности: Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика.
На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные заведения и систематическое исследование философских проблем.
Философские идеи отражаются прежде всего в рамках различных направлений общественно-политической мысли (западноруссизм, либерализм, политический радикализм).
Слайд 20Формирование национальной белорусской философской мысли
Данный процесс происходит в рамках идеологии
белорусский национальных организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива» и
др.) в конце 19 – начале 20 вв.
Основные идеи:
Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры;
Концепция белорусов как плебейской нации с неполной социальной структурой;
Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа.
Слайд 21Основные представители белорусской национальной философии конца 19 – начала 20
вв.
Франтишек Богушевич
Вацлав Ластовский
Игнат Абдиралович
Слайд 22Период господства марксистско-ленинской философии (1920-1980-я гг.)
Территория Беларуси входит в
состав СССР (в 20-30-е гг. 20 в. Западная Беларусь находилась
в составе Польши).
В данный период возникает сеть высших учебных заведений, а также Институт Философии Академии наук на территории Беларуси, где проводятся систематические исследования в области философии.
Официальным направлением философской мысли становится марксизм-ленинизм – учение, основанное на догматической интерпретации философии марксизма для обоснования созданной в СССР общественной системы.
Слайд 23Особенности марксистско-ленинской философии в БССР
Условно можно выделить два периода:
1) 20-40-е
гг. 20 в.: В данный период происходит формирование марксизма-ленинизма в
качестве официальной идеологической системы; характерными чертами выступают схематичность при исследовании философских проблем, непримиримое отношение к альтернативным направлениям философской мысли.
2) 50-80-е гг. 20 в.: марксизм-ленинизм окончательно получает статус абсолютно истинного учения; происходит переход к фундаментальному исследованию широкого круга философских проблем при заимствовании отдельных элементов других философских учений.
Слайд 24Основные представители марксистско-ленинской философии в БССР
Семен Вольфсон
Бернард Быховский
Слайд 25Современная философия в Беларуси (с 90-х гг. 20 в.)
Развивается в
условиях независимого государства Республики Беларусь.
Основные направления исследований:
1) история философии;
2) теория
познания;
3) философия науки;
4) социальная философия;
5) философия культуры.