Слайд 1Скульптура Древней Греции
Работа
ученика 5 “Б” ( 1кл.)
МАХЛ РАХ
Ярослава Морочко
Слайд 2 Искусство Древней Греции явилось основой для развития мирового
искусства. Скульптура Древней Греции – стала тем фундаментом без которого
было бы невозможно развитие и совершенствование скульпторов всего мира. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров эпохи Возрождения, прекраснейших скульптурных композиций времен расцвета ампира, классицизма и других стилей. Да и современное искусство нельзя представить без развития лучших традиций искусства Древней Греции.
В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить следующие этапы:
1 Гомеровский период (с 11 в. по 8 в. до н.э.)
2 Архаический период (с 7 в. по 6 в. до н.э.)
3 Классика(с 5 в. до последней трети 4в.до н.э.)
3.1 Ранняя классика ( около 490-450гг до н.э.)
3.2 Высокая классика (около 450-410гг до н.э.)
3.3 Поздняя классика (от конца Пелопонесских войн до возникновения Македонской Империи)
4 Эллинизм (посл.треть 4 в. до н.э.-1 в.н.э)
Слайд 3Статуэтка из Олимпии. Бронза
VIII в. до н. э.
1 Гомеровский период
(с 11 в. по 8 в. до н.э.)
Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.
Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коней, кентавров. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела.
Пахарь.Терракота из Беотии
VIII в. до н. э.
Архаический период
К этому периоду относятся скульптуры, созданные в
период с 7 века до нашей эры по 6 век до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропор-циональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.
Скульптура "Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.
Слайд 5 Для архаики характерны скульптуры женских фигур в
одежде, так называемые коры. Статичность и упрощенность черт в некоторой
мере компенсируется ласковой улыбкой на лице и подчеркнутой сложностью плетения в прическе
Слайд 6 "Курос из Пирея", украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой
скульптуру позднего периода архаики. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий
наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.
Слайд 7 3. Классика (с 5 в.до последней трети
4в.до н.э.)
Скульптуры именно этой эпохи
большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.
В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.
Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.
Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.
Классическую эпоху подразделяется на периоды
Ранняя классика ( около 490-450гг до н.э.)
Высокая классика (около 450-410гг до н.э.)
Поздняя классика (от конца Пелопонесских войн до возникновения Македонской Империи)
Римская копия. Афродита Книдская, Пракситель. Поздняя классика
Слайд 8Ранняя классика
В начале V
века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением
образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения.
Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Однако «жанровые» мотивы, такие как «Мальчик, вынимающий занозу», на самом деле продолжают ряд этически значимых образов. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе «Возничий» ок. 470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей не мешает монументальности образа в целом. .
Прекрасен рельеф алтаря богини Афродиты ок. 460 года (Рим, Национальный музей), изображающий рождение Афродиты из морской пены. Идеально сочетание движения поднимающейся Афродиты, ниспадающих складок одежд и склонившихся к богине нимф.
Слайд 9 В 460-450 годы в
Аттике работал скульптор Мирон из Элевфер.
Прославленные при жизни работы Мирона известны по мраморным копиям (оригиналы были бронзовые) или не сохранились вообще. В копиях до нашего времени дошла статуя «Дискобол» (мраморные копии в Национальном музее Рима, Британском музее, бронзовая статуэтка эллинистического времени в мюнхенской Глиптотеке и др.) и группа, изображающая Афину и Марсия (мраморная копия во Франкфурте-на-Майне, Либигхауз).
В фигуре дискобола происходит принципиальный отказ от типа прямостоящего куроса, хотя ещё сохраняется преобладание фронтальной точки зрения. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.
Дискобол. Мирон
Слайд 10Посейдон
В число возможных авторов статуи обычно ставят Мирона, Каламида или
Агелада
Одним из важных памятников,
знаменующих собой переход к высокой классике, считается бронзовая статуя Посейдона, найденная в море у мыса Артемисион, ок. 450 года до н. э. (Афины, Национальный музей). Бог моря представлен в шаге, занесшим руку, некогда державшую трезубец. Здесь, как представляется, впервые была решена задача сочетания грозного, энергичного движения и монументальной устойчивости фигуры.
