Слайд 1Слава, пришедшая после …
Клуб «Подружка»
Слайд 2Франц Кафка слишком остро переживал свою неприспособленность к жизни и
до самой смерти оставался одиноким и отчужденным от людей. Он
видел смысл своей собственной жизни только в творчестве, только в занятиях литературой, но явно не считал свои произведения представляющими интерес для других.
При жизни Кафка опубликовал только сборники рассказов, а три своих романа — по сути, все три неоконченных, — не только не стал публиковать, но и просил своего друга, писателя Макса Брода, сжечь вместе с другими оставшимися после него рукописями — набросками рассказов, дневниками.
Брод не выполнил завещания и опубликовал 9 томов произведений Кафки.
Слайд 3Позиция «среда заела» кажется Кафке слишком соблазнительным и слишком легким
решением. Потому-то проблематика всех его главных произведений вращается вокруг юридических
комплексов — вины, оправдания, наказания, — но, конечно же, в юридическом обличье у него предстают проблемы нравственные.
Однако если бы творчество Кафки было только самобичеванием, только изживанием его личных комплексов, оно едва ли получило бы такой мировой резонанс.
Кошмары и фантасмагории, порожденные его болезненной фантазией, запечатленные как в маленьких притчах, так и в довольно объемных незаконченных романах, оказались, как показало время, пророческими. Годы Второй мировой войны, гитлеровских и сталинских концлагерей наполнили их содержанием, которое Кафка в них не вкладывал, да и вряд ли мог предвидеть.
Тем не менее, после смерти Кафки о нем заговорили как о пророке: его рассказы и романы исследуются учеными во всех уголках земного шара. Их обсуждают на конференциях, им посвящаются бесчисленные трактаты. В разное время в отдельных странах на них налагали запрет, их не переводили и не издавали.
В настоящее время творчество Кафки оценено по достоинству и художественный мир его произведений по праву считается одной из вершин европейского литературного модернизма.
Слайд 4Роман «Процесс»
По своему жанру «Процесс» относится к философскому роману. При
этом в нём удивительно тонко переплелись черты и классического романа
эпохи реализма, и фантастического романа. Всё вместе дало потрясающий литературный результат. На протяжении всего повествования, затрагивающего один год из жизни главного героя – старшего прокуриста банка, Йозефа К., читатель погружается автором в хорошо знакомый и понятный ему мир. Вот перед нами пансион, в котором живут обычные люди начала XX века. Вот – банк, в котором работают ничем не примечательные чиновники и курьеры. Вот – город с его улицами, домами и предместьями, его бытом и людьми. Всё, как всегда, всё, как надо, и только Суд, как незримая рука судьбы, постоянно врывается в привычную реальность и разрушает её своим присутствием.
Слайд 5Периодическое появление фантастических элементов в «Процессе» никак не выделяется автором.
Они входят в повествование естественным образом. Даже при описании самых
невероятных вещей (например, повторяющихся изо дня в день сцен порки экзекутором двух стражей в банковской кладовке, которые видит только Йозеф К.). Кафка не использует никаких особых художественных средств выразительности речи. Его литературный стиль, его язык одинаково спокоен, подробен и чёток в любых ситуациях. Но именно это невыделение странностей, разрушающих привычную картину реальности, и позволяет «Процессу» показать всю нелепость окружающей действительности.
Слайд 6Когда-то давно Шекспир сравнил человеческую жизнь с театром. Кафка пошёл
ещё дальше: он увидел в жизни один бесконечный судебный процесс,
бессмысленный и беспощадный. Арест главного героя не случайно приходится на день его рождения – это своеобразная подсказка читателю, указывающая на то, что все последующие события будут не столько реальными, сколько иносказательными. Последний год своей жизни Йозеф К. проживает в рамках судебного процесса, о котором никто ничего не знает. Вина персонажа неизвестна даже судьям, ведущим его дело. Он виноват просто потому, что каждый человек в этой жизни может быть в чём-то виноват, и этого – достаточно.
