Разделы презентаций


Системы счисления

Содержание

Что такое система счисления?Система счисления — это правила записи чисел с помощью специальных знаков — цифр, а также соответствующие правила выполнения операций с этими числами.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Системы счисления
Информатика для СПО

Системы счисленияИнформатика для СПО

Слайд 2Что такое система счисления?
Система счисления — это правила записи чисел

с помощью специальных знаков — цифр, а также соответствующие правила

выполнения операций с этими числами.
Что такое система счисления?Система счисления — это правила записи чисел с помощью специальных знаков — цифр, а

Слайд 3Немного истории
Счёт на пальцах:

Немного историиСчёт на пальцах:

Слайд 4Унарная система
Унарная (лат. unus – один) – одна цифра обозначает

единицу (1 день, 1 камень, 1 баран, …)
только натуральные числа
запись

больших чисел – длинная (1 000 000?)

Уна́рная (едини́чная, ра́зная) систе́ма счисле́ния — непозиционная система счисления с единственной цифрой, обозначающей 1.

Унарная системаУнарная (лат. unus – один) – одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1 баран,

Слайд 5НЕПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ
В непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра,

не зависит от положения в числе. При этом система может

накладывать ограничения на положение цифр, например, чтобы они были расположены в порядке убывания.
НЕПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯВ непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения в числе. При

Слайд 6Непозиционные системы счисления
унарная
египетская десятичная
римская
славянская
и другие…

Непозиционные системы счисленияунарнаяегипетская десятичнаяримскаяславянскаяи другие…

Слайд 7Египетская десятичная система
– 1
– 10
– 100
– 1000
– 10000
– 100000
– 1000000
черта
хомут
верёвка
лотос
палец
лягушка
человек
=

?
=1235
2014 = ?

Египетская десятичная система– 1– 10– 100– 1000– 10000– 100000– 1000000чертахомутверёвкалотоспалецлягушкачеловек= ?=12352014 = ?

Слайд 8Римская система счисления
I – 1 (палец),
V – 5

(раскрытая ладонь, 5 пальцев),
X – 10 (две ладони),


L – 50,
C – 100 (Centum),
D – 500 (Demimille),
M – 1000 (Mille)
Римская система счисленияI – 1 (палец),  V – 5 (раскрытая ладонь, 5 пальцев), 	 X –

Слайд 9Римская система счисления
Правила:
(обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд
если

младшая цифра (только одна!) стоит слева от старшей, она вычитается

из суммы (частично непозиционная!)
Примеры:
MDCXLIV =

1000

+ 500

+ 100

– 10

+ 50

– 1

+ 5

2389 = 2000 + 300 + 80 + 9

2389 = M M C C C L X X X I X

M M

CCC

LXXX

IX

= 1644

Римская система счисленияПравила:(обычно) не ставят больше трех  одинаковых цифр подрядесли младшая цифра (только одна!) стоит слева

Слайд 10Римская система счисления
MCDLXVII =
MMDCXLIV =
MMMCCLXXII =
CMXXVIII =

Римская система счисления MCDLXVII =MMDCXLIV =MMMCCLXXII =CMXXVIII =

Слайд 11Римская система счисления
CMXCIV =
MMMCDXLIX =
MCMXLIX =
MMCDXCIX =

Римская система счисления CMXCIV =MMMCDXLIX =MCMXLIX =MMCDXCIX =

Слайд 12Римская система счисления
3768 =
2983 =
1452 =
1999 =

Римская система счисления 3768 =2983 =1452 =1999 =

Слайд 13Римская система счисления
1468 =
1383 =
1152 =
1099 =

Римская система счисления 1468 =1383 =1152 =1099 =

Слайд 14Недостатки римской системы счисления
можно записывать только натуральные числа;
чтобы записывать большие

числа, необходимо вводить все новые и новые цифры;
сложно выполнять арифметические

действия.
Недостатки римской системы счисленияможно записывать только натуральные числа;чтобы записывать большие числа, необходимо вводить все новые и новые

Слайд 15Славянская система счисления
Система записи чисел кириллицей, цифи́рь — способ записи чисел алфавитной записи

чисел с использованием кириллицы или глаголицы, использовавшийся в Древней Руси.

Славянская система счисленияСистема записи чисел кириллицей, цифи́рь — способ записи чисел алфавитной записи чисел с использованием кириллицы или глаголицы, использовавшийся в Древней Руси.