Творчество Мирона можно отнести к одному из двух направлений, сложившихся в искусстве классики. Одно из них, представленное мастерами Ионии и Аттики, стремилось выявить красоту движения, в то время как второе, развивавшееся на Пелопоннесе аргосско-сикионской школой, создавало образы гармонии, основанной на внешней неподвижности тела, наполненного внутренним дыханием жизни, скрытым движением. В какой-то степени соединить обе тенденции сумел великий Фидий.
Слайд 11 Высокая классика
Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор»
(копьеносец) (после 440 года), дошедший до нас только в мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр). Спокойно стоящая фигура Дорифора полна внутренней, не выраженной во внешнем действии энергии, жизненной силы. В ней есть то же противоборство несущих и несомых частей конструкции, как и в ордерной системе греческой архитектуры. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. Преодолеть неподвиж-ность помогает хиазм, или, иначе, контрапост. Опора тела перенесена на одну из ног, бедро которой оказывается выше другого, линия плеч, напротив, наклонена в противоположную сторону. Этот приём постановки фигуры, неизвестный в период архаики, получает теперь широчайшее распространение.
Дорифор. Скульптор Поликлет
Слайд 121. Диадумен. Скульптор Поликлет
2. Раненная амазонка. Скульпьптор Поликлет
С именем Поликлета связывается так называемый «канон Поликлета» —
система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела. Всё творчество мастера было направлено на выражение порядка, строя и меры, заложенных в мироздании и в самом человеке. Поликлет создавал образ героического и прекрасного человека.
По имеющимся письменным свидетельствам в качестве масштабной единицы скульптор использовал фалангу большого пальца, удвоенная длина которой равнялась самому большому пальцу, а он в свою очередь два раза укладывался в длине кисти руки. Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела.
Слайд 13 Одним из известнейших скульпторов был
Фидий. Он создал множество статуй, Особенно велика его роль в
руководстве перестройкой Афинского Акрополя. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства. Более того, исключительное совершенство отдельных изображений позволяет видеть в них работу самого мастера. До нашего времени дошли рельефы Парфенона, построенного в 447—438 годах до н. э.. Статуя Афины (воительницы) - высокий, видимый издалека из Пирея монумент был создан Фидием в 465—455 годах до н. э. Ещё одной статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем. Сквозь колонны Парфенона был виден расположенный на стенах его целлы фриз работы Фидия , показывающий шествие празднования Панафиней, где изображения граждан Афин сливались в единое целое с миром богов и героев.
Слайд 14Афина Парфенос. Скульптор Фидий (реконструкция)
В
Парфеноне синтез скульптуры и архитектуры достиг своего высшего развития в
древнегреческом искусстве. Если в западном фронтоне ещё присутствует характерное для ранней классики движение вдоль плоскости стены, то в восточной композиции каждая фигура чувствует себя совершенно свободно. Зритель не замечает ограничивающих рамок архитектуры, создающей пространство для скульптур.
Внутри Парфенона находилась огромная статуя Афины Парфенос (девы), сделанная Фидием в хрисоэлефантинной технике ( то есть в технике скульптуры с применением слоновой кости и пластин золота). На богине был шлем с грифонами. В правой руке Афина держала фигуру Ники, а в опущенной левой — щит, на котором была изображена битва греков с амазонками.
Есть основания полагать, что Фидий использовал золото разных оттенков, что позволяло достичь более тонких художественных эффектов.
Согласно сообщению Плутарха, в связи со статуей были выдвинуты обвинения против Фидия в слишком большой трате золота, а также в том, что в числе воинов на щите он изобразил самого себя и Перикла.
Слайд 15Статуя Зевса
Скульптор Фидий. (Реконстркуция)
Основание статуи имело 6
метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей
статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы Зевс захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».
Статуя Зевса Олимпийского — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия в Греции). Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.
Слайд 16Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея
Скопас. Аполлон
Кифаред
Скопас. Менада
Поздняя классика
В конце
классической эпохи греческая скульптура приняла иной характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения
Одним из представителей нового направления был Скопас, глава новоаттической школы. Он стремился выражать бурные страсти и достигал этой цели с силой, какая раньше не была присуща ни одному скульптору. Скопасу принадлежали, в числе прочего, оригиналы скульптур Аполлона Кифареда, сидящего Ареса виллы Лудовизи и, возможно, Ниобид, умирающих вокруг своей матери. Также ему принадлежит создание части рельефов Галикарнасского Мавзолея.