Слайд 7Композиция романа строится по классическому принципу: в начале происходит завязка
сюжета (пробуждение Йозефа К. от сна, извещение об аресте и
допрос в комнате фройляйн Бюстнер), затем идёт развитие действия (и идёт очень медленно, судя по тому, что первое ходатайство в суд адвокат Гульд пишет на протяжении нескольких месяцев), после чего наступает кульминация (отказ Йозефа от услуг адвоката и выслушивание им глубоко философской притчи «Перед Законом»), вслед за которой следует неожиданная, на первый взгляд, но подготовленная всем ходом повествования логичная развязка (приведение в исполнение смертельного приговора). За что он наказан, Йозеф К. не узнаёт даже тогда, когда его убивают «как собаку» - ножом в сердце.
Слайд 8Все герои романа так или иначе связаны с судебным производством.
Бесконечные судейские чиновники разных рангов и мастей, адвокат Гульд, судейский
художник Титорелли, сиделка адвоката Лени – все они работают либо на Суд, либо на тех, кто в него вхож. Даже совершенно нейтральная фройляйн Бюстнер (машинистка по профессии), появившаяся в жизни Йозефа К. после его ареста, сразу же хочет заняться юриспруденцией для того, что иметь возможность помочь персонажу оправдаться. Стоит сказать, что на протяжении всего «Процесса» женщины к главному герою так и липнут. Адвокат Гульд объясняет это тем, что они подсознательно видят всех обвиняемых красивыми. Особенно сильно эта черта проявляется в сиделке адвоката – Лени. Она готова дарить свою любовь каждому обвиняемому – и не по очереди, а всем сразу.
Слайд 9Абсурдность жизни показывается Кафкой и через хронотоп произведения. Йозеф К.
постоянно сталкивается с судебной системой в замкнутых, душных пространствах –
у себя в комнате (и чуть ли не в постели), на чердаке судебной канцелярии, в ателье с наглухо заколоченными окнами. Со временем пространство начинает замыкаться и в пределах обычной жизни персонажа: в окна ему открываются крохотные кусочки стен и крыш соседних домов, внутри помещений его постоянно окружают толпы людей – судебные чиновники, банковские служащие, распущенные девочки-подростки.
Решившийся на самостоятельную защиту, Йозеф К. обрекает себя на смерть уже одним тем, что не желает играть по правилам судебной системы. В этом его трагедия, но в этом и его счастье.
Слайд 10Новелла «Превращение»
Главный герой новеллы – Грегор Замза, является кормильцем своей
семьи, состоящей из отца – полностью разорившегося пражского обывателя, матери
– страдающей астмой, и сестры Греты. Дабы спасти семью от нищенства, Грегор работает у одного из кредиторов отца на должности коммивояжера, торговца сукном. Он находится в постоянных разъездах, но вот однажды в перерыве между такими поездками он ночевал дома, а утром когда проснулся, случилось выходящее за рамки человеческого понимания происшествие. Грегор превратился в жука.
Слайд 13«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что
он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа
на панцирно-твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.
“Что со мной случилось?” — подумал он. Это не было сном».
С этих слов начинается новелла.
Слайд 14Но это было только начало всех неприятностей. Дальше, хуже. Вследствие
такого необычного превращения Грегора в жука, его уволили с работы,
естественно, он не мог больше работать, обеспечивать свою семью деньгами и выплачивать долг своего отца.
На превращение Грегора каждый член семьи отреагировал по-своему. Отца это разозлило, он не мог понять каким образом в теле жука, может находиться его сын. Мать очень испугалась и расстроилась, но все, же не утратила материнских чувств, и понимала, что в этом теле находится ее сын. Сестра Грета, считала жука омерзительным, но, несмотря на это взяла на себя груз, ухаживать за ним. Невозможно сказать из родственных ли чувств, или из желания показать родителям свою самостоятельность, а может из благодарности Грета, ухаживала за жуком, но скорее все, же второй вариант ближе всего к истине.
Слайд 15Выход Грегора в гостиную, когда там находились все члены семьи
и начальник с его работы, ни в коем случае нельзя
расценивать как вызов обществу. По словам и мыслям Грегора можно понять, что он является человеком с повышенным чувством ответственности. Герой вышел из комнаты к людям в своем нынешнем состоянии, только потому что из-за чувства долга и понимания важности своих обязанности перед семьей и работодателем, напрочь забыл о своем плохом самочувствии и необычном превращении.