Слайд 16Позиционные системы счисления
Позиционная система: значение цифры определяется ее позицией в

записи числа.
Алфавит системы счисления — это используемый в ней набор

цифр.
Основание системы счисления — это количество цифр в алфавите (мощность алфавита).
Разряд — это позиция цифры в записи числа. Разряды в записи целых чисел нумеруются с нуля справа налево.
Позиционные системы счисленияПозиционная система: значение цифры определяется ее позицией в записи числа.Алфавит системы счисления — это используемый

Слайд 17Формы записи чисел
6 3 7 5
3 2 1

0
разряды
5
70
300
= 6·103 + 3·102 + 7·101 + 5·100
6000
развёрнутая форма

записи числа

Схема Горнера:

6 3 7 5 = ((610 + 3)10 + 7)10 + 5

для вычислений не нужно использовать возведение в степень
удобна при вводе чисел с клавиатуры, начиная с первой

Формы записи чисел6 3 7 53  2  1  0разряды570300= 6·103 + 3·102 + 7·101

Слайд 18Перевод в десятичную систему счисления
a3a2a1a0 = a3p 3 + a2p

2 + a1p 1 + a0p 0
Через развёрнутую запись:
Через схему

Горнера:

12345 = 153 + 252 + 351 + 450 = 194

=1

разряды: 3 2 1 0

разряды: 3 2 1 0

a3a2a1a0 = ((a3p + a2)p + a1)p + a0

12345 = ((15 + 2)5 + 3)5 + 4 = 194

основание системы счисления

Перевод в десятичную систему счисленияa3a2a1a0 = a3p 3 + a2p 2 + a1p 1 + a0p 0Через

Слайд 19Перевести в десятичную систему счисления
10425 =
10548 =
1010012 =
1010123=
F23A16 =

Перевести в десятичную систему счисления 10425 =10548 =1010012 =1010123=F23A16 =

Слайд 20Перевод из десятичной в любую
194 = 12345 = ((15 +

2)5 + 3)5 + 4
делится на 5
остаток от деления на

5

a3a2a1a0 = ((a3p + a2)p + a1)p + a0

остаток от деления на p

a3a2a1 = (a3p + a2)p + a1

частное от деления на p

Перевод из десятичной в любую194 = 12345 = ((15 + 2)5 + 3)5 + 4делится на 5остаток

Слайд 21Перевод из десятичной в любую
194
194 = 12345
10  5
Делим число

на p, отбрасывая остаток
на каждом шаге, пока не получится 0.

Затем надо выписать найденные остатки в обратном порядке.
Перевод из десятичной в любую194194 = 1234510  5Делим число на p, отбрасывая остатокна каждом шаге, пока

Слайд 22Алгоритм перевода целой части вещественного числа из десятичной системы счисления

в другую позиционную систему
Целую часть числа (N) разделить нацело на

p с остатком. Записать частное и остаток.
Если частное больше p, разделить его на p и записать частное и остаток
Повторять пункт 2 до тех пор, пока частное не станет меньше p

В новой системе счисления целая часть будет записываться из последнего частного, которое будет цифрой старшего разряда, и всех остатков, записанных в порядке обратном порядку их получения.
Алгоритм перевода целой части вещественного числа из десятичной системы счисления в другую позиционную системуЦелую часть числа (N)

Слайд 23Перевести из десятичной системы счисления
10  5
256;114;17;354;1265
10  8
64;112;27;364;2265
10 

3
999;1205;1702;3541;3265
10  7
261;141;17;354;1265

Перевести из десятичной системы счисления10  5256;114;17;354;126510  864;112;27;364;226510  3999;1205;1702;3541;326510  7261;141;17;354;1265

Слайд 24Задачи
Задача: в некоторой системе счисления число 71 записывается как «56x»?

Определите основание системы счисления X.
71 = 56X

ЗадачиЗадача: в некоторой системе счисления число 71 записывается как «56x»? Определите основание системы счисления X.71 = 56X

Слайд 25Решение задачи
в записи есть цифра 6, поэтому X >

6
переводим правую часть в десятичную систему



решаем уравнение
71 = 56X
71 =

5·X + 6

X = 13

1 0

56x

= 5·X1 + 6·X0

= 5·X + 6

Задача: в некоторой системе счисления число 71 записывается как «56x»? Определите основание системы счисления X.