Слайд 17Эрот. Пракситель
Другой великий мастер той же школы,
Пракситель, любил, подобно Скопасу, изображать глубокие чувства и вызванные страстью
движения, однако лучше всего удавались ему идеально-прекрасные девические, юношеские и полудетские фигуры с оттенком едва пробудившейся или ещё скрытой страстности (Афродита Книдская, Эрот,Гермес с младенцем Дионисом на руках и др.).
Гермес с младенцем Дионисом. Пракситель
Афродита Книдская.Пракситель
Слайд 18 Произведения скульптора Лисиппа:
1.Геракл, борющийся
с немейским львом.
2. Александр Македонский.
3.Апоксимен
В противоположность афинским мастерам-идеализаторам, скульпторы пелопонесской школы этой же эпохи в Аргосе и Сикионе работали в натуралистическом духе, преимущественно воспроизводя сильные и красивые мужские фигуры, а также портреты известных лиц.
Среди этих художников первое место принадлежит Лисиппу, создававшему скульптуры из бронзы, современнику Александра Македонского, прославившемуся его портретными изображениями.
Лисипп дал новый канон пропорций человеческого тела своей статуей атлета-Апоксимена (т. е. счищающего с себя пыль палестры) и создал, в числе прочего, типический образ Геракла
Слайд 19 Леохар — древнегреческий скульптор IV
в. до н. э., который в 350-е годы работал со
Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе. Позднее Филипп II Македонский заказал ему хризоэлефантинные портреты царского семейства для Филиппеума в Олимпии.
Резцу Леохара приписываются такие статуи, как Аполлон Бельведерский, Диана Версальская и Ганимед Ватиканский (известны по римским копиям). Пьедестал одной бронзовой статуи с его именем, изображающий охоту Александра на львов, найден при раскопках в Афинах.
Аполлон Бельведерский, Ганимед Ватиканский и Диана Версальская – скульптор Леохар
Эллинизм
Поздняя греческая античность характеризуется эмоциональ-ностью,
сложными ракурсами, изысканными драпировками, многочисленными деталями. Многие скульптуры стремятся передать не только молодость, здоровье и радость, они показывают и боль, и старость, и даже смерть людей.
Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма – “Лаокоон и его сыновья” скульптора Агесандра Родосского. Композиция этой скульптурной группы полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны.
“Лаокоон и его сыновья”
2-1 в. до н.э. скульптор Агесандр
Слайд 21Сохранилась древнеримская копия, выполненная по греческому оригиналу. Её обнаружение весной
1583 года вызвало сенсацию среди римских знатоков древностей. Эту скульптурную
группу приобрёл кардинал Фердинандо Медичи для собрания древностей на вилле Медичи. Впоследствии скульптура была перевезена во Флоренцию, где ныне экспонируется в Уффици.
В эпоху эллинизма в спокойствие и вели-чественность классики все больше проникает эмоциональность и темперамент.
Прекрасно показы-вает энергию схватки древнгреческая скульптура “Борцы” (или “Панкратион”), приблизительно 2 в до н.э. Панкратион - смесь кулачного боя и борьбы. Авторство этого произведения точно не установлено. Оригинал был утрачен.
Слайд 22 Скульптура Ника Самофракийская сейчас находится
в Лувре в Париже. Она была создана в честь богини
победы Ники. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Автор скульптуры неизвестен. Есть версии, что статуя возведена в честь победы македонского полководца Деметрия I Полиоркета в морском сражении между 295 и 289 годами до н. э. Но в настоящее время наиболее вероятным сражением, которому посвящена Ника, считается сражение у острова Кос в 263 году до н. э., когда в столкновении между Антигоном и Птолемеем II победил флот Антигона
Слайд 23 Знаменитая статуя Венеры Милосской находится в настоящее
время в Лувре в Париже. Была найдена в 1820 году
на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море
Вначале статую отнесли к классическому периоду (510—323 годы до н. э.). Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Агесандр (или Александр), сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. Таким образом, статуя относится к эллинистическому периоду (323—146 годы до н. э.). Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской : богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Высота статуи Венеры Милосской — 2,02 м, пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см — 86х69х93
Слайд 24 Скульптура Древней Греции внесла огромный вклад в мировую
культуру и стала основой для развития этого жанра в последующие
тысячелетия.