На решение Грегора уйти из жизни повлияло множество факторов его существования в виде жука...
Во-первых ему было очень одиноко, сознание не могло выдержать жизни в жучином теле. Во-вторых он не мог больше помогать своей семье сводить концы с концами в материальном плане. В-третьих, и это самое важное, Грегор Замза очень любил свою семью и всю жизнь занимался самопожертвованием ради нее, а теперь не мог этого больше делать, вместо этого он стал обузой для своих родителей. В последний день своей жизни он услышал как его сестра сказала, что если бы он был разумным и любил свою семью, то ушел бы от них и не стал бы мешать, Грета давила на его совесть, и Грегор не выдержал.
Слайд 16Грегор превратился в жука скорей всего потому что даже когда
он был в человеческом теле, его жизнь напоминала больше жизнь
жука нежели человека. Он самоотверженно работал не ради себя, а ради семьи, ничем не интересовался и был одиноким. А возможно это потребовалось для того что бы он увидел неблагодарность своей семьи, не заметно что бы они особо страдали именно из за того что Грегор болен, вместо этого их заботили только финансовые проблемы.
Франц Кафка в своей новелле «Превращение» затронул проблемы самоотверженности, трудоголизма, семейных отношений. Показал что из-за материальных трудностей человек может и вовсе потерять гуманность.
Слайд 17Ф.Кафка. Афоризмы
Что радостнее, чем вера в бога домашнего очага!
Это чувство:
«здесь я не брошу якорь» — и сразу почувствовать катящиеся, несущие
волны вокруг себя!
Проверь себя на человечестве. Сомневающегося оно заставляет сомневаться, верящего — верить.
Общение с людьми совращает к самоанализу.
Слайд 18Ф.Кафка. Дневники
«Дневники» Франца Кафки — это подлинное произведение искусства.
Жизнь
здесь повторяет литературу, сны переплетаются с реальностью, сознание — с
подсознанием.
Слайд 19Я убежден, что уже малейшая возможность писать письма... принесла в
мир ужасный душевный разброд. Это ведь общение с призраками, причем
не только с призраком адресата, но и со своим собственным призраком, который разрастается у тебя под рукой, когда ты пишешь письмо, а уж тем более серию писем, где одно письмо подкрепляет другое и уже ссылается на него как на свидетеля... Писать письмо - это значит обнажаться перед призраками, чего они с жадностью ждут. Написанные поцелуи не доходят по адресу - их выпивают призраки по дороге.
Ф.Кафка
Слайд 20Кафка начал вести дневник с 1910 года и вел его
иногда с продолжительными перерывами – по 1923 год. Самую большую
часть составляют записи 1911 и 1914 годов; 1918 год вообще отсутствует: записей за 1919, 1920, 1921, 1922, 1923 годы немного, и они приведены нами полностью; из записей остальных годов здесь представлено около половины текста. Выбранные записи, как правило, даются без купюр.
Отдельную часть «Дневников» составляют путевые дневники, которые Кафка вел во время путешествий по Швейцарии, Франции и Германии (1911 и 1912 годы)
Слайд 21«Дневники» Франца Кафки периода 1910 — 1912 гг. интересны прежде
всего тем, что не оставляю ни малейшего ощущения «дневниковости» Напротив,
читатель невольно начинает подозревать, что перед ним — попросту коллекция блестящих сюрреалистических эссе, в которых мир внешний и мир внутренний, мир видения и мир видения переплетается столь тесно и своеобразно, что различить их практически невозможно.
Так что же — гениальная литературная мистификация. Или просто — гениальность творчества с голь высокого, что даже «заметки на его полях» становятся памятником литературы XX столетия? На этот вопрос каждый ответит сам.
Слайд 22Роман «Замок»
Написанный в 1922 году «Замок» Франца Кафки относится к числу наиболее
значимых и загадочных философских романов XX века. В нём писатель
поднимает важную теологическую проблему пути человека к Богу. Сочетающий в себе литературные черты модернизма и экзистенциализма, «Замок» представляет собой произведение во многом метафорическое и даже фантастическое. Реалии жизни в нём присутствуют постольку поскольку: художественное пространство романа ограничено Деревней и возвышающимся над ней Замком, художественное время меняется иррационально и без объяснения причин.
