Слайд 1Скульптура первой половины 19 века
Русская скульптура этого периода, как и архитектура,
отличается монументальностью.
Скульптура начала XIX в. исключительно патриотична и посвящена в
основном итогам Отечественной войны 1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве.
Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.
Слайд 2Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)
Работал в стиле классицизма. Он создал скульптуры для
Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с
И. И. Теребенёвым), в том числе «Кариатиды».
Слайд 3Ф.Ф. Щедрин. Фонтан «Сирены» в Большом каскаде Петергофа (1805)
Ф.Ф. Щедрин.
Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)
Слайд 4Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)
Русский скульптор и график. Самой ранней его
скульптурной работой является барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому
перед Михайловским замком. А позже он создал парящие аллегории Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» на арке Адмиралтейства.
Слайд 5И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства
И.И. Теребенёв.
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства
Слайд 6Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)
Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со
знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами.
Скульптор работал и в области надгробной пластики.
Слайд 7Рельеф с надгробия М. Козловского
В. Демут-Малиновский «Похищение Прозерпины»
Слайд 9В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот.
Работал над
созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии
художеств.
В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.
Слайд 10В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849)
В. Демут-Малиновский. Бюст Суворова
Слайд 11Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)
Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в
русской скульптуре начала XIX в. Он работал в самых разных
жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов
Слайд 12Памятник Ломоносову в Архангельске
Слайд 13Но подлинную славу он обрёл после создания памятника Минину и
Пожарскому в 1818 г. Создание на памятнике двух фигур очень
усложняло задачу скульптора, но Мартос блестяще справился с ней. Этот памятник посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 г., окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве.
Героика событий XVI в. перекликалась с событиями Отечественной войны 1812 г. Замысел создания памятника возник ещё в начале века, но реализовался только после войны.
Слайд 14Борис Иванович Орловский
(1791-1837)
Русский скульптор эпохи ампира. Академик и профессор
Императорской Академии художеств.
В 1837 г. перед Казанским собором по
указу Императора Александра I были установлены памятники великим полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли архитектора Орловского.
Слайд 15 Образ Барклая-де-Толли напоминает о первом этапе войны с
Наполеоном, когда русские войска под командованием этого полководца вынуждены были
отступать. Ради спасения русской армии. Фигура Барклая-де-Толли статична, он держит маршальский жезл в опущенной левой руке, а задумчивый и грустный взгляд устремлен вдаль.
Слайд 16 В правой руке М.И. Кутузова шпага, а в
левой - поднятый фельдмаршальский жезл. Великий фельдмаршал изображен победителем войск
Наполеона, о чем свидетельствуют поверженные французские знамена у его ног. Его фигура символизирует второй этап войны, когда во главе с Кутузовым русская армия разгромила войска Наполеона.
Слайд 1713 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе
Санкт-Петербурга, в склепе у западной стены северного придела.
После захоронения Кутузова,
в окружении боевых трофеев победоносной армии, храм на Невском проспекте по праву стал считаться памятником всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. Поэтому, когда встал вопрос о месте установки монумента выдающемуся полководцу, двух мнений не было.
Слайд 18Легенды и мифы
Во время Второй мировой войны памятники
русским полководцам - Кутузову, Суворову и Барклаю-де-Толли не были закамуфлированы.
Жители города верили, что пока вражеский снаряд не заденет хоть один из этих трех памятников, неприятель не сможет взять город. За всю блокаду ни одна бомба не попала в эти памятники, а немецким войскам так и не удалось покорить город на Неве.