Решение задачи в записи есть цифра 6, поэтому X > 6переводим правую часть в десятичную системурешаем уравнение71

Слайд 26в записи есть цифра 5, поэтому X > 5
переводим правую

часть в десятичную систему




решаем уравнение
Задачи
Задача: в некоторой системе счисления число

71 записывается как «155x»? Определите основание системы счисления X.

71 = 155X

2 1 0

155x

= 1·X2 + 5·X1 + 5·X0

= X2 + 5·X + 5

71 = X2 + 5·X + 5

X = 6

X = -11

в записи есть цифра 5, поэтому X > 5переводим правую часть в десятичную системурешаем уравнениеЗадачиЗадача: в некоторой

Слайд 27Примеры задач
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27

записывается в виде 30. Укажите это основание.
В системе счисления с

некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается в виде 1004. Укажите это основание.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 30 записывается в виде 110. Укажите это основание.

Примеры задачВ системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27 записывается в виде 30. Укажите это основание.В

Слайд 28Примеры задач
Запись числа 2105 в системе счисления с основанием N

выглядит так 313N.Укажите основание N этой системы счисления
Запись числа 658

в системе счисления с основанием N выглядит так 311N.Укажите основание N этой системы счисления
Чему равно число х, если выполнено равенство 25х+172х=135х


Примеры задачЗапись числа 2105 в системе счисления с основанием N выглядит так 313N.Укажите основание N этой системы

Слайд 29Задачи
Задача: найдите все основания систем счисления, в которых запись десятичного

числа 24 оканчивается на 3.
24 = k·X + 3
21 =

k·X

X = 3, 7, 21

ЗадачиЗадача: найдите все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 24 оканчивается на 3.24 = k·X

Слайд 30Задачи
Задача: найдите все десятичные числа, не превосходящие 40, запись которых

в системе счисления с основанием 4 оканчивается на 11.
N =

k·42 + 1·4 + 1 = k·16 + 5

При k =0, 1, 2, 3, … получаем

N = 5, 21, 37, 53, …

ЗадачиЗадача: найдите все десятичные числа,  не превосходящие 40, запись которых в системе счисления с основанием 4

Слайд 31ПРИМЕРЫ задач
найдите все основания систем счисления, в которых запись десятичного

числа 40 оканчивается на 7.
найдите все основания систем счисления, в

которых запись десятичного числа 17 оканчивается на 5.
найдите все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 42 оканчивается на 6.
Найдите все основания системы счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
Найдите все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101




ПРИМЕРЫ задачнайдите все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 40 оканчивается на 7.найдите все основания

Слайд 32Задачи
Задача: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О и

У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААО
3.

ААААУ
4. АААОА
5. …
Найдите слово, которое стоит на 140-м месте от начала списка.

1. 00000
2. 00001
3. 00002
4. 00010
5. …

в троичной системе!

на 1-м месте: 0
на 140-м месте: 139

139 = 120113

ЗадачиЗадача: Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О и У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало

Слайд 33ПРИМЕРЫ Задач
Все 5-буквенные слова, состоящие из букв А,О,У, записаны а

алфавитном порядке. Вот начало списка:
ААААА
ААААО
ААААУ
АААОУ
Выполните следующие задания:
А) определите, сколько

всего слов в списке;
Б) укажите слова, которые стоят на 101-м, 125-м, 170-м и 210-м местах
В) укажите порядковые номера слов ОАОАО, УАУАУ, АОУОА, УОАОУ
Г) укажите номер первого и последнего слова, которое начинается с буквы О
ПРИМЕРЫ ЗадачВсе 5-буквенные слова, состоящие из букв А,О,У, записаны а алфавитном порядке. Вот начало списка:АААААААААОААААУАААОУВыполните следующие задания:

Слайд 34ПРИМЕРЫ Задач
Все 5-буквенные слова, состоящие из букв А,К,Р, У, записаны

а алфавитном порядке. Вот начало списка:
ААААА
ААААК
ААААР
ААААУ
АААКА
Выполните следующие задания:
А) определите,

сколько всего слов в списке;
Б) укажите слова, которые стоят на 150-м, 250-м, 350-м и 450-м местах
В) укажите порядковые номера слов АКУРА, КАРАУ, РУКАА, УКАРА, УРАКА
Г) укажите номер первого и последнего слова, которое начинается с буквы Р
ПРИМЕРЫ ЗадачВсе 5-буквенные слова, состоящие из букв А,К,Р, У, записаны а алфавитном порядке. Вот начало списка:АААААААААКААААРААААУАААКАВыполните следующие