Слайд 23Место действия «Замка» нельзя вписать в конкретные географические реалии, поскольку
оно вбирает в себя весь мир: Замок в нём является
прообразом мира небесного, Деревня – земного. На протяжении всего романа разные герои подчёркивают, что между Деревней и Замком нет особой разницы, и в этом явственно прослеживается одно из основных положений христианского вероучения о слитности и нераздельности земной и небесной жизни.
Время действия «Замка» не имеет исторических точек опоры. О нём известно лишь то, что сейчас зима и продлится она, скорее всего, целую вечность, поскольку приход весны (по словам Пепи, временно заменяющей буфетчицу Фриду ) – кратковременен и нередко сопровождается выпадением снега. Зима в романе – это авторское восприятие человеческой жизни, погружённой в холод, усталость и постоянные снежные препятствия.
Слайд 24Композиция романа не поддаётся какому-либо анализу в силу незаконченности и
особого сюжетного развития «Замка». В этом произведении нет резких спадов
и подъёмов. Главный герой – К. – приезжает в Деревню (рождается) и остаётся в ней навсегда для того, чтобы найти дорогу в Замок (к Богу). Роман, как и вся человеческая жизнь, не имеет классической завязки, развития и кульминации. Он, скорее, делится на смысловые части, представляющие собой разные этапы жизни главного героя.
В начале К. выдаёт себя за землемера и с удивлением узнаёт, что он и есть – землемер. От Замка К. получает двух помощников – Артура и Иеремию. В романе эти герои отчасти напоминают собой ангелов (хранителя и «разрушителя»), отчасти – детей. Непосредственным начальником К. становится Кламм – важный чиновник из Замка. Кто такой Кламм? Как он выглядит? Что собой представляет? Чем занимается? Этого не знает никто. Даже посыльный Кламма – Варнава – и тот никогда напрямую не видел этого персонажа. Не удивительно, что К., как и все жители Деревни, неудержимо влечёт к Кламму. Главный герой понимает, что именно он поможет ему найти дорогу в Замок. В каком-то смысле Кламм является для деревенского населения Богом, если не считать того, что главным в Замке заявлен некий граф Вествест, который упоминается только один раз – в самом начале романа.
Слайд 25Как и в любом крупном произведении, в «Замке» есть своя
вставная история – рассказ Ольги, сестры Варнавы, о несчастье, приключившемся
с её семьёй. Повествование девушки можно назвать информационной кульминацией романа, объясняющей читателю истинные взаимоотношения между деревенскими жителями и замковыми чиновниками. Первые, как и положено обычным людям боготворят вторых, являющихся небесными созданиями (какими именно: добрыми или злыми – каждый может решить для себя сам). В Деревне принято угождать чиновникам из Замка, исполнять все их прихоти. Когда Амалия (младшая сестра Варнавы и Ольги) отказывается прийти в гостиницу на свидание с Сортини, новость моментально разносится по округе, и семья девушки оказывается в полной изоляции – с ними перестают работать и общаться. Попытки отца семейства испросить своей семье прощения (вымолить) заканчиваются тяжёлой болезнью. Ольга, проводящая ночи со слугами чиновников, не может добиться даже того, чтобы о ней потом вспомнили в Замке. И только Варнава, горящей искренним рвением попасть на службу в Замок, добирается до самых первых канцелярий (церкви), где он видит просителей (людей), чиновников (священнослужителей) и иногда даже самого Кламма (Бога).
Слайд 26Любовная сюжетная линия в романе связана с взаимоотношениями К. и
Фриды. Главный герой обращает на неё внимание, узнав, что она
является любовницей Кламма. К Фриде его влечёт в силу двух причин: она хороша и как средство достижения цели (личной встречи с Кламмом), и как олицетворение Кламма и Замка. Что движет самой Фридой, бросившей хорошую должность (жизнь) и влиятельного любовника (Бога) ради нищего землемера, понять сложно. Можно лишь предположить, что девушка захотела бросить вызов обществу с тем, чтобы стать ещё более заметной и любимой Кламмом по возвращении к нему (после искупления грехов).