Слайд 35Дробные числа
0,6375 = 6·0,1 + 3·0,01 + 7·0,001 + 5·0,0001
0,

6 3 7 5 = 6·10-1 + 3·10-2 + 7·10-3

+ 5·10-4

Развёрнутая форма записи:

разряды: -1 -2 -3 -4

Схема Горнера:

0, 6375 = 10-1·(6 + 10-1·(3 + 10-1·(7 + 10-1·5)))

0, 1 2 3 45 = 1·5-1 + 2·5-2 + 3·5-3 + 4·5-4

0,12345 = 5-1·(1 + 5-1·(2 + 5-1·(3 + 5-1·4)))

перевод в десятичную систему

перевод в десятичную систему

Дробные числа0,6375 = 6·0,1 + 3·0,01 + 7·0,001 + 5·0,00010, 6 3 7 5 = 6·10-1 +

Слайд 36Дробные числа: из десятичной в любую
0,12345 = 5-1·(1 + 5-1·(2

+ 5-1·(3 + 5-1·4)))
5·(0,12345)= 1 + 5-1·(2 + 5-1·(3 +

5-1·4))

целая часть

дробная часть

0,a1a2a3a4 = p-1(a1 + p-1(a2 + p-1(a1 + p-1 a0)))

p(0,a1a2a3a4) = a1 + p-1(a2 + p-1(a1 + p-1 a0))

Дробные числа: из десятичной в любую0,12345 = 5-1·(1 + 5-1·(2 + 5-1·(3 + 5-1·4)))5·(0,12345)= 1 + 5-1·(2

Слайд 37Дробные числа: из десятичной в любую
10  5
0,9376
0,9376 = 0,43215

Дробные числа: из десятичной в любую10  50,93760,9376 = 0,43215

Слайд 38Алгоритм перевода Дробной части вещественного числа
Дробную часть числа (M) умножить

на основание p.
Записать целую часть полученного числа в позицию с

номером -1;
Выделить дробную часть получившегося числа и умножить на p;
Выделить целую часть числа и записать ее в следующей справа разряд дробной части.
Выполнять пункты 3-4 до тех пор, пока в дробной части не будет получен ноль или не будет достигнута требуемая точность, например пять знаков после запятой

Заметим, что при переводе числа из десятичной системы счисления в другую систему может получиться число с бесконечной дробной частью
Алгоритм перевода Дробной части вещественного числаДробную часть числа (M) умножить на основание p.Записать целую часть полученного числа

Слайд 39Дробные числа: из десятичной в любую
10  5
0,3
10  6
25,375
10

 7
0,311
10  3
215,305

Дробные числа: из десятичной в любую10  50,310  625,37510  70,31110  3215,305

Слайд 40Примеры задач
Запишите число 0,123214 в развернутой форме и с помощью

схемы Горнера
Перевидите число 15,125 в двоичную, четверичную, шестеричную и восьмеричную

системы
Какие из этих чисел больше 0,5; 0,0112;0,123;0,214; 0,225; 0,256;0,357;0,358?
Переведите числа 11,125; 15,75; 22,6875 и 30,375 в систему счисления с основанием 4
Примеры задачЗапишите число 0,123214 в развернутой форме и с помощью схемы ГорнераПеревидите число 15,125 в двоичную, четверичную,

Слайд 41Домашнее задание
Переведите из римской системы счисления: MDCXLIX, MMCDLXIV, CDXCI
Переведите в

римскую систему счисления 103,2067, 1951,2019
Переведите в десятичную систему счисления:

F2B416,101001102,20120113, 6578
Известно, что для целого числа x выполнено: 334+х-334=3310.Определите значение х. Ответ запишите в десятичной системе счисления.
Запись числа 67 в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание N этой системы счисления



Домашнее заданиеПереведите из римской системы счисления: MDCXLIX, MMCDLXIV, CDXCIПереведите в римскую систему счисления 103,2067, 1951,2019 Переведите в

Слайд 42Спасибо за внимание !!!
Контакты: к.т.н. Губанов В.С., преподаватель КМТ, e-mail:

gvs1819kmt@yandex.ru

Спасибо за внимание !!!Контакты: к.т.н. Губанов В.С., преподаватель КМТ, e-mail: gvs1819kmt@yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика